Источник

Григорий Синаит

Григорий Синаитвыдающийся византийский подвижник и писатель. Он родился в местечке Кукуле, близ Клазомен в Малой Азии, в шестидесятых годах ХIII столетия, от богатых родителей. В царствование Андроника II Палеолога (1281–1332 г.) Г. был взят в плен турками, но выкуплен лаодикийскими христианами и удалился на остров Кипр, где и жил в одном монастыре. Спустя немного, он отправился на гору Синай постричься в местном монастыре (поэтому называется Синаитом) и, после трехлетних подвигов, удалился в Иерусалим, а потом на остров Крит, где от монаха Арсения усвоил начала иноческого подвижничества в форме делания и созерцания. Затем Г. отправился на св. гору Афон, обозрел местные исихастирии и поселился в местечке Магула, где построил себе исихастирий и собрал учеников. В своей жизни Г. осуществлял начала т. н. исихастского учения (см. о нем особо) и был одним из выдающихся теоретиков этого учения. Пребывание Г. на Афоне продолжалось до нашествия турок на эту гору (около 1305 г), а затем подвижник путешествовал на Синай, в Фессалонику, на Хиос, Ливан и в Константинополь. Здесь о нем узнал император Андроник Палеолог. Из столицы Г. отправился в город Созополь и, нашедши здесь уединенное местечко в пустыне Парории, основал здесь монастырь, который потом сделался крупным пунктом аскетическо-созерцательной жизни монахов не только греческих, но и славянских. Из своего монастыря Г. путешествовал в Созополь, Константинополь, на Афон и в Адрианополь, а возвратившись в Парорию, вполне благоустроил свой монастырь, при материальном содействии болгарского царя Александра. Подвижник здесь и скончался в сороковых годах XIV столетия. Значение Г. в истории византийско-восточного монашества состояло в том, что он содействовал упрочению и развитию на востоке деятельно созерцательного аскетического идеала, и был одним из авторитетных проповедников т. н. исихастского учения. Ввиду того, что Г. большую часть своей жизни провел в путешествиях, осуществляя принцип византийских странников – φεὑγε, σιώπα, ησύχαζε, он не имел возможности всецело посвятить себя литературной деятельности и поэтому оставил лишь краткие аскетические сочинения. Самое большое из них состоит из 137 глав и надписывается так: «Различные слова о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, а еще о помыслах, страстях и добродетелях, о безмолвии и молитве». Сочинение содержит собрание назидательных размышлений об указанных предметах, слабо соединенных между собою. Кроме того, с именем Г. известны краткие творения: «О безмолвии и молитве», «О безмолвии и двух видах молитвы», «Наставления исихастам» и «Главы (семь) аскетического содержания». В первом произведении Г., между прочим, убеждает аскетов читать творения Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, ученика Никиты Стифата, и Филофея Синаита. Некоторые творения Г. остаются неизданными.

Литература. 1) Творения Г. изданы у Migne’я, Patrologia graeca, t. 150. Срав. Добротолюбие в русском переводе, т. V. Москва. 1889. 2) Житие иже во святых отца нашего Гр. Синаита. По рукописи Московской Синодальной библиотеки издал И. В. Помяловский. Спб. 1894. Это житие составлено учеником Г. Константинопольским патриархом Каллистом. Анализ его сделан И. Соколовым в Журнале Минист. Нар. Просв., 1896, июль, стр. 180 –190. Славянский текст жития издал П. А. Сырку. 3) П. А Сырку, К истории исправления книг в Болгарии. Т. 1. Спб. 1899. 4) А. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Litteratur. München. 1897.

И. Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle