Источник

Беседа в день Рождества Христова. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

О чем некогда скорбели праотцы и предсказывали пророки и что желали видеть праведники, то сегодня совершились и достигло исполнения: Бог на земли явися во плоти, и с человеки поживе (Варух. 3:38). Будем же радоваться и веселиться, возлюбленные. Если Иоанн, находясь во чреве матери, взыграл при входе Марии к Елизавете, то гораздо более нам, взирающим не на Марию, а на Самого Спасителя нашего, родившегося сегодня, надлежит радоваться и веселиться, ужасаться и удивляться величию домостроительства (Божия), превосходящего всякий ум. Представь, как было бы величественно, если бы мы увидели солнце сшедшим с небес, идущим по земле и отсюда изливающим на всех лучи свои. Если же видеть такое событие с чувственным солнцем для всех было бы изумительно, то помысли и представь теперь, как величественно видеть Солнце правды изливающим лучи Свои из нашей плоти и просвещающим наши души... Ныне церковь тесно вмещает множество собравшихся. Посему вы ожидайте себе достойного воздаяния за такое усердие от родившегося сегодня по плоти Христа. Он конечно вознаградит за такую ревность: ибо любовь и усердие к этому дню служит величайшим доказательством любви к Родившемуся. Если же нужно принести что-нибудь и от нас, сослужителей ваших, то и мы принесем по силам нашим, или лучше, что благодать Божия даст нам сказать для вашей пользы. О чем же вы желаете слышать сегодня? о чем другом, как не об этом же дне? Я могу привести доказательства, из которых мы несомненно убедимся, что в это именно время родился Господь наш Иисус Христос, Бог-Слово.

Одно из доказательств состоит в том, что этот праздник везде так скоро сделался известным, достиг такой высоты и прославился. Как Гамалиил говорил о христианской проповеди, что aщe будет oт человек, разорится: аще ли же от Бога есть, не можете разорити то, да не како и богоборцы обрящетеся (Деян. 5:38, 39), так и я смело сказал бы об этом дне, что так как Бог Слово – от Бога, то сей праздник не только не прекратился, но и возрастает с каждым годом и становится более знаменитым. Ибо и проповедь в немного лет распространилась по всей вселенной: хотя везде распространявшие ее были скинотворцы, рыбари, неученые, простые; однако уничиженность служителей нисколько не повредила ей, потому что сила Проповедуемого предварительно устрояла все, уничтожала препятствия и являла собственное могущество. Если кто из любознательных не удовольствуется сказанным, то можно привести и другое доказательство, заключающееся в описании, находящемся в Евангелиях. Бысть же, говорит Евангелист, во дни тыя, изыде повеление от Кесаря Августа, написати всю вселенную. Сие написание первое бысть владящу Сириею Киринию. И идяху вcu написатися кождо во свой град. Взыде же и Иосиф от Галилеи, из града Назарета во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дому и отечества Давидова, написатися с Мариею обрученою ему женою, сущею непраздною. Быть же, егда быша тамо, исполнишася дние родити Ей: и роди Сына Своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех: зане не бе им места во обители (Лук. 2:1–7). Отсюда видно, что Христос родился при первой переписи; а из древних кодексов, публично хранящихся в Риме, всякий желающий может с точностью узнать и время этой переписи. Мы приняли этот день от тех, которые в точности знают это и живут в том городе: ибо обитающие там, празднуя его издавна и по древнему преданию, теперь передали сведение о нем и нам. И Евангелист не напрасно обозначил время (Рождества Христова), но дабы сделать явным и известным для нас самый день и показать домостроительство Божие. Не произвольно и не сам от себя Август издал тогда повеление, по Бог подвигнул его душу, чтобы он, хотя невольно, послужил явлению Единородного. О Христе все пророки предсказывали, что Он не из Назарета, но из Вифлеема придет и там родится (Матф. 2:6; Мих. 5:2): и у всех было общее убеждение, что непременно оттуда надлежало прийти Ему, а не из Галилеи. Посему так как Иосиф и Мария, бывшие гражданами Вифлеема, но оставившие его, расположились на жительство в Назарете и там пребывали, (как случается часто со многими людьми, оставляющими те города, в которых они родились, и живущими в других, к которым они не принадлежат по своему рождению), а между тем Христу надлежало родиться в Вифлееме; то и вышло повеление, которое, по устроению Божию, заставляло их невольно идти в тот город. Закон, повелевавший каждому вписаться в своем отечестве, заставлял их отравиться оттуда, т. е. из Назарета, и прийти в Вифлеем, чтобы вписаться. Видишь ли, возлюбленный, домостроительство Бога, и чрез неверных, и чрез верных устрояющего дела Свои, дабы чуждающиеся благочестия узнали силу и могущество Его? Звезда вела волхвов с востока, а закон вел Иосифа и Марию в отечество, предсказанное пророками, в Вифлеем, ибо, когда они пришли в город, вскоре и родился Иисус. Поэтому Он и был положен в яслях, так как было множество стекшихся тогда со всех сторон, занявших места и производивших великое стеснение; поэтому же там и волхвы поклонились Ему.

Представим вам доказательство и яснейшее; прошу только вас, будьте внимательны. Избавив Еврейский народ от египетских трудов и варварского насилия, Бог повелел ему построить храм. Разделив этот храм на две части и между ними поставив завесу, внешнюю часть от завесы Он сделал доступною для всех, а внутреннюю – недоступною и незримою для всех, кроме одного первосвященника. Во внешнюю часть позволялось входить всем, а во внутреннюю входил один только первосвященник, и притом однажды в целый год. Это Моисей выразил так: и рече Господь к Моисею: глаголи Аарону, брату твоему, да не входит по вся часы в святое внутрь завесы, пред лице очистилища, еже есть над кивотом свидения, и да не умрет. И всяк человек да не будет в скинии свидения, егда входит молитися во святое, дóндеже изыдет... (Левит. 16:2, 17, 18). Отсюда видно, что когда первосвященник находился внутри Святого святых, никому не позволялось подходить, а надлежало стоять вне завесы. Заметьте это тщательно. Остается показать, какое было время, в которое входил он во Святое святых, делая это только однажды в год. Откуда эго известно? Из книги Левит, в коей так говорится: в месяц седмый, в десятый день месяца, покорите души ваша: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господем, и чисти будете... Единою в лето да сотворится, якоже заповеда Господь Моисею (Лев. 16:29–34). Здесь говорится о празднике кущей: ибо тогда первосвященник входил однажды в год. Итак, если во время праздника кущей входил во Святое святых один первосвященник, то ясно, что именно тогда явился Ангел Захарии, когда он находился во Святом святых; поскольку явился ему одному, когда он воскурял фимиам; а один первосвященник входил только в это время. Захария был внутри Святого святых за завесою. Тогда и сообщена ему благая весть. А временем этого благовествования был праздник кущей и пост: ибо таков смысл слов: покорите души ваша. Этот праздник совершается у Иудеев в последние дни месяца сентября, как и вы – тому свидетели. Тогда же и зачала Елизавета, жена Захарии, и таяшеся месяц пять, глаголющи: яко тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отъяти поношение мое в человецех (Лук. 1:24–25). На шестом месяце беременности ее Иоанном Мария получает благую весть о зачатии. Гавриил пришел к Heй и сказал: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога, и се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Лук. 1:30, 31). Когда же Она смутилась и просила о способе исполнения, то Ангел в ответ сказал Eй: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий. И се Елисавет южика Твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лук. 1:35–37). Итак, если Елисавета зачала в месяце сентябре, как показано, то надобно сосчитать следующие шесть месяцев; они суть: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. По истечении этих шести месяцев зачала Мария; потом, сосчитав еще девять месяцев, мы и дойдем до настоящего месяца. Таким образом, первый месяц по зачатии Господа есть апрель; затем – май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь. ноябрь, декабрь – настоящий месяц, в который мы празднуем этот день, и в который родился Господь наш.

Так как многие из язычников, слыша, что Бог родился во плоти, смеются и глумятся и многих из простейших смущают и тревожат, то необходимо и к тем и к смущающимся сказать, чтобы они никогда не смущались, слушая безумных людей, и не тревожились от смеха неверных. Малые дети часто смеются тогда, когда мы говорим о предметах важных и необходимых, но их смех служить доказательством не низости осмеиваемых предметов, а неразумия смеющихся. Так же можно сказать и об язычниках, что они, будучи безумнее детей, глумятся над достойным трепета и великого удивления, а по истине смешное уважают и почитают. Впрочем, наши предметы, осмеиваемые ими, остаются при своей важности, нисколько не теряя своей славы от их насмешек; а их предметы, всячески украшаемые, выказывают собственное безобразие. Ибо не крайне ли безумно, когда они сами, преклоняясь пред камнями, деревами и низкими истуканами, вводя собственных богов и заключая их как бы в темнице, не находят ничего постыдного в своих делах и словах, а осуждают нас, которые говорим, что Бог устроил для Себя Духом Святым живой храм, чрез который спас вселенную? Что же в этом – предосудительного? Если постыдно Богу обитать в человеческом теле, то гораздо более – в камне и дереве, и тем более, чем камень и дерево ниже человека, если только они не считают рода нашего маловажнее этих бесчувственных вещей. Мы же утверждаем что Христос принял от девического чрева плоть чистую, снятую, непорочную и непричастную никакого греха, и восстановил собственное создание. Они и, подобно им, преданные нечестию Манихеи не боятся и не стыдятся; а о нас говорят, что мы утверждаем недостойное Бога, тогда как не можем даже допустить в уме ничего подобного, но утверждаем приличное и свойственное Ему, т. е. что Он, пришедши, восстановил Свое создание таким способом рождения. Что, скажи мне, говоришь ты, человек? Утверждая, что душа человекоубийц и волшебников – из существа Божия, ты осмеливаешься осуждать нас, которые не допускаем ничего подобного и не можем слышать этого, но считаем утверждающих это нечестивыми и говорим, что Бог, устроив Себе святой храм, чрез него ввел небесную жизнь в нашу жизнь. Не достойны ли вы тысячи смертей и за обвинения, которыми осуждаете нас, и за нечестивые суждения, которых не прекращаете? Если не пристойно Богу обитать в чистом и непорочном теле, как говорите вы, то гораздо непристойнее быть в теле волшебника, раскопателя могил, разбойника, обезьяны или пса, а не в теле святом, непорочном и седящем ныне одесную Отца. Ибо какой вред или какое осквернение может быть для Бога от такого домостроительства (нашего спасения)? Не видите ли вы это солнце, у которого тело чувственное и разрушимое, хотя бы язычники и Манихеи, слыша это, тысящекратно задыхались от досады? И не оно только, но и земля, и море, и все вообще видимые твари подверглись суете. Послушай, как Павел объясняет это, когда говорит: суете бо тварь повинуся не волею, но за новинувшаго ю на уповании. Потом, объясняя, что значит повиноваться суете, он продолжает: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Римл. 8:20, 21). Следовательно, теперь она разрушима и тленна: ибо работать истлению значит не что иное, как быть тленною. Итак, если солнце, тленное тело, изливая везде лучи свои, касаясь грязи, нечистот и многих других подобных вещей, от прикосновения к этим телам нисколько не повреждается в чистоте своей, но опять собирает чистые лучи, и, сообщая свои благие действия многим из воспринимающих его тел, само не получает ни малейшего зловония и осквернения: то гораздо более Солнце правды, Владыка бестелесных сил, приняв чистую плоть, не только не осквернился, но и сделал ее еще более чистою и святою.

Помышляя обо всем этом и припоминая следующее изречение: вселюся в них и похожду (2Кор. 6:16), и еще: храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1Кор. 3:16), – будем и мы говорить против неправомыслящих и заграждать бесстыдные уста нечестивых, а нашим благам будем радоваться, прославлять воплотившегося Бога за такое снисхождение и по силам нашим оказывать Ему достойную честь и воздаяние. Для Бога от нас никакого иного воздаяния быть не может, как только спасение нас и душ наших и ревность к добродетели. Не будем же неблагодарными к Благодетелю, но станем все по силам нашим приносить все, веру, надежду, любовь, целомудрие, милосердие, дружелюбие. Настоящее время кратко, возлюбленные: будем трезвиться, бодрствовать, искренно оказывать всякое попечение о всех, быть благоговейными во всем. Не будем оскорблять Бога, вместо примирения с Ним, но, оказывая всю чистоту и безмятежность души, будем умилостивлять Владыку нашего Иисуса Христа, да приимем обетованные нам блага, благодатью и человеколюбием Самого Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь55.

* * *

55

В сокращении. См. Творения св. Иоанна Златоуста, в русск. перев. 1896 г., т. II, стр. 387–399.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle