Источник

Слово на Святое Преображение Христа Бога нашего147. Святого Анастасия Синаита148

Яко страшно место сие (Быт. 28:17).

Дивлюсь и я с патриархом Иаковом, ибо вижу, как и он, утвержденную от земли до неба лествицу и Самого Бога во храме, стоящего на самом верху лествицы на горе; и, одержимый ужасом от такого видения, говорю: яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная. Сия дверь, из которой свидетельствовал свыше Отец, из которой восстало Солнце правды – Христос; сия гора, в которой явился отсекшийся от горы Камень, – гора, о которой взывает Давид: введе их Христос в гору святыни, гору сию, юже стяжа десница Его (Пс. 77:54), – гора плодоносная, гора тучная, гора юже благоволи Бог жити в ней (Пс. 67:16–17), – сия гора – место таинства, это место – неведомое, непостижимое. Здесь образно представляется царствие, здесь предречено было таинство распятия, здесь открыто было величие неведения, здесь явилось снисхождение второго пришествия Христова; на этой горе была предсказана слава праведных, на сейй горе предъизображены настоящие и будущие блага. Сия гора видела образ воскресения; сия гора есть будущее восхищение праведных на облаке; сия гора непреложно прообразовала наше преображение; сия гора привела образ перстного в образ небесной доброты.

Посему опять скажу: коль страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная. И тем более прославлю, что днесь Фавор и Ермон согласно возопили и всю вселенную к веселию сопризвали.

Ныне богоподобное древле естество Адамово, омраченное безобразным идольским образом, преобразилось и преобразило все на древнюю доброту свою по образу и подобию. Ныне гора, которая в мрачные времена покрывалась облаками, как бы кожанными одеждами, облекалась богоделанной одеждою Одеющагося светом яко ризою (Пс. 103:2). Ныне на горе Фаворе сокровенно явились радость и устроение будущего жития и царства. Днест на горе преславно собрались к Богу проповедники Ветхого и Нового заветов, бывшие преемницами преславных таинств. Днесь на Фаворе смертию было написано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят на кресте посреди двух человек: так теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии и показывает на настоящий праздник, украшенный не образными и сенными боговидениями, а противоположными синайскими Богоявлениями. И подлинно, там были написаны образы, здесь – истина, там – тьма, здесь – солнце, там – мрак, здесь – облако света, там – закон десятословия, здесь предвечное Слово, там – плотские гадания, здесь духовные вещи, там – глас ангелов, здесь – Отца. Там начертываются скрижали для нечестивых, здесь же сердца умудряются во спасение; тогда вода проистекла из камня неверия, ныне же явился источник бессмертия. Там прозяб жезл, здесь процвел крест. Там карастель был послан как символ мучения, здесь голубь – символ Духа ко спасению. Там Мариам сестра тимпанствовала, здесь же Мария родила Бога. Там Моисей разрешает сапог на ноге, предуказывая нарушение законной службы; здесь же Иоанн не снимает сапог с ног, явно указывая на тесное соединение Слова Божия с мертвенным нашим естеством. Там Илия сокрывается от лица Иезавели, здесь Илия лицем к лицу созерцает Бога. Синайская гора не открыла Моисею обетованной земли, а Фавор ввела Моисея в обетованную землю, привела человеческое естество к Богу примирения и прощения грехов по заслугам Христа. Христос, Собезначальное Слово Отчее, восхотев очистить оное естество от излиянного на него змииного яда, показует таинство Своим ученикам на горе Фаворе. Поскольку Он возвестил им о царствии, а в середине (разговора) открыл им о Своем славном пришествии, и поскольку они еще были несовершенны в понимании всего сказанного им о царствии, сомневались в силу душевных мудрований: то посему Он хотел образами и знамениями уверить их в будущем от настоящего и показал некоторое предизображение небесного царствия и преславное Богоявление на горе Фавор. Аминь, глаголю вам, вскоре и тотчас, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят Сына Человеческого грядущаго во славе Отца Своего (Мф. 16:28). И с течением времени Господь показывает действия Своего хотения. По днех шестих, – говорит Евангелист, – поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины. И преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет. И се явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща. И се облак светел осени их (Мф. 17:1–3; Лк. 9:34).

Вот Божественные чудеса настоящего праздника! Таково собравшее нас сюда священное Христово торжество! А дабы нам не быть несведущими, вместе с просвещенными богословами, войдем в познание таинства и услышим некий божественный и священнейший глагол, как бы свыше от края горы повелительно глаголющий: приидите, и взыдем на гору Господню, в дом Бога нашего (Ис. 2:3). С Петром и Иоанном вознесемся вверх, с Илиею и Моисеем на облаках потечем по воздуху, дабы и о нас Владыка сказал: аминь глаголю вам, суть нецыи от зде стоящих и послушающих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят Сына Человеческаго, грядущего к ним со славою Отца Своего. Внидем и мы дерзостью внутрь облака с Моисеем, Илиею, Иаковом и Иоанном; и, как Петр, потщимся созерцать Божественное видение, отступив от земли. Восторженный видением, Петр вызвал: Господи, добро есть нам зде быти (Мф. 17:4). Поистине, Петре, хорошо нам быть и пребывать со Иисусом, и всегда быть и во веки пребывать. Что может быть блаженнее и выше, как быть с Богом и в Боге, быть образом Божьим и ходить во свете? Пусть и всякий из нас, кто стяжал в сердце своем Бога, преобразил себя по сему Божественному примеру, и радуется, скажет: Господи, добро есть нам зде быти, где – всякая радость, веселие и наслаждение, – где на сердце все мирно, тихо и безмятежно, – где является Бог. В таковом Он творит с Отцом обитель, пришедши в которую говорит: днесь спасение дому сему (Лк. 19:9) и душе сей; в нее вместе со Христом приходят все сокровища вечных благ и пребывают; в ней, как в зеркале, отражаются образы и начертания всего будущего. Испытав все это на горе, Петр взыгрался в душе и ощущал некоторую необычайную радость и Божественное веселие. Он видел, насколько можно видеть, лучшие и необыкновенные естества, виды и бестелесные образы, видел красоту, блистающую славой нетления, прозрел богосолнечную зарю будущего пакибытия. Он представлял себе, но негадательно, неведомое благолепие и наследие тамошнего царствия, увидел уневещенные чертоги безневестного Жениха, видел престолы невидимой славы, видел сплетенные из нетления венки, видел благодатную пищу и весь изменился сердцем, привязался душею к находящемуся там; весь исполнился света, весь был объят славою. Полный изумления и восторга, забыв совершенно о всем сущем в мире, блаженный и всехвальный (Апостол) взывает ко Владыке: Господи! добро есть нам зде быти: не ведый еже глаголаше (Лк. 9: 33). О, если бы знал Петр, камень веры, что говорил Христу – Камню на горном камне!

С сим верховным таинником149 Нового Завета пришли верховный таинник закона Ветхого Моисей и пророк Илия от Хорива. Пришел раб (Моисей) ко Владыке полный исступления, пoелику видел в человеческом образе Божественную силу. Но чудесное пришествие Владыки созерцает он не (как ранее) в древней купине, а, напротив, видит одушевленную плоть; посему, пришедши на Фавор, не говорит: мимошед увижу видение великое это (Исх. 3:3), но: «пришедши вижу видение и зрелище это великое». Прошла жизнь по плоти, прошло время закона, прошли образы, прошел Египет, прошел Синай, прошел и мрак, прошел и Хорив, прошел камень, прошел и кивот, оставлено обрезание, перейден Иордан, пройден Иерихон, мимоиден храм, прошли и жертвы, прешла сень. Ныне я видел Тебя, истинно Сущего и Присносущего со Отцом, изрекшего мне на горе: Аз есм сый (Исх. 3:14). Я видел великое видение – Тебя, древле мне таинственно и боголепно являвшегося Бога. Ныне я видел Бога не с покрытым лицем, а лицом к лицу, и вот моя душа спаслась. Я узрел Тебя, Которого желал давно зреть, говоря: да познаю Тебя (Исх 33:13), ибо Твое явление есть жизнь вечная. Я видел не заднюю Твою, как на Синайском камне, но явно являющегося на Фаворском камне; не в скважине камня скрывался как человек, но скрываю Тебя, Бога Человеколюбца, в моем образе. Ты – Божественный Ходатай Ветхого и Нового Завета, ветхий Бог и новый человек. Ты, Который древле на горе Синае явился прикровенно, ныне на Фаворе преобразился явно. Прошли службы закона: ныне я видел Тебя – великое видение. Ты, Который на Синае был предобразуем и предъизображаем, теперь на Фаворе приемлешь свидетельство и проповедь от Бога, как Сын. Ты – Тот, Который древле взошел на купину и погрузил в бездну силу фараонову. Ты – Тот, Который словом укротил чермнующееся текущими водами море. Ты – Тот, Который претворил естество бездушного жезла в ползающего змия. Ты – Тот, Который подал спасение странствующим по безводной пустыне. Ты и сухой камень разверз в водное естество. Ты и преобразуешь Своим неизменным преображением к лучшему все наше неблаговидное и безобразное. Ты пришел свыше в здешнюю жизнь, дабы очеловечить обесчеловечившееся от греха человеческое естество, и воздвигнуть тело падшего Адама. Ты – для всех людей не тлением и бессмертием обновленный истинный образ, Ты – непрестанный храм и Бог Давида и Соломона, создавший и водрузивший храм человеку в вышнем Иерусалиме. Ты – неложное очистилище мирских грехов. Ты – истинный пасхальный агнец, избавивший людей Своих от Египтян и жестокого фараона. Тебя я желал, Тебя ожидал, на Тебя уповал, когда говорил на горе: яви ми Тебе Самаго, да разумно вижду Тя (Исх. 33:13). Покажи мне Себя, если я приобрел благодать перед Тобой, поскольку для меня нет ничего драгоценнее и любезнее в мире, как насытиться Твоей славы, Твоего образа, Твоего света, Твоей доброты, Твоего глаголания. Этого ради покланяюсь, хвалю, воспеваю: ибо прошел законный мрак; ныне я видел великое видение. Воистинну, оно велико. На Синае Ты сказал мне: не бо узрит человек лице Мое, и жив будет (Исх. 33:20): ныне же лицом к лицу Ты явился на землю во плоти и жил с земнородными. Как это Ты, Который по естеству – жизнь и Жизнеподатель, идешь к смерти? Как Ты, Который – выше горних и далее самых отдаленных, грядешь к мертвым? Не взирая на это, однако, и таинство смерти Твоей велико. Ты грядешь явиться усопшим от века. Ты хочешь освободить Адама от лютых (скорбей). Все это, Владыко, Ты гадательно предзнаменовал мне во время закона. Итак, я усердно разрешаю сапоги от ног закона, поскольку место, на котором я стою ныне, земля – святая и земля обетования. О ней предсказал Ты древле в купине, сказав: иззуй сапоги от ног твоих, законник, и перестань идти и приближаться: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть (Исх. 3:5).

Лука говорит, что Моисей и Илья беседовали со Христом об исходе Его души от тела, который Он хотел совершить во Иерусалиме (Лк. 9:30–31) в крестных страданиях. Моисей и Илья вопрошали, Владыка учил, а ученики слушали. Отец свыше вещал, облако осеняло, гора блистала, верх ее дымился, камни распадались, кругом носились ангелы – все это было изображением и прообразом второго пришествия. И, как если бы кто посмотрел с неба, то в мгновение ока увидел бы все земное, как το: землю, холмы, море, реки, источники, людей, города, веси, сады и вообще всю земную тварь: так и тогда на горе открывшимися духовными очами ученики внезапно увидели все, что только можно было видеть, и даже болеее, чем можно: образ будущего небесного царствия и второго пришествия Христова, как сказано выше. Когда же ученики увидели небо свиваемым, луну угасающею, звезды падающими, землю колеблещуюся, горы отверзтыми, мертвых восстающими, ангелов предпоставленными, книги раскрываемыми и всех в трепете предстоящими, тогда они испугались этого видения, и, быв не в силах терпеть, пали на лица. Они, как говорит еванг. Лука, были отягчены сном, и их тленное естество не стерпело зреть нетленное, мертвенное тело – вынести видение бессмертного. Поэтому и надлежало Моисею и Илии прийти в лучших телах; они и явились во славе (Лк. 9:31). Тогда без боязни и без смущения они стояли на горе; ученики же, ятые некоторым отягчением, или исступлением, пали, ибо Лука говорит: Петр и сущии с ним бяху отягчени сном (Лк. 9:32). И еванг. Матфей говорит: сходящим им с горы, заповеда им Иисус, глаголя: ниному же поведите видения, дóндеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет (Мф. 17:9). «О видении, – говорит (Господь), – никому не рассказывайте». Подобно этому, Моисей говорил на этой горе Синайской: «пойду и посмотрю на сие великое видение». Что больше и страшнее того, как видеть Бога в образе человеческом, сияющего лицом и блистающего, непрестанно испускающего лучи и говорящего к сущим с Ним: «так просияют праведники в воскресение, так они прославятся, преобразятся в этот Мой зрак, изменятся в сию славу, в этот образ, в такой свет, в такое блаженство, будучи сообразны и сопрестольны Мне, Сыну Божию»?! Услышав сказанное Христом на горе, ангелы ужаснулись, пророки чудились, ученики дивились, тварь, слыша преображение и обновление тления в нетление, веселилась, гора радовалась, страны красовались, веси прославляли, люди возвышались, моря воспевали, реки восплескали, Назарет возопил, Вавилон воспел, Нефеалим праздновал, холмы взыграли, пустыня процвела, Васан возвеселился.

И я, ныне любопразднественно обрадованный, велиим гласом созываю с этой горы все горы на Божественное поклонение и вопию: горы араратские, горы гелвуйские, горы синайские, горы фаранские, горы северные, горы западные, горы ливановы, горы южные, горы островов, преклоните главы ваши и поклонитесь на горе Фаворской Христу Богу нашему. И когда многочисленные горы совзыграют горе этой, призовем: горы Иорданские, горы гевальские, гора галаадова, гора сионская, гора голгофская, гора елеонская, совоспойте и возвеселитесь, единым гласом восхваляя Христа на горе святой, и вместе говоря: «Радуйся, Зиждитель всяческих, Светоносный Царь, Богорожденный, всю тварь пересоздавший и направивший на лучшее. Радуйся, Мария Пречистая, одушевленная Божия гора святых, Мария Богородительница, Мати–Дево. Радуйся, Божие всесвященнейшее святилище, Назарет, предстранный град, мать матери всех градов. Радуйся, образ небесного царствия – всесвятая гора Фавор, краснейшая добротою паче всех гор. Радуйся, самое малое великославное из всех морей, море тивериадское, немокренно исхожденное ногами Христа. Радуйся, земля Завулонова и земля Нефоалимова, Галилея языков, первая из первых приявшая свет велий свыше от Отца светов, – радуйся ты, в которую течет собор священных иереев и архиереев, носящий образ Христа и премудро священствующий вместо Мелхиседека. Радуйся, равное ангельскому состояние девственников и постников Илии фесвитянина, подражающего Фаворскому жительству и видению. Радуйся, всех верных людей церковная похвала, ибо радости и веселия полно настоящее торжество и празднество...» И ныне, народ Божий, сошедшийся на светлый праздник Божественной горы, единым гласом со ангелами воспой, со звездою теки, с апостолами проповедуй, с Моисеем предвари, с Илиею прииди, с облаков взыграй, с неба свидетельствуй, с горы возопий, с камня воструби, Назарет созови, Галилею собери, песнями восхвали, свещами осияй, венцами укрась, с горами взыграй, с девами ликовствуй, с невестами восплещи, со странами прославь, с морем восшуми, с Иорданом послужи, на гору взойди, на Фаворе празднуй Всецарю царей и Богу богов, истинному Господу нашему Иисусу Христу. Тому слава и держава со Бессмертным Отцем и Всесвятым и животворящим, Нераздельным и Единосущным Его Духом ныне и присно и в бесконечные веки веков. Аминь150.

* * *

147

Это слово сказано на горе Фаворе.

148

Сконч. в 686 г.

149

Тайноведец, советник в тайных делах. Церковнославянский словарь. Прим. электронной редакции.

150

По Сербскому списку XV в. См. Правосл. Собеседнике 1887 г., ч. II, стр. 1–28; ср. Великия Четии Минеи всероссийск. митроп. Макария. Месяц Август, 25–е число л.л. 96 об.–100.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle