Источник

Слово на Рождество Христово. Блаженного Августина, епископа Иппонийского

Днесь Истина от земли возсия, Христос родился по плоти. Радуйтесь и торжествуйте, и по указанию настоящего дня помышляйте о вечном, с верною надеждою желайте даров вечных; и по праву вам данному почитайте себя чадами Божиими. Для вас подчинил Себя времени Зиджитель времен, для вас явился во плоти Создатель мира. Для чего, смертные, вы еще находите удовольствие в вещах смертных? для чего жизнь убегающую усиливаетесь как будто удержать? Теперь воссияла на земле надежда несравненно лучшая, земным обещана жизнь небесная. А дабы мы поверили сему, предваряет то, что наиболее казалось невероятным. Дабы обожить человеков, Бог стал человеком; не оставляя того, чем был, восхотел соделаться Сам тем, что сотворил. Сам сотворил то, чем Ему быть, я присовокупил человечество к Божеству, не теряя Божества в человечестве. Дивимся рождению Девы, и стараемся уверить неверующих в истине нового, необычайного рождества – как без семени зачался плод во утробе, – как чрево, чистое от плотского смешения, произвело Сына человеческого, не имея Ему отца из человеков, – как пребыло целым девство, заключенное в зачатии и неврежденное в рождении. Дивно это действие Всемогущества, но еще удивительнее то милосердие, по которому могущий так родиться восхотел родиться. Ибо был уже единородным у Отца Тот, Кто родился единородным у Матери; Сам создался в Матери Тот, Кто сотворил Себе Матерь; вечный со Отцем, во времени от Матери; после Матери создан от Матери, прежде всех от Отца сущий, несозданный. Без Него никогда не был Отец, без Него никогда не существовала бы Мать. Торжествуйте, девы Христовы: сообщница ваша – Матерь Христова. Вы не могли родить Христа, но вы не восхотели рождать ради Христа; Господь родился не от вас, но родился для вас. Впрочем, если помните слова Его, как должно помнить, и вы – матери Христу, потому что творите волю Отца Его, ибо Он Сам рек: иже сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати Ми есть (Матф. 12:49). Торжествуйте, вдовицы Христовы: Тому, Кто сотворил девство благоплодное, вы посвятили воздержание преподобное. Торжествуй и чистота супружеская, торжествуйте все верно сожительствующие супругам; что потеряли вы по телу, сохраняйте в сердце. Когда нельзя уже иметь целости телесной, то да будет девою в вере совесть, подобно тому, как дела есть вся Церковь. В Марии благочестивое девство породило Христа; в Анне вдовство долголетнее познало младенца Христа; в Елисавете воинствовала для Христа чистота супружеская и чадородие старческое. Все степени верных членов принесли Главе то, что, по благодати Ее, могли принесть. Посему, имея Христа как истину, мир и правду, зачните Его верою, породите делами: да будет сердце ваше для закона Христова тем же, чем утроба Марии была для плоти Христовой. Не принадлежите ли вы к рождению Девы, когда вы – члены Христовы? Вашу Главу родила Мария, а вас – Церковь, ибо и Церковь есть мать и дева, мать по утробе любви, дева по целости веры и благочестия. Она рождает народы, но это – члены единого Того, Коего она – тело и супруга: имеет сходство с девою и в том, что во многих она – матерь единства.

Итак, все единодушно, в чистых мыслях и святых чувствованиях, да празднуем день Рождества Господня, – день, в который, как в начале сказали мы, Истина от земли возсия. Вот, совершилось и то, что следует в том же псалме: Тот, Кто воссиял от земли, то есть, родился по плоти, как с неба пришедший и превысший всего, когда восшел ко Отцy, тогда, без сомнения, и яко правда с небесе приниче. Ибо о сей правде воспоминает Он Сам, когда обещает Святого Духа: Он, говорит, обличит мир о гресе и о правде и о суде. О гресе убо, яко не веруют в Мя: о правде же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене (Ин. 16:8–10). Вот, правда, которая с небесе приниче. От края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе (Пс. 18:7). Дабы кто-либо не презирал истину за то, что она произошла от земли, когда яко Жених изшла от чертога своего, т. е. от утробы девической, в которой слово Бога, некиим неизреченным союзом, соединилось с природою человеческою, – дабы, говорю, кто не презирал сего, и дабы о Христе, хотя чудесно рожденном, чудном учением и делами, для подобия плоти греха, подумал не более, как о человеке, – для того, после слов: яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь, тотчас приложено: от края небесе исход Его. Значит, если истина от земли произошла, это – снисхожденье, а не необходимое положение, – благость, а не бедность. Истина, дабы произойти от земли, сошла с небес; Жених, дабы изыдти от чертога Своего, исходит от края небесе. Посему и рожден Он в сей день, наименьший из дней земных, от которого, однако же, начинается приращение дней. Так, преклонившийся к нам и возвысивший нас избрал день наименьший, но такой, от которого начинается возрастание света. Сим самым пришествием Своим, без слов, но как бы трубным гласом, возбуждает нас Господь, да в Нем же, обнищавшем для нас, мы находим наше богатство, – в Нем, приявшем для нас образ раба, приимем свобождение, – в Нем, для нас происшедшем от земли, наследуем небо. Аминь58.

* * *

58

В собрании слов блаж. Августина – настоящее слово 192-е. См. Воскр. Чтен. ХII (<число нераспознанно>-1849) г., стр. 373–374.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle