Азбука веры Православная библиотека протоиерей Николай Троицкий Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста

Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста

Источник

Сей труд посвящается дорогой памяти сына моего Алексея Николаевича Троицкого († 1905г. 1 июля 6-го)

Автор

Содержание

Понятие о Псалтири

Псалом 1 Псалом 2 Псалом 3 Псалом 4 Псалом 5 Псалом 6 Псалом 7 Псалом 8 Псалом 9 Псалом 10 Псалом 11 Псалом 12 Псалом 13 Псалом 14 Псалом 15 Псалом 16 Псалом 17 Псалом 18 Псалом 19 Псалом 20 Псалом 21 Псалом 22 Псалом 23 Псалом 24 Псалом 25 Псалом 26 Псалом 27 Псалом 28 Псалом 29 Псалом 30 Псалом 31 Псалом 32 Псалом 33 Псалом 34 Псалом 35 Псалом 36 Псалом 37 Псалом 38 Псалом 39 Псалом 40 Псалом 41 Псалом 42 Псалом 43 Псалом 44 Псалом 45 Псалом 46 Псалом 47 Псалом 48 Псалом 49 Псалом 50 Псалом 51 Псалом 52 Псалом 53 Псалом 54 Псалом 55 Псалом 56 Псалом 57 Псалом 58 Псалом 59 Псалом 60 Псалом 61 Псалом 62 Псалом 63 Псалом 64 Псалом 65 Псалом 66 Псалом 67 Псалом 68 Псалом 69 Псалом 70 Псалом 71 Псалом 72 Псалом 73 Псалом 74 Псалом 75 Псалом 76 Псалом 77 Псалом 78 Псалом 79 Псалом 80 Псалом 81 Псалом 82 Псалом 83 Псалом 84 Псалом 85 Псалом 86 Псалом 87 Псалом 88 Псалом 89 Псалом 90 Псалом 91 Псалом 92 Псалом 93 Псалом 94 Псалом 95 Псалом 96 Псалом 97 Псалом 98 Псалом 99 Псалом 100 Псалом 101 Псалом 102 Псалом 103 Псалом 104 Псалом 105 Псалом 106 Псалом 107 Псалом 108 Псалом 109 Псалом 110 Псалом 111 Псалом 112 Псалом 113 Псалом 114 Псалом 115 Псалом 116 Псалом 117 Псалом 118 Псалом 119 Псалом 120 Псалом 121 Псалом 122 Псалом 123 Псалом 124 Псалом 125 Псалом 126 Псалом 127 Псалом 128 Псалом 129 Псалом 130 Псалом 131 Псалом 132 Псалом 133 Псалом 134 Псалом 135 Псалом 136 Псалом 137 Псалом 138 Псалом 139 Псалом 140 Псалом 141 Псалом 142 Псалом 143 Псалом 144 Псалом 145 Псалом 146 Псалом 147 Псалом 148 Псалом 149 Псалом 150  

 
Понятие о Псалтири

Из числа священно-учительных книг Ветхого Завета вторая называется Псалтирь.

Славянское название ее – Псалтирь есть почти точное переложение греческого слова ψαλτήριον, служившего названием одного из струнных музыкальных инструментов (в роде арфы), который употреблялся певцом как светских песен, так и религиозных песней. Отсюда и название Псалтирь значит, собственно, певница. Такое же название усвоено и книге, в которой содержатся песни, составленные священными певцами и воспевавшиеся левитами при богослужении ветхозаветной церкви иудейской, особенно в Иерусалимском храме; причем певцы-левиты употребляли и самый инструмент – псалтирь. Каждая такая песнь носит свое греческое название и псалом, ψαλμός, что и значит – песнь, религиозная по преимуществу.

Bсe псалмы составлены писателями их под влиянием вдохновения от Духа Божия, а посему и все содержание Псалтири, в полном ее составе, боговдохновенное.

Как выражение божественного вдохновения, псалмы имеют и форму высокопоэтическую – лирическую и отчасти драматическую.

По своему содержание, псалмы суть священно-поэтическое выражение благоговейного, молитвенного настроения боговдохновенных лиц в разные времена и при разных обстоятельствах их личной или общественной жизни.

Так как обстоятельства жизни псалмопевцев – писателей, в разные времена, были различны, то содержание каждого псалма, составленного и воспетого по поводу какого-либо обстоятельства, имеет свои особенности, именно: одни содержат молитвенное призываниe Бога на помощь, другие – благодарение и прославление Его за оказанные Им милости, некоторые – священный восторг при созерцании действий промысла Божия в мире и жизни человека и в истории Израиля, как народа Божия по особенному избранию. Иногда составители псалмов, выражая свое душевное состояние, при созерцании отдаленного будущего, произносили, вместе с тем, и пророчество о будущем благодатном царстве Божием и о божественном Лице его Основателя – Мессии или Иисуса Христа. Отсюда, по содержанию, псалмы разделяются на молитвенные, и точнее – просительные, благодарственные, хвалебные, – учительные, исторические и пророческие или мессианские.

Всех псалмов сто пятьдесят!..

По надписанию псалмов и по свидетельству исторических книг Ветхого и Нового завета, несомненно, что большая часть Псалтири принадлежит Давиду – царю и пророку народа Еврейского. Поэтому она иногда называется «Псалтирь царя Давида». Кроме него, некоторые псалмы принадлежат Асафу, который был составителем и вместе певцом псалмов, некоторые – Эману и Эфаму – левитам, сынам Кореевым (потомкам злосчастного Корея – современника Моисеева), некоторые – Моисею, Соломону, Иеремии и др. пророкам.

Так как содержание Псалтири выражает возвышеннейшее настроение человеческого духа и молитвенное обращение его к Богу, то эта священная книга, с самых ранних пор и во все времена церкви Иудейской, а потом Христианской, служила и будет служить, для всех, истинно верующих, лучшим руководством в молитве. Поэтому она постоянно и преимущественно употребляется как при общественном (церковном) православном богослужении, так и в домашней молитве. Кроме того, она служит неисчерпаемым источником для нравственного назидания, посредством пастырской проповеди.

Псалтирь всегда имела важное значение в жизни, в школе и литературе православного русского народа и других народов. Ее изучали на память и постоянно имели при себе Русские Великие Князья – Владимир Мономах и Димитрий Донской, и др. Царь Иоанн Грозный, и др. Император Александр Благословенный и др. Она служила и доселе служить первою книгой для чтения в начальных школах. Наконец, христианские поэты всех веков и стран, вдохновляясь содержанием псалмов, перелагали его в стихотворной форме, – потому что оно служит источником возвышеннейших чувств: священного восторга, религиозного умиления, святой радости, беспредельной любви к Богу и т. п.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle