Источник

Слово во славу Святого Духа, совосседающего Отцу и Сыну и доставляющего людям усыновление. Императора Льва VI Мудрого

Без сомнения, Утешитель увенчал наше вчерашнее торжество Своим присутствием и сделал наш вчерашний день днем веселия, принося вместе с тем очевидный знак примирения Бога Отца с нами. И сегодня мы, как бы собравши остатки пира, опять устроим праздник. Вчера Он украсил наше собрание Своим присутствием, а сегодня за это посещение мы воздадим Ему следуемые почести. Вчера полученное нами благодеяние, а сегодня слава Св. Духа дает нам повод к Его прославлению.

Один Бог – во Отце и Сыне и Святом Духе, единый по существу и троичный в Лицах, всесовершенный, присносущный, дающий бытие всему сущему. Отец никогда не был лишен славы, хотя до явления Сына, Который есть слава Отца, эта слава была не вполне известна; Сын имеет не меньшую славу, чем Отец, хотя эта слава несколько медленнее освещала Сына; также и Святой Дух не во времени получил бытие, хотя в богословии Он и занимает третье место. Все они имеют единое и совместное бытие и одинаково должны быть прославляемы, хотя Отец есть как бы начало и корень, а Сын и Святой Дух – как бы ветви, от вечности произрастающие из Него. Догмат этот был известен и в древности некоторым, по благости Божией, хотя неясно, так что это познание о Триедином Боге было испещрено как бы черными пятнами и было сохранено до более удобных времен. Таким образом, некогда почитался Бог Отец народом израильским, который почитал только Его одного и не покланялся Сыну, хотя Последний многообразно являл Себя людям. Пока среди нас не воссиял еще Свет, Сиявший вместе с Отцом до начала мира, сияющий вместе с Ними и Святый Дух также не был еще почитаем людьми; но когда слава Отца чрез Единородного Его Сына ясно явилась миру, то и Божественное достоинство Святого Духа стало известно всем, кто не ослеп для собственной погибели; и так царствующий вместе с Отцом и Сыном Святой Дух просиял тогда в мире. Сперва, обитая на земле вместе с Сыном, нисшел и Он в мир и творил то, что свойственно Богу, свидетельствуя о Сыне и Сам принимая свидетельство от Него, а впоследствии еще яснее объявил Себя миру, по вознесении Сына на небо восшедши в виде пламени.

Теперь же особенно явен нисшедший в мир Утешитель, когда другой Утешитель принят в лоно Отца; Он обитает в мире, исполняя обещание Сына, а также и то, что предсказали о Нем пророчеств уста, именно: излияние духа на всякую плоть. Теперь Он явил Свое достоинство, нераздельно разделенный между учениками, не содействуя, как прежде Сыну, но Сам творя чудеса; сходством Своей благотворной деятельности Он показал теперь Свое природное сходство с Сыном. Недавно от Учителя, необученного писаниям, слышались слова мудрости, ныне же уста неученых учеников провещают ученые речи. Так как Божественная Сущность всегда едина, то и проявления Ее едины. Прежде Дух Святой вместе с Сыном заботился о спасении твари, теперь же, нисходя к рабам, Он совершает таинства. Поэтому, Тот, Который по достоинству и по природе равен Отцу и Сыну, пусть одинаково с Ними почитается теми, для которых самая важная забота – правильно богословствовать и правильно воздавать Божественные почести. Освященные Его Божественным светом и наслаждаясь ясным созерцанием того, в чем проявилось Его благосклонное пребывание между нами, будем чтить Его, как Бога! Мы знаем, что Он единосущен Отцу и Сыну и требует Себе единого с Ними поклонения. Мы знаем, что Он от вечности существуете что Он ни по могуществу не различен с Ними, ни по природе не чужд Им, что Он не имеет недостатка ни в чем, что имеют Отец и Сын, что Он обладает тем же троном, тою же славою, тою же деятельностию и властию. Божественным Словом, Творцом всего сущего, небеса утвердились; но мы также знаем, что и Дух Святой был Творцом силы их. Никто же знает Отца, токмо Сын (Мф. 11:27); то же относится и до знания Святого Духа: Дух бо вся испытует, и глубины Божия (1Кор. 2:10). Отпущение грехов подается Сыном, но такая же власть принадлежит и Св. Духу: Он энаменует рабов достоинством «сыноположения». Если Святой Дух не – Бог, как Он может наделять благодатию? Если Он не – един по существу с Богом, как чрез Него мы можем уподобляться Богу? Если Он не царствует, как Он может делать нас наследниками?

Вникните хотя в то свидетельство о Божестве Св. Духа, которое дало Само Божественное Слово. Он, восходя к Отцу, сказал тем, кому передавал Свое служение: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Раб не может принимать участие в том, что свойственно господину; следовательно, вышеприведенными словами указывается, что Дух Святой есть Господь, равный по Своему достоинству Отцу и Сыну, а не творение, подчиненное Им. Он, как равный друг, приглашается для обновления твари и оделяет всех обилием Своей собственной Божественной славы, а не чьей-либо чужой, которой, если и послушать нечестивых духоборцев, нет у Него. Как Всеблагий, Он ниспослал благо; как Всесвятый, Он разливает святость; как Творец, Он освящает тварь. Итак, бытие Его самобытно и не имеет начала.

Но Иисус Христос сказал: от Моего приимет, или: Его же Аз послю вам от Отца (Ин. 16:14; 15:26), и тому подобное, возражая, повторяют нечестивые уста. Однако, в этом случае они призывают на помощь своему злословию то, что собственно и обличает их нечестие. Этими словами Христос показывает, что у Него все – обще и нераздельно со Святым Духом. Так же, как и о Святом Духе, Он говорит о Себе и об Отце: Аз приидох во имя Отца Моего, или: Аз прославих Тя на земли, или: Вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть (Ин. 17:4, 7; 5:43). Те слова указывают на единую сущность и обилие славы: что принадлежит Отцу вместе с Сыном, то все принадлежит и Святому Духу. От Моего приимет. Каким образом Он приимет из того, что имеет Иисус Христос? Принимает, когда творит тоже, что и Сын, подобно тому, как и Сын принимает от Отца потому, что творит, видя Отца творящим. От Моего приимет. Эти слова обозначают не сообщение того, в чем Святой Дух нуждался бы, а, напротив, нераздельное согласие и единение. Почтим же мы, просвещенные усыновлением, и зная, как почтить за это усыновление, – почтим, как сыны Бога, Его единосущного Духа, указывающего истинный путь спасения нам, блуждающим по извилистым путям погибели, подающего благо, изливающего благословения, – Духа, Который есть неоскудевающий источник святости. Им освящаются духовные очи, и всякий делается чистым, хотя бы был омрачен своею злою волей, ибо Он есть верховный Владыка. И все сотворенное украшается общением с благой Его святостью. Посему то и было сказано, что вся добра зело, что сотворил Отец чрез Сына и усовершенствовал чрез общение Святого Духа. И все, что обезобразил нечаянный грех, снова украшено Духом Святым и возобновлено на лучших условиях, чем прежде: все, что прежде подлежало падению, ныне радуется высшим условиям бытия.

Оживотворенные Святым Духом и освященные благодатию Его, почтим Бога, как Он требует от нас, как прославляя Его в наших речах, так и своими добрыми делами. Будем свободны от мертвых страстей и сделаем добродетель нашу приносящею животворный плод; отбросим позорный вид греха и восприимем Божественную чистоту! Единородный уничтожил средостение греха, Отец даровал нам мир, Утешитель усыновил нас. Пусть же будет прочным и крепким это единение с нами Бога. Но как этого можно достигнуть? – Чрез соревнование о благе усыновления. Будем же своей нравственной жизнью свидетельствовать, что мы – сыны Божьи! Будем и мы поступать так, как с нами поступил Отец! Станем оказывать свое человеколюбие, сами получив столь многое! Не ожесточай своего сердца ты, который не только удостоился необходимого тебе милосердия, но даже Сына получил в залог этого от Милосердого Бога и вышел из всех затруднений. Не превозносись гордостию, если ты занимаешь высокие должности, не отличай себя пред другими, и, будучи больше одолжен, так как больше получил, не отплачивай обидой за благодеяния, которыми ты весь связан. Бери пример с Того, Который возвысил тебя падшего и угнетаемого, спустившись с неизмеримой высоты. То преимущество, в силу которого лежит на тебе долг благодетельствовать всем, не употребляй для их притеснения. Подражай Милосердому Иисусу, Иже во образ Божии Сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил (Флп. 2:7), чтобы сделать тебя милосердным. Не будем неумолимо требовательны в том, в чем сами нуждаемся: ибо нам потому и отпущено слишком много, чтобы мы не поступали жестоко с другими. Будем соревновать доброму господину, а не лукавому рабу, который не подражал снисходительности к нему господина, не отнесся также снисходительно к другому рабу и чрез то ожесточил против себя господина: так как он жестоко требовал того, что ему были должны, то и от самого его было потребовано все, что он должен. Не станем следовать этому примеру (раба), чтобы самим не впасть в опасность! Отпущайте, и отпустят вам. Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Мф. 5:48; 6:14). Напитай бедного ради Того, Который Сам голодал, чтобы тебя накормить, одень нагого, сожалей тех, которые сотворены одною и тою же рукою, хотя и на иных условиях. Чем меньше нуждаешься (если только есть такой, кто в этом житейском море совершает столь счастливо свое плавание), тем больше оказывай свое сострадание другим. Существ, равных тебе, не отвергай с презрением и не пренебрегай ими. Может быть, даже – хотя ты живешь в палатах, а они под небом – они ближе уподобляются Богу и, может быть, они более прекрасны и более подобны своему Первообразу, как показывает пример нагого Лазаря и того, кто одевался в виссон. Итак, строго следя за собой, будем сохранять нашу близость со Отцем и постараемся не лишить себя достоинства сынов Божиих. Будем слугами, как надлежит, Примирителю–Сыну, принявшему нас, как братьев; почтим Утешителя, принесшего нам залоги примирения для нашего прославления и спасения, ради которого все и было сотворено.

Все сие, Единосущный Отцу и Сыну Утешитель, сказано было в честь Твоего сошествия. Управь же и укрепи наш разум Своим руководством, не дай ему снова погрузиться в тот мрак, который Ты некогда рассеял; не дай нам заблуждаться в повседневных делах, да избежим несчастий, случающихся здесь на земле, и достигнем небесного блаженства, по Твоей благодати и благости, чтобы непрестанно почитать и прославлять Твое Божественное могущество. Аминь239.

* * *

239

В сокращении. См. Curs Compl. Patrolog. Migne – tom. CVII, p. p. 133–157; cp. исследование H. Попова: «Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно–историческом отношении». Москва, 1892 г. стр. 283–295.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle