Источник

Беседа на День Святого Духа. (О том, что всякая душа, желающая наследовать царствие Божие, должна возродиться от Святого Духа). Преподобного Макария Великого (Египетского)232

Те, кои слушают слово, должны показывать действие слова в душах своих. Ибо слово Божие не есть слово бездейственное; оно должно производить действие в нашей душе. Потому оно и называется действенным (Евр. 4:12), что должно совершать действие в слушающих. Итак, да произведет Господь действие истины в слушающих, дабы слово Его не оставалось в нас бесплодным. Как тень предшествует телу и показывает тело: так, пoелику истина есть тело, а слово – как бы тень Христовой истины, слово предшествует истине.

Плотские родители рождают детей из своего существа, из своего тела, – и, родивши, с великим тщанием воспитывают их, как чад своих, пока они не придут в совершенный возраст и не сделаются их преемниками и наследниками. К тому первоначально и устремлены все желания и заботы родителей, чтобы рождать детей и иметь в них себе наследников; а потому, если не рождают, то впадают в великую печаль и скорбь, – если же рождают, то радуются, и радость свою разделяют с своими сродниками и ближними. Так и Господь наш Иисус Христос, восприяв на Себя попечение о человеческом спасении, сначала совершал домостроительство чрез Патриархов, чрез Закон и Пророков; напоследок и Сам пришел и, презрев бесчестие креста, подвергся смерти. Весь сей труд Его, все попечение клонились к тому, чтобы от Себя, от собственного естества Своего, породить духовных чад, которых Он восхотел породить свыше, силою Своего Божества. И как земные отцы скорбят, если не рождают детей: так Господь Иисус Христос, возлюбив людей, как Свой образ, и, восхотев породить их от собственного Божественного семени, и пострадав для их спасения, скорбит, если кто не хочет приять такого рождения, т. е. возродиться от чресел Духа Божия.

Господь хочет, чтобы все люди получили такое рождение: ибо Он умер за всех, и всех призвал к жизни; но жизнь состоит в рождении свыше, от Бога, – без чего не может жить душа, по словам Господа: аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия (Ин. 3:3). Напротив, те, кои веруют в Господа и, обратившись к Нему, получают такое рождение, возбуждают великую радость и веселие в своих родителях, на небесах. Все Ангелы и святые Силы радуются о душе, возродившейся от Святого Духа и соделавшейся духом. Тело наше подобно душе, а душа есть образ Святого Духа; как тело без души мертво, и ничего не может делать: так и душа, без небесной души, без Божественного Духа, мертва для царствия, и без Духа Святого не может совершить ничего, угодного Богу. Живописцу, пишущему портрет Царя, необходимо внимательно смотреть на лицо царское, и если лицо Царя обращено к нему прямо, то он скоро и верно напишет картину; если же оно обращено в другую сторону, то он писать не может, потому что лицо отвращено от него. Так и премудрый живописец, Христос, в тех, кои веруют в Него и непрестанно взирают на Него, скоро живописует, по Своему образу, небесного человека, и от Духа Своего – от Ипостаси неизглаголанного света Своего написует небесный образ, и дарует душе высокое и драгоценное обручение. Но в том, кто, взирая на Него, обращает взоры и на другие предметы, Господь не написует Своего образа.

Посему мы, веруя в Господа, должны пламенеть к Нему любовию, презирать все и внимать Ему одному, – должны непрестанно взирать на Него, чтобы Он написал и напечатлел Свой небесный образ в душах наших, и чтобы таким образом мы, нося в себе Христа, могли наследовать вечную жизнь и в полном уповании на оную находили успокоение. Если золотая монета не имеет на себе Царского изображения, то не может быть употребляема в торговле, и не полагается в царские сокровищницы, но отбрасывается в сторону. Так, если и душа не имеет напечатленного в себе образа небесного Духа, Христа: то бывает недостойна горних сокровищниц и изметается из них раздаятелями царствия, святыми Апостолами. Ибо и званный, но неимевший брачной одежды, как чуждый, был ввергнут во тьму кромешную (Мф. 22:13), потому что не имел небесного образа, который есть знамение и печать Господа, положенная в душах, есть Дух неизреченного света. Как мертвец бывает уже ни на что непотребен и бесполезен для живущих на земле, почему его выносят из города и погребают: так, если и душа не имеет в себе небесного образа Божественного света, который есть жизнь души, – то, как мертвая, подвергается отвержению, потому что и мертвая душа, не имея в себе светоносного и Божественного Духа, бесполезна граду Святых. Ибо, как в сем мире, душа составляет жизнь тела: так в вечном и небесном мире, Божественный Дух составляет жизнь души.

Итак, ищущий царствия должен с верою приступать ко Господу и молить Его, чтобы Он даровал ему Божественного Духа, Который есть жизнь души. Господь для того и приходил, чтобы даровать душе жизнь, – Духа Своего. Он сказал: дондеже свет имате, веруйте во свете (Ин. 12:36): приидет нощ, егда никтоже может делати (Ин. 9:4). Посему, если кто не искал и не приобрел жизни для своей души, Божественного света Духа: тот по разлучении с телом будеть повержен в страшные места тьмы, и не внидет в царствие небесное, но будет ввергнут в геенну, вместе с диаволом и ангелами его. Как золото или серебро, будучи брошено в огонь, делается чище и драгоценнее, – и ничто там не может изменить его, ни сено, ни тростие, ибо огонь объемлет и поядает все, что пристает к нему: так и душа, находясь в духовном огне и Божественном свете, не терпит никакого зла от злых духов; если же оно и приражается к ней, то его поядает небесный огнь Святого Духа. Или, как птица, возлетев на высоту и находясь в безопасности, не страшится ни ловцев, ни хищных зврей, и, доколе остается на высоте, посмевается над теми и другими: так и душа, приявши духовные крылья, возлетевши на небесную высоту, и находясь превыше всего, посмевается над всем.

Когда Моисей разделил море, тогда плотский Израиль прошел по дну его: подобно сему христиане, став чадами Божьими, ходят превыше горького моря лукавых сил, потому что тело и душа таковых людей бывают жилищем Божьим. В тот день, когда пал Адам, Бог, ходя по раю, так сказать, восплакал, увидя Адама, и сказал ему: «Какое зло избрал ты вместо такого добра? В какое бесчестие впал ты после такой славы? От чего теперь ты так мрачен? От чего так безобразен? От чего так смраден? Какой мрак окружает тебя после такого света?» Но и не один Творец плакал об Адаме, когда сей пал и лишился Божественной жизни: его смерть и падение оплакивали Ангелы, все силы, небо, земля и вся тварь: ибо они увидели, что царь их сделался рабом нечистых и лукавых сил. Его душу покрыла тьма страшная и лютая; ибо он впал во власть князя тьмы. В таком состоянии он стал подобен человеку, израненному разбойниками, и оставленному полумертвым на пути из Иерусалима в Иерихон (Лк. 10:30).

И Лазарь, которого воскресил Господь, и который так смердел во гробе, что никто не мог приблизится к нему (Ин. 11:39), был образом Адама, коего душа исполнилась великим смрадом и покрылась мраком и тьмою. Впрочем, ты, слыша об Адаме, о человеке впадшем в руки разбойников, и о Лазаре, не возносись мыслию, но углубляйся в себя, в свою душу, потому что и у тебя – такие же раны, такой же смрад, такой же мрак. Все мы – дети сего помраченного племени, и все участвуем в сем смраде. Все мы, как семя Адамово, имеем ту же рану, о которой говорит Исаия: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся׳, несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обвязания (Исх. 1:5, 6): и наша рана так неисцелима, что один Господь может уврачевать ее. Он потому Сам и приходил, что никто из древних, ни самый Закон, ни Пророки не могли исцелить оной. Один Он, пришедши, уврачевал сию неисцелимую рану души.

Итак, приимем Бога и Господа, истинного Врача, Который один, пришедши к нам и понесши для нас великие труды, может исцелить наши души. Он непрестанно стучит в двери сердец наших, чтобы мы отверзали Ему оные, и чтобы Он, вошедши, почил в наших душах, – чтобы мы омыли и помазали ноги Его, и чтобы Он мог пребывать в нас: ибо Господь осуждает того, кто не омыл Его ног (Лк. 7:44); а в другом месте говорит: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3:20). Он для того и претерпел великие страдания, предал тело Свое на смерть и освободил нас от рабства, чтобы, вселившись в нашу душу, утвердить в ней свое пребывание. Посему-то Господь и скажет на суде стоящим ошуюю Его, осужденным вместе с диаволом в геенну: странен бех, и не введосте Мене, взалкахся, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене (Мф. 25:42, 43). Ибо Его пища, питие, одежда, жилище и покой – в наших душах. Если же Он непрестанно стучит, желая войти к нам: то приимем Его и введем Его внутрь нас; Он – наша пища, жизнь, питие и живот вечный. Всякая душа, не приявшая Его внутрь себя и не упокоившая Его, сама в Нем не упокоится, не наследует небесного царствия со Святыми, и не внидет в град небесный. Но Ты, Господи Иисусе Христе, Сам введи в него нас, славящих имя Твое с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь233.

* * *

232

Сконч. в 391 г.

233

См. Духовные беседы преподобного отца нашего Макария Египетского, в русск. перев. Издан. 3–е. 1880 г. Москва, стр. 300–307; сравн. Христианск. Чтен. 1839 г., ч. II, стр. 317–327.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle