Источник

Григорий Цамблак

Григорий Цамблак, митроп. Киевский и Литовский ум. 1419. Родом был болгарин, из города Тернова, из боярской фамилии Цамлаков (Самвлахов, Семивлахов). Образование получил под руководством патриарха Терновского Евфимия. Был пресвитером великой (соборной) церкви Молдаво-Влахийской, затем был игуменом Дечанского Пантократорова монастыря в Сербии, наконец, игуменом греческого монастыря Плинаирского, около Константинополя. Митрополит Московский Киприан (ум. 1406 г.), родной дядя Г., вызвал последнего в Москву, но Г. на дороге, в Литве, получил весть о смерти Киприана и отложил свое намерение ехать в Москву. В Литве Г., как человек выдающийся по образованно, успел приобрести расположение великого князя Литовского Витовта, который в 1414 г. избрал Г. в митрополита православных Лятовских епархий и послал его посвящаться в Константинополь. Епископы литовские со своей стороны написали патриарху Константинопольскому Евфимию грамоты с жалобами на управлявшего тогда обеими половинами русской церкви, Московскою и Киевскою, митрополита Фотия и с просьбою отделить западные епархии от митрополии Московской и поставить для них особого митрополита. Особенно хлопотал об этом разделении сам великий князь Литовский Витовт, для которого было не желательно тяготение православного литовского населения к единоверной Москве. Когда Фотий узнал о случившемся в Литве, он немедленно с поспешностью отправил своих послов в Константинополь; послы пришли ранее Г. и успели настолько вооружить патриарха против кандидата на Литовскую митрополию, что патриарх не только оставил без удовлетворения просьбу Витовта и литовских епископов, но еще извергнул самого Г. из священного сана и предал его отлучению. Однако, когда Г. вернулся в Литву, Витовт собрал литовских епископов и заставил их посвятить Г. в сан митрополита. Но прежде посвящения Витовт, по убеждению епископов, в 1415 г. в марте еще раз обратился в Константинополь с просьбою о поставлении особого митрополита для Литвы и назначил крайним сроком для ответа – день Успения Богородицы, затем продлил этот срок до 14 ноября и, когда ответа не получил, 15 ноября 1415 г. заставил епископов посвятить Г. Затем епископы составили окружную грамоту, в которой оправдывали свое поведение, указывали на небрежение Фотия о церкви Киевской, так как он доходы здесь собирал, а поучать сюда паству не приезжал, указывают на свои попытки получить согласие патриарха, которое не было получено по насилию императора Мануила «ради своих неправедных прибытков», приводят в свое оправдание церковные правила и исторические примеры, наконец, излагают свою православную веру и заявляют, что они не отделяются, а хотят быть в единении с восточными патриархами и со всеми православными церквами. Так же и Витовт обнародовал свою окружную грамоту, в которой поставление Г. объясняет своими заботами о благосостоянии православной церкви в пределах его княжества. Получивши соборную грамоту литовских епископов о поставлении Г. Цамблака, Фотий свое крайнее негодование по этому поводу выразил в своем окружном послании ко всем православным христианам русской земли. В этом послании он называет литовских епископов несмысленными, непотребными, окаянными, волками, а не пастырями, резко осуждает своеволие их в поставлении Г., укоряет их за нарушение клятвы, данной каждым из них при посвящении в епископский сан – не принимать другого митрополита, кроме посланного от патриарха, и убеждает всех православных не иметь с ними, как отступниками, никакого общения даже в пище и питии; особенно нападает на самого Г., указывает на лишение его патриархом священства и отлучение от церкви. В таком же духе Фотий написал еще послания в Киев, как кафедральный город Г. Цамблака, и во Псков, как смежный с Литвою город. Кроме того, Фотий на соборе русских епископов отлучил и анафематствовал Г. и немедленно отправил посольство к патриарху Евфимию с просьбою провозгласить Г. незаконным митрополитом и предать его отлучению и проклятию. Патриарх действительно подверг Г. извержению и отлучению, которое в 1416 г. повторено было и преемником Евфимия Иосифом. Несмотря на все это, Г. оставался на митрополии до своей смерти в 1419 г. и приобрел известность обширными, но совершенно отвлеченными, витийственными, неприложимыми к жизни поучениями, которых от него осталось 27. Кроме того, он написал особую статью о 35 заблуждениях и отступлениях латинян от православной веры и обрядов. Обличая латинян письменно, Г. обличал их и в своих поучениях, а однажды обратился к самому Витовту с вопросом, почему он держится латинской веры, а не греческой. Витовт ответил ему: если хочешь видеть в греческом законе не только меня, но и всех людей моей земли, то иди в Рим и препирайся с папой и его мудрецами; если переспоришь их, мы все примем греческую веру, а если не переспоришь, всех людей моей земли, держащихся греческой веры, заставлю принять веру латинскую. Затем Г. отправился на Констанцский собор, на котором был и папа Мартин V, но прибыл сюда 19 февраля 1418 г., когда собор, начавшийся с 1414 г., уже кончался. Г. был торжественно принят папою, но он заявил папе через присутствовавших на соборе польских епископов, что решительно не желает приступать к соединению с римскою церковью. В сентябре 1419 г. Г. Цамблак возвратился в Литву, а зимою того же года скончался в Киеве. По свидетельству же одного молдавского летописца, Г. в 1419 г. не скончался, а переселился, неизвестно почему, из России в Молдавию, где будто бы еще жил очень долго, и в 1439 г. утвержден Охридским архиепископом в звании Молдо-Влахийского митрополита. С 1420 г. обе половины русской митрополии снова соединились под властью митрополита Фотия, и таким образом кончилось первое церковное разделение русской церкви, повторившееся затем через 40 лет, в 1458 году.

Пособия и источники: П. А. Сырку, Новый взгляд на жизнь и деятельность Григория Цамблака. «Журнал Минист. Нар. Просв». 1884 г., ноябрь; Е. Е. Голубинский, История рус. церкви, т. II.; Арх. Макарий, История рус. церкви, т. IV; Архиеп. Филарет, Обзор рус. дух. лит., т. I. Словарь историч. о писателях духовного чина, т. I. изд. 2, Спб. 1827.

А. Кремлевский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle