Источник

Беседа на вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

С дерзновенною надеждою на помощь Св. Духа я занимаю проповедническую кафедру, не стыдясь своего убожества: будучи расположены к бедным, вы по чувству любви пожалеете меня. Будучи беден, обращаюсь к богатым, не одержимый недугом попрошайничества, но стремясь насытить желание вашей богобоязненной души. Я забываю о своей слабости, о скудости своего слова, при виде этих прекрасных и любезных зрителей: ведь я знаю, что не как ценители моих речей, или не как зрители состязаний, вы собираетесь сюда, но как отцы работаете вместе с сыном. Я говорю языком, а вы сердцем просите у Бога, чтобы мне дано было слово во отверзение (Ефес. 6:19); по любви к детям, вы принимаете наши труды за собственную славу. В надежде на это я без стеснения выступаю с речью: внимание с вашей стороны освобождает меня от нерешительности, святая молитва ваша превращает мое неведение в учение о добродетели. Впрочем, все это – только для вступления. А сегодня, препоясав чресла истиною, обувши ноги в готовность благовествовать мир, я вступаю в битву, не словами сражаясь против слов, не риторическим красноречием разрушая связь предложений, но тщательным исследованием божественного слова уничтожая искусные построения еретиков, как ткань паутины.

Следующее место читается у Апостола: о глубина богатства и премудрости, и разума Божия! Яко не испытани судове Его, и неизследовани путие Его (Римл. 11:33). Богатство Бога, по слову Апостола, в глубине лежит и в высоте познается, – в глубине по человечеству, а в высоте по Божеству. Так, именно, говорил Бог через Пророка к Ахазу, открывая домостроительство: проси себе знамения от Господа Бога твоего во глубину, или в высоту (Ис. 7:11), в глубину – по отношению к домостроительству (воплощения), а в высоту – по отношению к учению о Боге. Как, именно, глубоко знамение – быть рожденным Девою, так высоко и предсказание, что от Бога Бог родится. И вот, брат, если ты станешь заниматься ненужным и любопытствовать, то ни высоты не поймешь, ни глубины не найдешь. Священны оба рождения Христа – и то, и другое: и то, которое – по природе, и то, которое – вопреки природе. Именно, вопреки природе в последние времена Он родился от Девы, а согласно с природой Он прежде веков был рожден от Отца так, как знал Родивший. Истинно Бог от Бога родился, истинно и от Девы человеком Бог между людьми родился: вверху один от одного Единородный, и внизу один от одной Единородный; и как по отношению к верхнему рождению нечестиво предполагать матерь, так и по отношению к Деве будет богохульством предполагать отца. Отец родил неделимо, а Дева родила невредимо; ни Отец, родивши, не потерпел истечения, потому что родил так, как подобает Богу, – ни Дева по рождении не испытала тления. О, священное и неизъяснимое таинство! Осмеливаюсь сказать и, – утверждая это, – не ошибаюсь: и вверху девственная природа родила (потому что чисто и нетленно существо Божества), и внизу Дева нетленная родила Нетленного, – о Котором и сказано: не даси преподобному твоему видети истления (Деян. 2:27). Когда природа идет по обычному порядку, тогда ты, человек, ищи согласного с природой, а когда Бог повелевает что-либо, тогда природа отступает от своего порядка и делает то, чего хочет закон Божий. Например, Бог повелел скале в пустыне выпустить воду, и она выпустила не то, что имела в недрах, а то, что вложило повеление. И вот, как скала сделалась источником по мановению Божию и произвела быстрый горный поток вод, причем не заняла их из лежащей внизу жилы или от реки, но, будучи сухою, без ключа и без влаги, сделалась матерью потоков, обильно пролив ту воду, которой у нее не было; так и не познавшая мужа Дева по наитию Святого Духа родила плотью Господа нашего, не подчиняясь порядку природы, но силою Вышнего уготовляясь к рождению. Не по закону природы Она родила, но, получив силу от Св. Духа, родила так, как восхотела благодать Божия. Дух бо, – говорит, – Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий (Лук. 1:33). Если хочешь знать, как природа отступает от своего порядка, чтобы вопреки себе самой служить желанию Бога, спроси жезл Ааронов: „скажи, жезл сухой, как ты произрастил листья и плод в весьма короткое время вопреки природе? Моисей ведь не втыкал тебя предварительно в землю, не поливал водою, не время вызвало твои корни; ты не переживал ни лета, ни весны, не испытывал ни зимы, ни осени: итак, каким же образом ты дал листья, и цветы, и плоды”? „Не изменениям в воздухе, говорить жезл, или переменам времен года я покорился, но, подчиняясь Божественному слову, нарушил природу и вопреки ей дал плод», чтобы и по природе и вопреки природе мы подчинялись воле самого лучшего Художника. Итак, человек, как жезл вопреки природе дал плод, чтобы Иудея поверила, так и живой жезл – царственная Дева родила помимо брачных законов, чтобы спаслась вся вселенная. Но, может быть, ты скажешь: что за – сходство между жезлом и Девою рождающею? Смотри, как много сходства. Итог жезл был образом Девы: он – образ, а Она – истина; он – наперед взятый образец, а Она – самый предмет. Как тот жезл дал плод вопреки природе, так и здесь вопреки природе Дева произрастила цвет благочестия. Изыдет, говорится, жезл из корене Иессеова, и цвет от него взыдет (Ис. 11:1). Значит, не напрасно Павел удивляется богатству Божию, т. е. домостроительству воплощения Христа? О, неверие еретиков! О, неистовый и богопротивный язык их! Созерцатель рая, пламенный поклонник Христа, слушатель неизъяснимых тайн и исследователь вселенной затрепетал и смутился, а вы, исследуя Божество, не содрогаетесь? Павел называет суждения Божии неисследимыми, а ты о природе Отца рассуждаешь, как о легкопостижимой? Удобный случай пригласить тебя к тому, чтобы ты с сокрушением вспомнил о своих непонятных суждениях. Ты не понимаешь, как родила Дева, и желаешь знать, как родил Бог? Как произошло рождение Христа по плоти во дни Ирода, ты не знаешь; а осмеливаешься исследовать и намереваешься проверять рождение от Отца, бывшее безначально, неизъяснимо, священно и неизреченно, прежде всякого понимания, прежде времен и веков, без всякого посредства? Если Фома, будучи апостолом, осязав распятое тело Христово, не остался без порицания, то какого же наказания достойны не рукою касающиеся тела Христа, а языком исследующие вечную Его, божественную природу? Фома, видя тело, осязал его; а эти стали исследовать Божество, которого не видели, как будто бы увидев Его. Скажи же, изумительный и увертливый ритор, трояким образом различающий природу Божества, недалеко отстоящий от того, чтобы вымышлять богов, – для чего ты называешь Христа сотворенным, а не рожденным? Для того, чтобы, говоришь, не приписать несозданной природе Бога понятия отделения, так как рожденному необходимо приписать отделение. Если так, то и творящему необходимо приписать труд: тот, кто творит, не без труда творит. Поэтому, если ты отказываешься назвать Отца Отцом, желая избежать мысли об отделении, то не называй Его и Творцом, чтобы не внушить мысли о труде и утомлении. Но по отношению к Богу, говоришь, мы должны иметь не такое же суждение, какое имеем о людях. Люди, созидая, созидают с трудом и потом; Бог же созидающий созидает без труда: природа ведь Его не – сложная. Если же так, если Бог, когда творит, творит без труда, то разве Он не может рождать без отделения? Но, может быть, когда творит, без труда творит, как Бог; когда же рождает, то, как человек, испытывает отделение? Тогда выходит, что, творя, Он остается бесчувственным, а рождая, испытывает человеческое чувство? Содрогаюсь, и трепещу богохульного и необузданного языка еретиков, представляя себе, как они тому, что Дева родила невредимо, верят, а в том, что Бог родил, сомневаются. Девственная утроба Девы и после рождения осталась невредимой, а природа Отца по рождении не избежала отделения? Дева и после рождения осталась Девою и рождением не нарушила девства, а Отец после рождения не может оставаться тем же самым, так чтобы его существо оставалось без отделения и изменения? Там, где тело, где стройное согласие частей, состав костей, порядок в нервах, множество жил, связи членов, – плод во чреве матери явился так, как Он знал, образовавшись в девственной утробе неизъяснимым образом; а там, где нет ни тела, ни членов, ни суставов, ни нервов, ни костей, ни жил, но неосязаемая, бестелесная и невидимая природа, – ты вводишь понятие об отделении и думаешь об уменьшении? Вышел из утробы, и утроба осталась девственной, потому что Тот, Кто без семени устроил Себе в Деве одушевленный храм, Сам и сохранил, как Бог, утробу целою. Дела божественные не подлежат природе вещей, но повинуются повелению Бога Слова. Иногда Бог созидает согласно с природою, чтобы ты знал благоустройство природы: а иногда творит вопреки природе, чтобы научился разуметь силу Творящего. Как не все совершается согласно с природою, чтобы природа не прославлялась вместо Бога, так и не все бывает вопреки природе – для того, чтобы тогда беспорядок в природе не отождествился с тем, что допускается против природы. Бог образует согласно с природою, но делает и вопреки ей, чтобы ты научился знать, что природа движется и в согласии сама с собою, на подобие слуги, но бежит и вопреки себе самой, исполняя повеление Божие. – Скажи же ты, вопрошающий о том, каким образом Христос, выйдя из девственной утробы, не разрушил печати девства, – скажи мне: каким образом из девственного Адама произошла Ева? Богородица Мария, не познавши мужа, родила мужчину; первозданный Адам, не познав жены, произвел женщину. Но рождение для девицы, хотя и неожиданно, все-таки еще имеет некоторое объяснение, насколько живот и утроба представляются естественным путем для рождающихся, по отношению же к Адаму все это не имеет места. Видел ли кто человека, рождающего от ребра? Приносило ли когда ребро плоть? Бог навел сон на Адама, чтобы он не опечалился по случаю отнятия ребра, но вместе с тем усыпил и связи в нем. Связи это природные нервы, как свидетельствует об этом Даниил, говоря: и видех явление, и бех сокрушен, и соузы чресл моих разслабляхуся (Дан. 10:8, 9; 5:6). И вот ребро, утвержденное по закону природы, с прикрепленными нервами, покрытое плотью с жилами, – каким образом Он вынул? как оторвал? Как и ребро взято, и Адам остался цел? каким образом? Кто разрешил, Тот знает; Кто развязал, Тот и связал. Ведь если бы один связал, а другой развязал, тогда возник бы вопрос; но когда развязал Тот же, Кто устроил, – вынул ребро Тот же, Кто образовал ребро из земли: то один Он и знает, как Он развязал, – один Он и понимает, как Он устроил согласное сочетание частей. И вот, как после изъятия ребра Адам остался целым, так после выхода плода и Дева осталась невредимою. Ни в Адаме не потерпело вреда соотношение членов после того, как взято было ребро, ни печать девственности не нарушилась после того, как вышел Младенец. Как если бы у нас кто-нибудь захотел у другого вынимать жилу, то измучил бы и умертвил его по неопытности, а кто связал, тот без труда и развязывает, потому что знает взаимное соотношение связанного, – так и Бог, образовавший, связавший и опоясавший тело, и связи нервов знает, и как ребро касается ребра, и сустав, и член; поэтому Он и ребро извлек из того, что связал, искусно и премудро, и Адаму не причинил этим вреда. Образовал Самого Себя единородный Сын Божий в Деве, и, образуя, ни девства не нарушил, ни утробы, выйдя через нее, не повредил. Еще скажи, что легче: девице родить и после рождения остаться девственницей, или жезлу превратиться в одушевленное существо и из живого опять сделаться жезлом? Каким образом жезл Моисея стал змеем? Как неодушевленный предмет получил душу? каким образом то, что не может двигаться, поползло по земле? как из змея опять сделался жезл, узнавший свою природу? То из жезла – змей, а то из змея – опять жезл. И вот, – как жезл Моисея по природе своей был жезлом, а по домостроительству змеем: так и Мария по природе была Девою, а по домостроительству соделалась Матерью, чтобы волхвы халдейские уверовали, все равно, как жезл сделался змеем для того, чтобы устрашить египтян. Разве ты не хотел бы, чтобы Дева послужила спасению вселенной? Во время землетрясений бывает, что стены трескаются и опять соединяются: а при рождении Христа разве утроба не открылась и опять соединилась? Во время землетрясений стены так трескаются, что угрожают опасностью смерти, и затем так соединяются, что в наружном виде не оказывается и следа трещины; а при нетленном том рождении ты не хотел бы, чтобы утроба раскрылась в честь рождаемого, и затем сошлась, соединилась и приняла вид девственной по силе действующего? И не говори мне: откуда возьмется плоть и кровь, если не заложено семени? Ведь из того, что бывает с нами, мы можем научаться понимать то, что лежит выше нас. Вот, для примера к сказанному, ученики живописцев, которые часто рисуют и растения, и деревья, и луга, и реки, и когда не имеют пред глазами природы для срисовывания, искусным соединением красок стараются представить изображение вещей: рисуют реку, ничего не заимствуя от течения рек, – изображают человека, ничего не прибавляя к этому от человеческой природы. Так вот, как живописцы с помощью красок и человека, и ручей, и реку изображают, ничего не заимствуя ни от ручья, ни от реки, ни от человека: таким же самым образом и Дух Святой в Деве не красками, но хотением образовал одушевленного Человека, не заимствовав от человеческой природы семени для устройства Его. Бог, взяв прах от земли, не руками человеческими (потому что природа Божества не сложная) образовал Адама, как восхотел; а Дух Святой не прах взял, не по естественному закону допустил войти семени, но только озарил и составил кости, и натянул жилы, и образовал нос и уши, глаза, язык, руки и ноги, душу и ум, и рассудок и речь, хотя бы этого еретики и не желали. Все равно как те, кто смотрится в зеркало, видят глазами отражающееся изображение самих себя из бесформенной материи, изображение часто смеющееся и плачущее, движущееся, принимающее разнообразные формы и воспроизводящее состояние живого предмета: так и Дух Святой в чистом зеркале, в непорочном теле Девы засиял, образовал совершенного Человека не по закону природы, не во времени, не из человеческого семени, но одним видом, духовною и святою силою подвигнул Деву к рождению, неизъяснимо исткав в Ней зародыш, как бы какую ткань, для спасения людей. Так, именно, это и есть; мы же за то, что сказали, вознесем славу вочеловечившемуся за нас Богу, потому что Ему – слава и Отцу и Святому Духу, во веки веков. Аминь57.

* * *

57

См. Творения св. Златоуста в русском переводе. С.-Петербург, 1902 года, т. VIII, стр. 908–913. В издании Міgnе этa беседа причисляется к разряду spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle