Источник

Поучение на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Димитрия, митрополита Ростовского

Господь же убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога (Мк. 16:19).

Назвать ли ныншний праздник Вознесения Господня радостным праздником или плачевным? – Не знаю, слушатели мои возлюбленные! Назову ли радостным праздником, но вижу святых апостолов плачущими и сетующими, что и Церковь изъявляет, воспевая: «Господи! Апостоли яко видеша Тя на облацех возносима, рыданием слез, Жизнодавче Христе, скорби исполняеми рыдающе глаголаху: Владыко, не остави нас сирых, ихже за милосердие возлюбил еси рабы Твоя»! Нареку ли праздник плачевным, но вижу тех же апостолов святых радующимися, как тропарь нынешний извествует, говоря: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святого Духа»! Назову ли праздник радостным, но вижу Пречистую Преблагословенную Деву Богородицу, паче всех точащую слезы о Своем разлучении от прелюбезного Сына, и говорящую: «Сыне Мой! не остави Мене»! Назову ли праздник плачевным, но вижу ту же Пречистую Деву Богородицу, попремногу радующуюся о Божественном прославлении Сына Своего и Бога, как и Церковь воспевает: «Ученики, и Рождшую Тя, Богородицу, радости безчисленныя исполнивый во Твое вознесение»! Назову ли праздник радостным, но какая радость – детям, когда оставляет их Отец? Какое веселие невесте – Церкви, когда от нее отлучается Жених – Христос? Правда, не совсем (отлучается), ибо Он говорит: Аз семь с вами во вся дни, до скончания века (Мф. 28:20), однако, плотские очи уже не узрят Его, разве только очи мысленные. Назову ли праздник плачевным, но вижу Господа моего в веселье ко Отцу грядущим, и всех горних Сил ликующими неизреченно; еще же слышу, как и Церковь возбуждает всех земнородных к веселью и говорит: «Вси язы́цы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее»! Воистинну, радость совершенная, утешение полное для горних, а для нас дольных – радость с плачем, веселие со слезами. Святые ангелы, утешители наши, во одеждах белых на горе Елеонской представшие апостолам, утешьте (нас) сетующих, обрадуйте плачущих, скажите что-либо радостное! Мужие галилейстии, говорят ангелы, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1:11). Но для нас грешных это – не обрадование, а большая печаль: ибо вы напоминаете о втором, страшном пришествии Христовом, – о том, как Он (Христос) придет судить и казнить грешных. Не достаточно ли для нас сетовать об отшествии Господнем от нас? А вы еще ужасаете нас и страшным судом, и прилагаете печаль к печали. Итак, слушатели мои, поищем сами некоей утехи духовной в Писании Святом; и мы обрящем ее, если разсмотрим те радостотворные причины, по которым Господь наш вознесся от нас на небо.

Господь наш вознесся на небо не для того, чтобы опечалить нас, но дабы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь, все деяния Его имели целью нашу пользу и наше спасение; потому и вознесение Его было для нашего блага. Любя нас, Он сошел с неба на землю и, пожив между .человеками, из любви к нам положил за нас душу Свою на кресте. Любя нас, Он и вознесся паки на небо для нашего же блага. Уне есть вам, – говорит Он ученикам Своим, – да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам (Ин. 16:7). Он как бы так говорит: «внемлите разумно, возлюбленные ученики Мои: каждому из вас должно будет изыти на проповедь Слова Божия в мир весь; а в мире скорбни будете; восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете (Ин. 16:20). Надобно, чтобы в той скорби, в тех плачах и рыданиях кто-либо утешил, укрепил и успокоил вас. Итак, пойду к Отцу и пошлю вам Утешителя, Духа Святого, от Отца исходящего, да утешает Он вас всегда, во всех скорбях и печалях ваших. Потому уне есть вам, да Аз иду. Поведут тебя, Петре, аможе не хощеши, всадят в темницу и предадят тебя четырем четверицам воинов стрещи тебя, а в Риме уже готово и древо крестное для тебя. И ты, Таков, первый узришь меч над выею своей за имя Мое. Тебя, Иоанн, пошлют в изгнание, в дальние страны на остров Патмос. Тебя. Андрей, в Ахаии ожидает крест; а тебе, Варфоломей, в Армении предстоит быть пропяту. Фоме в Индии предлежит быть прободену копьями, Матфея ожидает Ефиопия с муками, каждому готова своя чаша страданий. Во всех тех горестях поребны будут вам некие услаждения, утешения. Итак, пойду к Отцу и пошлю вам Утешителя Духа Святого, Который, пребывая с вами, соделает вас безбоязненными и с радостию идущими на все муки и смерть. Посему уне есть вам, да Аз иду. Многие после вас так же, как и вы, претерпят за имя Мое многоразличные муки и смерть, быв побиваемы камнями, посекаемы мечем, сожигаемы огнем, отдаваемы зверям в снедь; а иные и без мук явятся мучениками ради любви ко Мне, презирая мир и все прелести его, отвергаясь себя и умерщвляя тело свое со страстьми и похотьми: одни пойдут в пустыни, другие в затворы монастырские, на страдания и подвиги, и все те потребуют Божественной помощи и утшения. Итак, пойду к Отцу и пошлю им Утешителя: ибо иначе Тот (Утешитель) не придет. Сего ради уне есть, да Аз иду. Многие верующие в Меня и хотящии благочестно жити гоними будут (2Тим. 3:12). Многие невинные люди будут страдать, многие праведники будут напаствуемы и озлобляемы, многие рабы Мои обрящутся в последних бедах, в алчбе и жажде, в узах и темницах, в ранах и смертях; потребно будет утешать всех тех в их гонениях, страданиях, озлоблениях и бедствиях. Итак, пойду к Отцу и пошлю им Утешителя. Аще бо не иду, Утешитель не приидет: сего ради уне есть, да Аз иду. О, как блогословна причина вознесения Господня от нас на небо! Причина радостотворная, обнадеживающая нас доброй надеждой, возвещающая пришествие Утешителя к нам. Итак, гряди, Господи, и посли нам Утешителя»!

Господь наш вознесся от нас на небо, дабы с высоты призирать на нас (как отец–на чад своих, как пастырь – на овец своих, как орел – на птенцов своих, как воевода – на воинов своих) и дабы видеть всякого, дабы узреть каждую нужду и требование, дабы подать каждому благовременную помощь. Как какой-либо царь, собрав много воинств своих на рать и желая видеть все свои полки., восходить на высокое место–на гору или на какое здание и смотрит с высоты и устрояет их, – и если видит их одолевающими, радуется о них, а если видит одолеваемыми, посылает им скорую помощь: так Господь наш, Царь царей, собирает ратующую на земле Церковь, в коей – сколько чинов, столько полков. Господь восшел на горняя, чтобы с высоты взирать на подвиг каждого: добрым подвижникам соплетать венцы, изнемогающим простирать руку скорой помощи, восставлять падших, а гонящим нас поставлять преграду. Подвизается страдальческим подвигом святой первомученик Стефан, будучи побиваем камнями от иудеев; а Господь наш, отверзши небо, с благостию взирает на него, так что сам страдалец в радости воззвал: «вижу небеса отверста, и Иисyca стояща одесную Бога» (Деян. 7:55–56). Поспешает в Дамаск Савл гнать Церковь Божию, дыша прещением и убийством; а Господь наш, видя то, полагает ему препятие, облистав светом небесным, ослепив плотские очи его и устрашив гласом: Савле, Савле, что Мя гониши (Деян. 9:4)? Так, призирая на нас с высоты, Господь помоществует рабам Своим!

Господь наш вознесся от нас на небо, дабы, подобно солнцу, с высоты небесной осиявать всех нас Своей благодатью. Пока солнце бывает на западе своем, поднебесная покрывается ночной тьмой; когда же солнце взойдет и начнет возноситься на высоту: тогда темнота ночная удаляется от всей поднебесной, а лучи солнечные осиявают вселенную светом. Пока мысленное Солнце наше – Христос пребывало как бы на западе – на земле, в неявлении Себя человекам: дотоле по всей земле была тьма незнания Бога; а как Воссиявший от запада гробного взошел на небо, тотчас молния Его осветила вселенную, тотчас от восток солнца до запад хвальным соделалось имя Его (Пс. 112:3), тотчас вселенная просветилась познанием Бога. Солнце с неба сияет на благия и злыя: Господь взошел на небеса, дабы с высоты небесной призирать на праведников и грешников (Мф. 5:45), любя праведных и милуя грешных. Солнце с неба лучами своими расстаивает лед, согревает землю и творит ее плодоносной. Господь наш взошел на высоту небесную, дабы оттуда лучами благодати Своей растоплять лед замерзших душ наших и соделать их землей плодотворной, да возращаем в себе плоды духовные, а не обретаемся бесплодными пред Ним.

Господь наш вознесся от нас на небо, дабы устроить нам путь к небу и быть для нас предтечею в горние страны. До вознесения Господня на небо у человека не было пути к небу. Никтоже взыде на небо токмо сшедый с небесе... Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес (Ин. 3:13; Еф. 4:10). Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы праведен и свят был. Угоден был Богу Ной, праведны были Авраам, Исаак и Иаков, о которых говорит к Богу царь Манассия: не положил eси покаяние праведным Твоим: Аврааму, Исааку и Иакову, не согрешившим пред Тобою (2Пар. 36 гл.). Не порочен был Иосиф прекрасный, целомудренный, – и Моисей, проведший израиля сквозь Чермное море по суху. Свят был Иисус Навин, остановивший солнце, – святы были и другие угодники Божии ветхозаветные (как Даниил, муж желаний духовных, – три отрока молитвой угасившие Вавилонскую пещь, и прочее великие пророки); однако, ни один из них прежде Христа не мог взойти на небо, – и никто не слыхал, есть ли или будет ли путь к небу для человека. А когда Господь наш, облекшись в человеческое естество, восшел на небо, тотчас для всего человеческого рода отверзся путь к небу. Сим путем потекли во след Христа души святых праотцев и пророков, изведенные из ада; им вошли апостолы, святители, мученики, исповедники; им и ныне восходят достойные и праведные люди, последующее стопам Христовым. Всем известен ныне путь к небеси; только не обленимся восходить по нему!

Господь наш вознесся от нас на небо, чтобы отверзть нам двери небесные, так чтобы мы невозбранно входили на небо. Праотец наш Адам затворил райскую дверь для всего рода человеческого, и Херувим с пламенным оружием стоял у дверей райских. Адам затворил рай и вход к жизни, а отверз входы к смерти и аду; Господь же наш соделал на оборот: затворил вход к смерти и аду, а отверз рай сперва для разбойника [которому сказал: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23:43)], затем и для всех, а в Своем вознесении отверз и самое небо. Думаю, вы имеете веру в то, что чрез вознесение Господне на небо отверзсты двери небесные: ибо и ангелы, когда Господь возносился, предшествуя горнейшим чинам, взывают: возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная: и внидет Царь славы (Пс. 23:9). Но вы сомневаетесь в том, что входы к смерти и аду затворены? Я приведу достоверное свидетельство из Апокалипсиса Иоаннова. Однажды Господь наш, явившись возлюбленному ученику Своему Иоанну, сказал: не бойся, Аз есмь первый и последний, и живый, и бых мертв: и имам ключи ада и смерти (Откр. 1:17–18). Почему Христос Господь ключи жизни вечной, царства небесного, отдал святому (апостолу) Петру [дам ти, – говорит, – ключи царствия (Мф. 16:19)]; ключи же, коими отверзается или заключается смерть и ад, стал носить Сам (имам, – говорит – ключи смерти и ада)? Или Господь наш столь жесток и немилосерд, что Он скорее погубит человека, нежели спасет его, – скорее отверзет смерть и ад человекам, нежели живот и царство? Но нельзя так сказать и даже помыслить о Нем, пoелику Он, Создатель наш, благоутробен и премилосерд. Он хощет всем спастися, а смерти ни одному грешнику не желает, ибо говорит: еда хотением не хощу смерти грешника, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему (Иез. 18:23)? Итак, почему же Господь не говорит: имам ключи жизни и царства небесного, но имам ключи смерти и ада? Господь наш благоволил сделать то же, что делают домовладыки: когда какой господин видит приставника своего часто отверзающим двери сокровищницы его и истощающим казну его, то отбирает от него ключи и держит их сам у себя. Люди скоры бывают к отверзтию смерти и ада: отверзают их себе частыми грехопадениями, к которым очень преклонны; друг другу люди отверзают двери смерти и ада гневом, памятозлобием. Видя такой недобрый нрав человеческий, Господь берет ключи смерти и ада Себе, Сам носит их и говорит: имам ключи смерти и ада. Он как бы так говорит: «ты, грешный человек, по своей жестокости и своему нераскаянному сердцу уже давно со брал гнев на день гнева, уже ад отверзает уста свои, чтобы пожрать тебя; однако, я еще ожидаю обращения, покаяния твоего, и не попускаю смерти внезапно уморить тебя и аду пожрать тебя: имею смерть заключенною, имею ад затворенным, да не похитит, да не пожрет тебя. Имам ключи смерти и ада. И опять: вижу тебя, человек, враждующим на ближнего твоего, – желающим ему зла, а не добра; ты желал бы его тотчас предать смерти и аду, проклинаешь его, но не имеешь над ним такой власти: потому и не даны тебе ключи, и не дам их тебе. Я Сам ношу их, никому не даю. Имам ключи смерти и ада». Благодарим Тебя, Владыко наш, за таковое Твое смотрение, что Ты не дал нам ключей тех, как ножа малому отроку. О, если бы мы имели ключи те – ключи смерти и ада! уже давно мы погубили бы и ближних наших, предали бы их смерти и аду, – и сами погибли бы, смертию и адом пожерты были бы. Господь наш носит ключи смерти и ада, а не ключи жизни и царства. Почему? Рассмотрим. Когда Господь возносился на небо, предшествовавшие ангелы взывали горнейшим чинам: возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Почему ангелы, предшествующие Господу, не говорят горним чинам: «отверзите» врата князи ваша, но возьмите, т. е., прочь отставьте, совсем отломите, возьмите? Или не достаточно было отверзть врата на вшествие Господне, а надобно было еще совсем выломать их, отставить и и взять прочь? Какая причина сего? – Размышляя об этом, св. Златоуст говорит: «Ангелы, видя, что небеса уже никогда не будут заключены, и что не нужны будут врата небесному граду, потому не говорят: «отверзите», но – «возьмите врата». Отсюда явно, почему Господь наш не носит ключей царства и жизни, как носит ключи смерти и ада: где нет врат, там не нужно и ключей, так как врата небесные в вознесение Господне совсем отъяты, и никогда не будут заключены, как пишется в Апокалипсисе: врата его не имут затворитися во дни: нощи бо не будет ту (Откр. 21:25): Потому и ключей не надобно: не носит их Сам Господь, отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: «носите их, и без труда отверзайте уже отверзтое, отверзайте незатворенное, – разве, если бы кто сам волею заградил небесный вход, тому можете вспомоществовать сими ключами; для тех же, кто следует по Мне, – свободный вход без ключа: поскольку врата им не затворены и не могут затвориться, ибо взяты прочь». О, как радостотворна эта причина вознесения Господня! Он вознесся на небо, дабы пространно отверзть нам двери небесные, дабы мы невозбранно входили на небо. Отверзи нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего!

Господь наш вознесся от нас на небо, дабы ходатайствовать о нас пред Богом Отцом. Так говорит св. Иоанн Богослов: аще кто согрешит, Ходатая имамы к Богу Отцу, Иисуса Христа праведника. И Той очищенье есть о гресех наших (1Ин. 2:2); и св. апостол Павел: не в рукотворенная святая вниде Христос, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас (Евр. 9:24). Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, Иже и есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас (Рим. 8:34). Итак, не будем отчаиваться в спасении своем; будем благонадежны, имея доброго Заступника к Богу Отцу, Христа Спасителя нашего, Который ходатайствует о нас, показуя Ему язвы Свои подъятые за нас. Только не обленимся и мы при Нем воссылать к Отцу теплые наши молитвы, да ходатайствует Христос Господь Богу Отцу, показуя Ему язвы Свои, и теми, как бы устами молитвенными, умилостивляя Его. Но о ком ходатайствует Иисус Христос? о каких грешниках? – о кающихся, а о некающихся не умилостивляет Отца Своего. Пригвожденный на кресте» Господь наш молится Богу Отцу Своему, говоря: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23:34). Тою Своею молитвою, возносимою в тяжких муках, умолил ли Он Отца об убийцах Своих? Отпустил ли Отец грехи злобным: Анне, Каиафе, Пилату и прочим предавшим Иисуса на смерть? Никак. Умолил разве только о тех, кого, как Всевидец, предвидел имевшими покаяться и обратиться к Нему, а о нераскаянных грешниках, распявших Его, не только не умолил, но и паче на месть воздвиг Отца, чтобы мстил кровь Его на распинателях, что и было соделано рукою римлян, разрушивших Иерусалим. Грешный человек, пребывая в нерадении и нераскаянности и прилагая грехи ко грехам, второе распинает Господа и своею нераскаянностью попирает кровь Сына Божия, излиянную за него. Итак, бойся, грешник, пребывающий в нераскаянности, да не постигнет тебя внезапно месть Божия, и ты будешь потреблен от земли живых, и осужден будешь с убийцами, распявшими Сына Божия.

Господь наш вознесся от нас на небо, дабы уготовить нам место на небе, где мы будем жить вечно и соцарствовать Ему, Господу нашему. Ибо так говорит Он Сам: иду уготовати место вам: аще пойду и уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да, идеже есть Аз, и вы будете (Ин. 14:2, 3). Добрая и радости исполненная вина отшествия Господня! Господь вознесся от нас на небо, дабы уготовать каждому из нас место на небеси. Людям, любящим Бога, место – между Серафимами; богомудрым – между Херувимами, богоносным – между богоносными Престолами, господам добрым – между Господствиями; воинам, за отечество подвизающимся – между Силами; властям разным – между Властями; всяким начальникам, управляющим чиноначальство свое по Бозе – тем место между Началами; а тем, кои утешают сущих в напастях и нищих, пособствуя им, тем место – с Архангелами; ангельски на земле во плоти живущим – место на небе с Ангелами.

А где нам, грешным, ты, Господи, уготовал место? Будет ли и для нас хотя малое место на небе? Страшит нас возлюбленный ученик Твой, Иоанн Богослов, говоря: не имать в него внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу: но токмо написаныя в книгах животных Агнца (Откр. 21:27), – и не только страшит, но и грозно изгоняет вон, говоря: вне же чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу (Откр. 22:15). Потому уже нам и нет места на небе, – уже и не пустят нас туда и изженут оттуда вон. Но Господь наш, взирая на нас светлым и милосердым лицом, говорит: «не приидох призвати праведных, но грешныя (Лк. 5:32), только покайтесь, – и вы сподобитесь чести равной со святыми и праведными. Где место Петру, отвергшемуся Меня и потом плакавшему горько, – где место жене–блуднице, плакавшей у ног Моих, – где место блудному сыну, мытарю, разбойнику: там будет место и вам. Только восплачьте о грехах ваших горько, как Петр, – припадите к ногам Моим с покаянием, как блудница, – обратитесь ко Мне, как блудный сын, смиритесь, как мытарь, – сораспнитесь Мне, как благоразумный разбойник: покайтеся, – и спасетесь. На небе у Меня готово место и для вас, и вы вместитесь во утробу милосердия Моего»!

Господь наш вознесся на небо, дабы привлечь и нас туда в след Себя: Егда Аз, – говорит Он, – вознесен буду от земли, привлеку к Себе (Ин. 12:32). Потому первее всего умами и сердцами будем горняя мудрствовать, вышних искать, идеже и живот наш сокровен есть (Кол. 3:1–3) у Него, Бога нашего. Он есть сокровище наше: да будет же там и сердце наше (Мф. 6:21). Рассмотрев те радостотворные причины Вознесения Господня на небо, всякий может радоваться духом о Господе Бозе своем, вознесшемся на небо ради нашего общего блага, – и наречь сей праздник радостным, а не плачевным. Да сподобит же Господь всех нас быть общниками того празднества, о коем предрек Давиду: пройду в место селениа дивна даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго (Пс. 41:5). Аминь101.

* * *

101

См. Сочинения св. Димитров, митропол. Ростовского. Киев. 1895 г., II ч., стр. 211–225.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle