Источник

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Из Четьих–Миней св. Димитрия, митрополита Ростовского

Господь, на небесах живущий, восхотев явиться на земле и пожить с человеками, прежде уготовал на ней место селения славы Своей – Пречистую Свою Матерь: ибо в обычай у царей, когда они хотят придти в какой-либо город, предуготовлять себе в нем для пребывания палату. И как палаты земных царей созидаются искусснейшими мастерами из драгоценнейших предметов, на возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее всех иных жилищ человеческих, так имела создаться и палата славы Царя Небесного. В Ветхом Завете, когда Бог восхотел жить в Иерусалиме, Соломон создал Ему храм (3Цар. 5–7 гл.) чрез искусснейшего строителя Хирама (3Цар. 7:13–40), который был исполнен художества разума и знания на всякое дело. Создал же Соломон храм из драгоценнейших веществ, из превосходного камня (3Цар. 5:17–18), из благовонных деревьев, – кедра и кипариса (2Цар. 6:9–10), привозимых с Ливана, и из чистого золота, на возвышеннением месте, на горе Мориа. Храм был тем прекраснее, что на стенах его были еще изваяны изображения херувимов, различных деревьев и плодов (3Цар. 6:18– 35; 7:18–22, 29–42). Пространством храм был столь велик, что в нем могло вместиться без тесноты все множество людей Израильских, и снизошла на него слава Господня во огне и облаке (3Цар. 8:10–11). Однако храм сей был недостаточен для вмещения в себе Невместимого Бога. Соломон создал Ему храм, но Вышний не в рукотворенных храмах живет. Кий храм созиждете Ми, – говорит Господь, – или кое место покоищу Моему (Деян. 7:49)? И вот, Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворенный храм – Пречистая, Преблагословенная Дева Мария. Каким же строителем создан был храм тот? – Воистину, премудрейшим, Самою Премудростию Божиею, как говорит Писание: Премудрость созда Себе дом (Притч. 9:1), а все сотворенное Премудростию Божиею прекрасно и совершенно. А пoелику Премудрость Божия создала одушевленную палату Слова, – посему создался совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая палата для пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный чертог для пречистого и неоскверненного Жениха, непорочное селение для непорочного Агнца. Сему – верный свидетель на небе, говорящий к Ней: вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в тебе (Песн. 4:7). И святый Дамаскин пишет: «вся – чертог Духа, вся – град Божий, море благодатей, вся – добра, вся – ближняя Богу» (Слово на Рожд. Пресв. Богор.).

Из каких же веществ создалась сия палата? Воистину, из драгоценнейших: ибо произошла, как от драгоценного камня, из царского рода, от Давида, который вложенным в пращу камнем, прообразовавшим Камень – Христа, поразил Голиафа (1Цар. 17:39–51); и как из благовонных деревьев – кедра и кипариса, Дева Богородица родилась из рода архиерейского, приносящего благовонные жертвы Богу. Отец Ее, святый праведный Иоаким, был сыном Варпафира, ведущего свое происхождение от сына Давидова Нафана, а мать Ее, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Ааронова; таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери – архиерейского. О, из сколь драгоценнейших веществ, – разумею пречестнейшее происхождение, – создалась Царю славы одушевленная палата! И как в Соломоновом храме каменные и деревянные здания приобретали особенную ценность от чистого золота, которым были позолочены: так в рождестве Пресвятой Богородицы благородство царского и архиерейского происхождения еще более заслужило почтения от целомудрия святых Ее родителей, которое дороже, нежели злата и сребра сокровища, честнейша есть камений многоценных, всяко же честное недостойно ея есть (Притч. 3:14–15). Ибо Пресвятая Дева родилась от целомудренных родителей, что выше всякого благородства. О сем святый Дамаскин, обращаясь к святым праведным Богоотцам, говорит так: «о, блаженные супруги, Иоаким и Анна! Воистинну, по плоду чрева вашего вы явились непорочными по слову Господню: от плод их познаете их (Мф. 7:16, 20). Вы устроили свою жизнь, как благоугодно Богу и как достойно сие Рожденной от вас. Ибо, живя целомудренно и праведно, вы произрастили сокровище девства, – разумею Деву: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, по рождестве Деву, и всегда Деву, единую приснодевствующую и умом, и душою, и телом. Подобало же, чтобы девство, от целомудрия рожденное, было принесено плотию Самому Единородному Свету. О, двоица чистейших словесных горлиц, Иоаким и Анна! Вы, соблюдши целомудренно закон природы, Божественно сподобились сверхъестественных дарований, и родили миру Деву Божию Матерь. Вы, благочестиво и праведно поживши в человеческом естестве, произвели Дщерь высшую ангелов и ныне владычествующую над ангелами. О, прекраснейшая и сладчайшая Дщерь! О, крин, выросший посреди терния от благороднейшего царского корня! Тобою обогатилось царство священства» (Слово св. Иоанна Дамаскина на Рожд. Пр. Богород.). Сими словами святый Дамаскин ясно показывает, от каковых родителей рождена Божия Матерь, и сколь драгоценнейших веществ устроена палата Царя Небесного.

На каком же месте была устроена сия одушевленная палата? – Воистину, на высочайшем, ибо Церковь дает о ней следующее свидетельство: истинно вышши всех еси, Дево чистая (Из службы на Введение Пресв. Богор. Канон, ирмос 9); но выше – не местом, а добродетелями и высотою Божиих дарований. Местом же, где родилась преблагословенная Дева, был небольшой город в земле Галилейской, называемый Назаретом, зависевший от большего города Капернаума, и жители его были презираемы, почему и о Христе было сказано: от Назарета может ли что добро быти (Ин. 1:46)? Но Господь, на высоких живый, и на смиренныя призираяй (Пс. 112:5–6), благоизволил, чтобы Его Пречистая Матерь была рождена не в Капернауме, в своей гордыне до неба вознесшимся, а в смиренном Назарете, ибо еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16:15), а презираемое и уничижаемое ими высоко и драгоценно у Него. Самое имя Назарета при сем изображает высоту добродетелей Пречистой Девы. Ибо как в Своем рождестве Господь чрез Вифлеем, что значит: «дом хлеба», тайно прообразовал то, что Он есть хлеб, сшедший с неба для оживотворения и укрепления людей: так и в рождестве Пречистой Своей Матери Он чрез Назарет изображает возвышенные предметы: пoелику наименование «Назарет» означает цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место; и все сие ясно предъизображает Пресвятую Деву. Она есть цвет, прозябший от неплодной и застарелой утробы сухого дерева, цвет неувядаемый, присноцветущий девством, цвет благоухающий, родящий благоухание Единого Царя, – цвет, приносящий плод – Христа Бога. Она освящена благодатию нашедшего на Нее и осенившего Ее Святого Духа и есть святейшая всех святых, как родившая всех святых Святейшее Слово. Она исключена из числа грешных земнородных, как чистая и не порочная, и не только Сама чужда греха, но и грешников отводит от беззаконий, как и взывает к Ней Церковь: радуйся, скверных изымающая дел (Акафист, икос 5). Она увенчана славою и честию: увенчана славою, ибо произросла из царского корня; увенчана честно, потому что произошла из племени архиерейского. Увенчана славою, потому что произошла от целомудренных родителей; увенчана честью, потому что почтена благовещением и служением архангела. Увенчана славою, как Матерь Божия: ибо что может быть славнее того как родить Бога? Увенчана честью, как Приснодева: ибо что может быть почетнее, как пребыть и по рождестве Девою? Увенчана славою Славнейшая серафим, как серафимски возлюбившая Бога. Увенчана честию Честнейшая херувим, как превзошедшая херувимов мудростью и познанием Божества: слава же и честь и мир всякому делающему благое (Рим. 2:10), – говорит Апостол. Но найдется ли кто из земнородных более добродетельный, чем Пречистая Дева? Она сохранила все заповеди Господни, исполнила всю волю Господа, соблюла все наставления Его, сокрыла в сердце Своем все слова Его, оказала ближним все дела милосердия. Посему достойно Она увенчана, как творящая всеблагое. Она же есть и некое хранилище: ибо сохранила сокровище Своего девического целомудрия столь тщательно, что даже ангелу не хотела вверить оное, потому что, увидев ангела, Она смутилась от слов его и размышляла, что бы значило сие приветствие (Лк. 1:29). Все сие Назарет прообразовал в Пречистой Деве своим наименованием. И кто не скажет, как высоко воздвиглась та палата Христова по добродетелям и дарованиям Божьим? Она высока, ибо дарована с неба, хотя родилась на земле от земнородных: с неба, ибо, как говорят некоторые из богопросвещенных мужей, архангел Гавриил, благовестивший Захарии о рождении Иоанновом, благовестил Иоакиму и Анне о зачатии Пресвятой Богородицы и принес с неба Ей преблагословенное имя, говоря неплодной матери: «Анна, Анна! Ты родишь Дочь преблагословенную, и наречется имя Ей: Мария». Итак, Она, без сомнения, может быть названа городом святым, Иерусалимом новым, сходящим с неба от Бога (Откр. 21:2), скинею Божиею. Высока сия Божия скиния: ибо, родив Царя Христа, Она возвысилась паче серафимов. О, высота, неудобовосходимая для человеческих помыслов!

А какова красота той мысленной Христовой палаты, – о сем послушай того же сладкоглаголивого Иоанна Дамаскина, вещающего о Ней следующее: «Она принесена Богу, Царю всех, одеянная благолепием добродетелей, как бы золотою ризою, украшенная благодатию Духа Святого, и слава Ея внутри Ея: ибо как для всякой жены слава ее – муж, приходящий отвне, так слава Богородицы внутри Ея, т. е., плод чрева Ея» (Слово на Рожд. Богор.). И еще Дамаскин говорит, обращаясь к Ней: «О, Дево Богоблагодатная, святая Церковь Божия, которую духовно создал оный сотворивший мир Соломон (Премудрый Творец мира) и вселился в Нее! Не золотом, не бездушными камнями украшена Она, но, вместо золота, сияет Духом, вместо дорогих камней имеет многоценный бисер – Христа» (Слово на Рождество Богородицы). Таково украшение той палаты, гораздо прекраснее бывшего в храме Соломоновом, в котором были изображены подобия херувимов, деревьев и цветов. Но и в сей одушевленной Церкви, в Пречистой Деве, ясно виден образ херувимский: ибо Своим херувимским житием Она не только сравнялась с херувимами, а и превзошла их. Если Церковь обыкла иных святых называть херувимами, воспевая: «что вас наречем святии? херувимы, яко на вас почил есть Христос», то тем паче Дева Богородица есть херувим, ибо в Ней Христос почил телом Своим, и на пречистых руках Ее Бог воссел, как на престоле: Дева стала престолом херувимским. Она имеет в Себе подобия и деревьев благоплодовитых, духовно соделавшись маслиною плодовитою в дому Божием и цветущим фиником, почему ныне и именуется садом живоносным, когда Церковь воспевает: от неплоднаго корене сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, иже чудес Бог (Служба на Рожд. Богородицы, 1 стихира на Господи воззвах). Все сие говорится о красоте Ее духовной. Но Она не была лишена и красоты телесной, как о том свидетельствуют многие учители церковные, что во всей подсолнечной не было и не будет такой прекрасной девы, какова была Дева Богородица, узрев Которую, святый Дионисий Ареопагит хотел бы наречь Богом, если бы не знал Бога, от Нее рожденного. Ибо Божественная благодать, коей Она была исполнена внутри, просиявала и на Ее пресветлом лице. Таковую предуготовал Себе палату на земле Царь Небесный, – палату прекрасную душою и телом, яко невесту украшену мужу своему (Откр. 21:2), – притом палату пространную: чрево Ее пространнее небес содела, и вместился в Ней невместимый Христос Бог.

Палаты царские обыкновенно строятся обширными, так чтобы оне могли вместить не только царя, но и множество предстоящих слуг и приходящих к нему отовсюду людей. Обширное селение Слова, Пречистая Дева, пространно не только для Бога–Слова, как Царя, но и для нас, рабов Божиих притекающих ко вселяющемуся в Нее: Бога вмещает во утробе, нас же в Своем благоутробии. Избранный сосуд Божий, святой апостол Павел, движимый любовию, говорил к своим возлюбленным чадам: сердце наше распространися: не тесно вмещается в нас (2Кор. 6:11, 12). Но у кого из святых может найтись столь пространное благоутробие, как Мариино о Боге благоутробие? Здесь вмещается и целомудренный, и грешному здесь не тесно. Кающийся имеет в Ней свое место, и для отчаявшихся и некающихся Она ость невозбранное пристанище, подобно тому, как Ноев ковчег служил пристанищем не только чистым, но и нечистым животным. В благоутробии Ее без тесноты вмещаются все скорбящие, обидимые, алчущие, странствующее, обуреваемые, больные: ибо не может не быть милосердой та утроба, которая родила нам благого Бога. Палаты царей земных охраняет много вооруженной стражи, которая не всякого, желающего войти в них, впускает, но удерживает, внимательно расследуя, откуда и зачем идет. А одушевленная палата Христова, хотя и окружена херувимами и серафимами и бесчисленными ликами ангелов и всех святых, но, тем не менее, в двери Ее благоутробного милосердия никто не препятствует войти, если бы кто пожелал сего: ни стражи не отталкивают, ни воины не отгоняют и не расследуют, зачем кто идет; но всякий входит в них беспрепятственно с молением и приемлет дар по благоутробному прошению.

Итак, будем прибегать к милосердию Рожденной от неплодной утробы, с таковым приветствием: «Радуйся, все непорочная палата Царя всех! Радуйся, селение Бога и Слова, Коему со Отцем и Святым Духом, и Тебе, Дщери Отца, Матери Сына, Невесте Святого Духа, да будет от нас смертных честь и слава во веки». Аминь208.

* * *

208

См. Минеи–Четьи на русском язык. Книга первая. Москва 1902 г., стран. 174–183.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle