Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского
Вижу таинство необычное и чудное: пастыри оглашают слух мой, произнося не пустынную песнь, но воспевая небесный гимн. Ангелы поют, архангелы воспевают, херувимы взывают, серафимы славословят: все торжествуют, видя Бога на земле и человека на небесах. Ныне Вифлеем уподобился небу, вместо звезд приняв поющих ангелов, а вместо солнца неизъяснимо вместив Солнце правды. Не исследуй, как – что; где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, низшел и спас; все повинуется Богу. Сегодня рождается Сущий, и Сущий становится тем, чем Он не был; будучи Богом. Он соделывается человеком, не переставая быть Богом: не теряя Божества. Он стал человеком, и, с другой стороны, не чрез постепенное преспеяние из человека сосделался Богом, но, будучи Словом, Он стал плотью, так что естество Его осталось неизменным по Своему бесстрастию. Когда же Он родился, то иудеи отвергли Его необычное рождение, фарисеи ложно толковали божественные книги и книжники говорили противное закону; Ирод искал родившегося не с тем, чтобы почтить Его, но чтобы погубить Его. Сегодня люди увидели все противоположности: не утаишася, говорит Псалмопевец, от чад их в род ин (Псал. 77:4). Цари пришли и удивлялись Небесному Царю, как Он пришел на землю, не имея при Себе ни ангелов, ни архангелов, ни престолов, ни господств, ни сил, ни властей, но, прошедши необычайным и непроходным путем, произошел из неприкосновенного чрева, не оставив, впрочем, ангелов Своих без Своего руководительства и не потеряв собственного Божества чрез вочеловечение у нас. Цари пришли поклониться Небесному Царю славы, а воины – послужить Военачальнику сил, жены пришли к Рожденному от жены, чтобы изменить скорби жены в радость; девы – к Сыну Девы, удивляясь, как Творец млека и сосцев принял младенческую пищу от матери – Девы; младенцы – к соделавшемуся Младенцем, чтобы из уст младенец и ссущих совершить хвалу (Матф. 21:16; Псал. 8:3); отроки – к Отроку, соделавшему их мучениками по причине Иродова неистовства; мужи – к ставшему человеком и уврачевавшему болезни рабов; пастыри – к доброму Пастырю, положившему Свою душу за овец; священники – к соделавшемуся первосвященником по чину Мелхиседекову; рабы – к принявшему образ раба, чтобы украсить наше рабство свободою; рыбари – к сделавшему их из рыбарей ловцами людей; мытари – к явившему из мытарей Евангелиста; блудницы – к простершему ноги Свои к слезам блудницы; кратко сказать, все грешники пришли видеть Агнца Божия, вземлющаго грехи мира (Ин. 1:29), волхвы – воздавая Ему честь, пастыри – прославляя Его, мытари – благовествуя, блудницы – принося миро, самарянка – жаждая источника жизни, хананеянка – имея несомненную веру. Итак, когда все радуются, и я хочу радоваться, хочу ликовать, хочу торжествовать.
Но я ликую, не на цитре играя, не свирели имея в руках, а принимая вместо музыкальных орудий пелены Христовы; они для меня – надежда, они для меня – жизнь, они для меня – спасение, они для меня – свирель, они для меня – цитра. Поэтому я и прихожу, взяв их, чтобы их силою получить силу речи и сказать с ангелами: слава в вышних Богу, а с пастырями: и на земли мир, во человецех благоволение (Лук. 2:14). Рожденный неизъяснимо от Отца сегодня непостижимо рождается от Девы ради меня. Но тогда Он по естеству родился от Отца прежде веков, как знает Родивший; а сегодня Он сверхъестественно родился, как знает благодать Святого Духа. И горнее рождение Его истинно, и дольнее рождение Его не ложно: истинно родился Он, как Бог от Бога, – истинно родился Он же, как человек от Девы. Вверху Он – один от одного единородный, внизу Он же – один от одной Девы единородный. Как в горнем рождении Его нечестиво представлять мать, так и в дольнем рождении Его богохульно допускать отца. Отец родил Его бессеменно, и Дева родила Его нетленно: ни Бог не потерпел разделения, родив Его, потому что родил боголепно, – ни Дева, родив Его, не испытала растления, потому что родила от Духа. Поэтому ни горнее рождение Его не может быть изъяснено, ни пришествие Его в последние времена не допускает исследования. Что сегодня родила Его Дева, это я знаю, – и что Бог родил Его без времени, этому верю; но способ рождения Его я научился чествовать молчанием, а не научен исследовать словопрениями. По отношению к Богу не должно обращать внимания на свойство дел, но веровать в силу Действующего. Ведь по закону природы бывает, когда жена, вступившая в замужество, рождает; а когда Дева, не испытавшая брака и родившая, опять оказывается девою, это – выше природы. Итак, пусть исследуется то, что бывает по природе: а то, что выше природы, пусть чествуется молчанием, не как достойное небрежения, но как неизъяснимое и достойное почтения молчанием. Но простите меня, если я захочу в самом начале прекратить свою речь. Страшась исследовать высшее, я не знаю, как или куда мне обратить кормило речи. Что же я скажу, или о чем стану беседовать? Я вижу Родившую, вижу Рожденного, а способа рождения не постигаю. Побеждается природа, побеждаются пределы ее порядка, когда хочет этого Бог. Не по природе произошло это событие, но было чудом выше природы, потому что природа не действовала, а действовала воля Владыки. О, неизреченная благодать! Единородный, сущий прежде веков, неосязаемый, простой и бестелесный принял на Себя мое тленное и видимое тело. Для чего? – для того, чтобы, соделавшись видимым, научить, а научив возвести нас к невидимому. Так как люди считают зрение достовернее слуха, и в том, чего не видят, сомневаются: поэтому Бог и благоволил сделать Себя видимым и для глаз посредством тела, чтобы уничтожить сомнение. Он рождается от Девы, не познавшей этого дела, потому что Она не содействовала событию, и не от Нее зависело это дело, но Она была только орудием Его неизреченной силы, узнав только то, что сказал Ей Гавриил на вопрос Ее: како будет сие, идеже мужа не знаю (Лук. 1:34)? Он сказал Ей: „это хочешь ты знать? Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя (Лук. 1:35). Как же Он был с Нею и, спустя немного времени, произошел из Нее? Как художник, нашедши полезнейшее вещество, де- лает из него прекраснейший сосуд, так и Христос, нашедши святое тело и душу Девы, устроил Себе одушевленный храм, образовав человека в Деве таким образом, каким восхотел, и, облекшись в него, ныне пришел, не устыдившись неблагообразия естества. Для Него не было постыдно – понести собственное создание: и это создание приобрело величайшую славу, сделавшись одеянием художника. Как при первом создании невозможно было образоваться человеку, прежде чем персть взята была в руки Божии, так и поврежденный сосуд не мог бы возобновиться, если бы он не сделался одеянием Создателя. Но что я скажу или о чем стану беседовать? Чудо изумляет меня. Ветхий денми соделался младенцем; восседающий на престоле высоком и превознесенном полагается в яслях; неозязаемый и бестелесный осязается человеческими руками; расторгающий узы греха повивается пеленами, – потому что Он так хочет. Он хочет бесчестие обратить в честь, бесславие облечь славою, в пределах унижения показать образ добродетели. Поэтому Он принимает мое тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, дает мне Своего Духа, чтобы, и давая и принимая, сообщить мне сокровище жизни. Он принимает мою плоть, чтобы освятить меня, – дает мне Своего Духа, чтобы спасти меня.
Но что я скажу, или о чем стану беседовать? Се Дева во чреве зачнет (Ис. 7:14). А теперь говорится об этом, не как о будущем, но оно созерцается как совершившееся. Оно совершилось у иудеев, у которых и было предсказано; а принимается верою у нас, у которых не было и упоминаемо. Се Дева во чреве зачнет. Буква принадлежит синагоге, а приобретение – Церкви; та получила скрижали, а эта нашла жемчужину; та украшала волну, а эта оделась в багряницу. Иудея произвела Его, а вселенная приняла Его; синагога вскормила и воспитала Его, а Церковь приняла Его и получила пользу. У той – виноградная ветвь, а у меня – грозд истины; та собрала виноград, а язычники пьют таинственное питие. У иудеев осталось терние неверия, а язычники благочестиво сорвали розу; иудеи объясняют листья письмени, а язычники срывают плод Духа. Се Дева во чреве зачнет. Скажи мне, иудей, скажи же мне, кого родила Она? Доверься мне, по крайней мере, как Ироду. Но ты не доверяешь; я знаю, почему: по своему коварству. Ему ты сказал, чтобы умертвить Христа; а мне не говоришь, чтобы я не поклонился Ему. Кого же родила Она? кого? – Владыку природы. Ведь, хотя ты молчишь, но природа взывает; Дева родила так, как рожденный Сам восхотел родиться. Не по закону природы. Он употребил необычайный способ рождения, дабы показать, что, и делаясь человеком, Он рождается не как человек, но рождается как Бог. Итак, сегодня Он произошел от Девы, победившей природу, превзошедшей брак: ибо Источнику святости надлежало произойти от чистого и святого рождения. Он есть Тот, Который в древности из девственной земли создал Адама, а от Адама без жены образовал жену. Как Адам без жены произвел жену, так и сегодня Дева без мужа родила мужа. Он – человек, говорится в Писании, но кто познает Его? Так как женский пол обязан мужскому тем, что Адам без жены произвел жену, то поэтому сегодня дева родила без мужа, уплачивая за Еву этот долг мужам. Дабы не возгордился Адам, что без жены произвел жену, поэтому и дева без мужа родила мужа, чтобы одинаковостью чуда показать равенство своей природы. Как от Адама Бог взял ребро и чрез это нисколько не уменьшил Адама, так и в Деве Он образовал одушевленный храм и не лишил Ее девства. Целым остался Адам и по взятии от него ребра; неповрежденною осталась и дева по исшествии из Нее младенца. Потому Он не из другого чего-нибудь устроил Себе храм и не иное тело создал и принял на Себя, чтобы не показалось, что Он унижает существо Адама. Так как обольщенный человек сделался оружием диавола, то этого самого падшего Он избрал Себе в одушевленный храм, чтобы чрез сродство с Создателем отклонить его от общения с диаволом. Впрочем, и делаясь человеком, Он рождается не как человек, но рождается как Бог. Если бы Он произошел чрез обыкновенный брак, подобно мне, то для большинства это показалось бы ложью; а теперь Он рождается от Девы, и. рождаясь, сохраняет ложесна Ее неповрежденными и девство Ее соблюдает целым, чтобы необычайный способ рождения послужил для меня основанием великой веры. Поэтому, если язычник или иудей спросит меня, „сверхъестественно ли Христос, Бог по естеству, соделался человеком», то я скажу: „да», – и укажу в подтверждение своего слова на неповрежденную печать девства. Так, Он есть Бог, побеждающий порядок природы; так, Он есть творец чрева и виновник девства, и потому Он родился непорочным способом рождения и неизъяснимо устроил Себе храм, как восхотел. Скажи же мне, иудей: родила Дева или нет? Если Она родила, то исповедуй необычайное рождение; а если не родила, то для чего ты обманул Ирода? Когда он спрашивал: где Христос раждается, ты сказал, что в Вифлееме Иудейстем (Матф. 2:4, 5). Разве я не знал этого селения или места? разве я не знал достоинства Родившегося? Не говорил ли Исаия о Нем, как о Боге? Родит Сына, говорит он, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7:14). Не вы ли, неблагодарные враги, объявили эту истину? не вы ли, книжники и фарисеи, ревностные хранители закона, учили нас всему, что касается Его? Разве мы не знаем языка еврейского? Не вы ли толковали Писания? После того, как Дева родила и даже прежде, нежели Она родила, – чтобы не показалось изъяснение этого места сделанным в угождение Господу, – не вы ли на вопрос Ирода привели в свидетели пророка Махея для подтверждения слов ваших? И ты, говорит он, Вифлееме, доме Ефрафов, ничимже меньши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди моя Израиля (Мих. 5:2; Матф. 2:6). Хорошо сказал Пророк: из тебе, потому что от вас Он вышел и пришел во вселенную. Сущий приходит, а не сущий творится. Он же и тогда был, и прежде был, и всегда был. Но был всегда, как Бог, управляющий миром, а сегодня пришел, как человек; как человек, Он пасет народ, а как Бог, спасает вселенную. О, добрые враги! О, благосклонные порицатели, которые незаметно для самих себя показали родившегося в Вифлееме Бога, которые сделали известным сокрывшегося в яслях Господа, которые невольно открыли лежащего в пещере, и, не желая, сделали добро, желая скрыть – открыли! Видишь ли невежественных учителей? Чему учат, они не знают; алкая питают, жаждая напояют, находясь в бедности обогащают.
Придите же, будем праздновать; придите, будем торжествовать. Род празднества – необычайный, потому что необычайный и способ рождения. Ныне древние узы разрешены, диавол посрамлен, бесы обратились в бегство, смерть сокрушена, рай открыт, проклятие уничтожено, грех удален, заблуждение истреблено, истина возвратилась, и учение благочестия повсюду распространилось, вышняя жизнь насаждена на земле, ангелы входят в общение с людьми, и люди бестрепетно беседуют с ангелами. Почему? – потому, что Бог пришел на землю, и человек – на небо: все соединилось. Пришел на землю всецело существующий на небесах, и всецело существующий на небе всецело является на земле. Будучи Богом, Он соделался человеком, не перестав быть Богом; будучи бесстрастным Словом, Он стал плотью, – соделался плотью, чтобы обитать в нас. Богом Он не сделался, но был; а стал плотью, чтобы, Кого не вмещало небо, Того приняли ясли. Для того Он и положен был в яслях, чтобы питающий все принял младенческую пищу от матери – Девы. Для того Отец будущих веков не чуждается объятий девы, как грудное дитя, чтобы сделаться доступным и для волхвов. Ныне и волхвы пришли, сделав начало удаления от мучителя, – и небо хвалится, указывая звездою своего Владыку, – и Господь, восседая на легком облаке Своего тела, стремится в Египет, по-видимому избегая козней Ирода, а на самом деле исполняя сказанное Исаиею: в moй день будет, говорит он, Израиль третий во Ассирианех и во Египтянех, благословен народ Мой на земли, юже благослови Господь Саваоф, глаголя: благословени людие мои, иже во Египте, и иже во Ассириах, и наследие мое Израиль (Ис. 19:24, 25). Что говоришь ты, иудей? Ты, первый, стал третьим? Египтяне и ассирияне поставлены прежде, а первородный Израиль считается после? Да, – и справедливо, Ассирияне будут первыми потому, что они первые поклонились Ему чрез волхвов, и египтяне – за ассириянами, потому что и они приняли Его, бежавшего от козней Ирода; израильтяне же считаются последними, потому что уже после выхода из Иордана они признали Его чрез апостолов. Он пришел в Египет и потряс сделанные руками истуканы египетские не без причины, но потому, что некогда запечатлел жилища египетские истреблением первородных. Поэтому ныне пришел Он, как первородный, чтобы прекратить плач, вызванный древней скорбью. А что Христос называется первородным, об этом ныне свидетельствует евангелист Лука, когда говорит: и роди Сына Своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех: зане не бе им места в обители (Лук. 2:7). Итак, Он пришел в Египет, чтобы прекратить плач, вызванный древней скорбью, водворив радость вместо мучений, даровав свет спасения вместо ночи и тьмы. Вода реки сделалась тогда нечистою от убиения юных младенцев; поэтому пришел в Египет Он, некогда обагривший воду, и сделал потоки реки источающими спасение, очистив осквернение и нечистоту их силою Духа. Озлобились некогда египтяне и в бешенстве отвергли Бога; поэтому Он пришел в Египет и исполнил боголюбивые души познанием Бога, – реке же сообщил силу производить мучеников обильнее колосьев. Впрочем, по краткости времени, я хочу здесь окончить свою речь, и окончу ее здесь, присовокупив, каким образом Он, будучи бесстрастным Словом, стал плотью, при чем естество Его осталось неизменным. Что же я скажу или о чем буду беседовать? Я вижу плотника и ясли, Младенца и пелены, рождение от Девы, лишенное всего необходимого, все в бедности, все в нищете. Видишь ли ты богатство в этой великой нищете? Как Он, богатый, стал бедным ради нас? как Он не имел ни ложа, ни постели, но был положен в голых яслях? О, бедность, служащая источником богатства! О, безмерное богатство, имеющее вид бедности! Он лежит в яслях, и потрясает вселенную, – повивается пеленами, и расторгает узы греха; еще не произнес членораздельного звука, и научил волхвов, и указал им путь к возвращению.
Что я скажу, или о чем буду беседовать? Вот, Младенец повивается пеленами и полагается в яслях; предстоит Мария, дева и матерь; предстоял и Иосиф, называемый отцом Его. Он называется мужем, а Она называется его женою; названия согласны с законом, но не обозначают их сочетания. Разумей здесь только названия, а не дело: он был только женихом Ее, а Дух Святой осенил Ее. Поэтому Иосиф в недоумении не знал, что сказать о Младенце. Приписать Его прелюбодеянию он не дерзал, произнести хульное слово о Деве он не мог, и собственным сыном назвать Его не решался; он хорошо знал, что ему не известно, как или от чего Он родился; поэтому, когда он недоумевал о данном событии, с неба было принесено внушение голосом ангела: не убойся, Иocифе: рождшее бо ся в Нeй от Духа есть Свята (Матф. 1:20). Дух Святой осенил Деву. Почему же Он рождается от Девы и сохраняет девство неповрежденным? Так как в древности диавол обольстил Еву, бывшую девою, то поэтому Гавриил благовествовал Марии – деве. Но обольщенная Ева произнесла слово, послужившее причиною смерти; а получившая благовествование Мария родила Слово во плоти, приобретшее нам вечную жизнь. Словом Евы указано древо, за которое Адам изгнан из рая; а Слово, родившееся от Девы, явило крест, чрез который разбойник на место Адама введен в рай. Так как ни язычники, ни иудеи, ни еретики не верили, что Бог родил нетленно и бесстрастно, то поэтому ныне происшедший из страстного тела сохранил страстное тело бесстрастным, чтобы показать, что, как родившийся от Девы не нарушил девства, так и Бог, без нетления и изменения святого естества Его, родил Бога боголепно, как Бог. И так как люди, оставив Его, изваяли человекообразных истуканов, которым и служили к оскорблению Создателя, то поэтому ныне Слово Божие, будучи Богом, явилось в образе человека, чтобы и ложь уничтожить, и богопочтение обратить незаметным образом на Себя Самого. Будем же воссылать славу Христу, соделавшему неудобное удобным, – вместе с Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь56.
* * *
См. Творения св. Иоанна Златоустого, в русск. перев. 1900 г., т. VI, стран. 692–699. Сравн. с этим словом св. Златоуста вышеприведенное (стран. 185 – 196) слово св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.