Псалом 55
Не смотря на тайный заговор врагов против Давида, Господь спас его от смерти, – по его слёзной молитве.
1. В конец, о людех от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе.
Люди, удалившиеся от святых, т. е. от народа израильского, истинно верующего и потому священного, и удалившиеся ко грешным, т. е. язычникам, это были сам Давид и с ним его спутники. Они удалились к иноплеменникам, т. е. Филистимлянам, точнее – в филистимский город Геф, где и должны были оставаться некоторое время, как бы пленниками. – Видя неустанные и неуклонные преследования со стороны Саула, «Давид сказал в сердце своем: когда нибудь попаду я в руки Саула, и нет для меня ничего лучшего, как убежать в землю Филистимскую. И отстанет от меня Саул, и не будет искать меня более по всем пределам Израильским, и я спасусь от руки его. И встал Давид, и отправился сам и шесть сот мужей, бывших с ним, к Анхусу, сыну Маоха, царю Гефскому. И жил Давид у Анхуса в Геф, сам и люди его, каждый с семейством своим... И донесли Саулу, что Давид убежал в Геф, и не стал он более искать его. Затем, Анхус дал Давиду, по его просьбе, город Секелаг, где он и жил. Всего времени, какое прожил Давид в стране Филистимской, было год и четыре месяца» (1Цар.27:1–7). Пребывая вне отечества, Давид скорбел о нем, как о святом, и был здесь, как «голубица безмолвствующая в удалении» – с кротостью и горем, не имея возможности изливать свою душу в звучных псалмах в скинии. И вот, в память этого, прискорбного для себя времени, он и составил сей псалом, – с определенным указанием, что псалом этот назначен Давидом в столпописание, т. е. должен быть написан на столбе, как особенно достопамятный для Давида по обстоятельствам его бедственной жизни за время пребывания его в Гефе. (Ср. Пс.15, – надписание).
2–3. Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющии мя с высоты.
Признавая гонение от Саула проявлением гнева Божия над собой, Давид молит Бога о помиловании. – «Помилуй меня, Боже! – ибо попирает меня человек»; он, сильнейший меня, является как бы победителем моим, во власти которого моя жизнь и смерть, и он-то готов попирать меня своими ногами на смерть, – как то и делали обыкновенно победители над побежденными. Но мой враг – человек, следовательно, смертный, ничтожный пред Богом, истинным Господом жизни и смерти. Весь день боря стужи ми, – враг, борясь со мной всякий день или постоянно, стужи ми, стыдите – позорите меня, ибо преодолеваете, порицаете, гоните, изгоняете, удаляя из священного отечества, как злодея-преступника против него (ст. 1). – И не один враг нападает на меня, а многие враги так попирают меня и притом с высоты: разумеется – с высоты своего царского престола боролся с Давидом Саул, которому помогали хранители его, как царя, многочисленные воины, лучшие по силе и мужеству. И это делалось тоже всякий день.
4–5. В день не убоюся, аз же уповаю на Тя. О Бозе похвалю словеса моя, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть?
Хотя многочисленные враги и всякий день борются с Давидом, стремясь попрать его, но он, в надежде на милость и заступление Господа, уверен, что они ничего ему не сделают. – В тот день, когда я в страхе, говорит Давид, когда враги стремятся и готовы меня попрать ногами (ст. 2–3), когда грозить мне неизбежная смерть, и тогда я не убоюсь, ибо «уповаю на Тебя», – в том, что Ты избавишь душу мою от смерти (ст. 14). – О Бозе похвалю словеса моя – в союзе с Богом, на которого уповаю, я похвалю свои слова, которыми определял дела свои пред Богом, не смотря на то, что такие слова мои враги извращали и порицали (ст. 6). И так как я на Бога уповаю, то не убоюсь врагов: что сотворить мне плоть? – разумеется, плоть или человек (ст. 12), по своей плотской, следовательно, грешной и смертной природе, ничего не может сделать другому, если его защищает Господь свитый и вечный, как защищает Он Давида (Пс.54:19–20).
6–8. Весь день словес моих гнушахуся, на мя вся помышления их на зло. Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. Ни о чесом же отриниши я̀, гневом люди низведеши.
Давид уверен и свидетельствует по совести пред Богом, что его слова, как и его дела, достойны похвалы (ст. 5); между тем враги его всякий день или постоянно гнушаются его слов, как бы лживых и преступных, и так извращают слова праведника потому, что все помышления об этом праведнике обращены на зло – чтобы причинить ему зло, если не делом – оскорблением, то словом – порицанием. Для достижения своей цели они поступают коварно: вселятся и скрыют, – поселяются вместе и так удобно скрывают свои преступные замыслы только в своем сообществе, не выдают их другим, не допуская никого другого в свой тесный круг. – Находясь в таком тесном общении между собой, тии, говорит Давид, т.е. враги, пяту мою сохранять, – как бы идя по пятам моим, стараются сохранить их в виду, не потерять из глаз следы моих ног, и так, как змеи, с диавольской злобой, стараются уязвить вдруг, незаметно и смертельно. Они поступают так, яко потерпеша душу лом, – ибо с упорным терпением подстерегают меня, чтобы погубить мою душу, уязвить и умертвить, как то делает именно диавол (Быт.3:15). – Но таких злодеев, пресмыкающихся на земле, Ты, Господи, ни о чесом отринеши, – легко, без всяких особенных затруднений отбросишь от Себя и повергнешь в прах с проклятием: гневом люди низведеши, – в своем праведном гневе Ты их низведешь – как самых злых противников Твоей воли, низведешь в ров тления, даже живыми во ад (Пс.54:16 и 24), ибо действием Твоего гнева и правосудия низложен даже и родоначальник всякого зла и коварства, древний змий – диавол. – Так по пятам Давида, с таким злобным намерением, шел Саул и так погиб под ударом гнева Божия.
9–10. Боже, живот мой возвестих Тебе, положил ecu слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Да возвратятся врази мои вспять, в оньже аще день призову Тя, се, познах, яко Бог мой ecu Ты.
В то время, как враги Давида, составляя тайное сборище, скрывают и душе своей злые умыслы (ст. 7), сам Давид открывает пред Богом всю свою чистую и добрую душу. Он говорит: «Боже, я возвестил Тебе жизнь мою», – все те думы и скорби, какими была преисполнена моя скитальческая жизнь, когда я был в гонении. И «Ты положил слезы мои пред Тобою», – мои слезы, в коих выражалась моя скорбь пред Тобою в моих трудных обстоятельствах, Ты видел и не отринул, петь – Ты их собрал в изобилии, как бы воду, и, как бы заключив их в мех, положил их пред Собою, с тем, чтобы за эти слезы воздать радостью спасения, ибо такие слезы, выражая сокрушение духа, являются самой лучшей жертвой Богу, которую Он никогда не отвергнет (Пс.50:19). Яко и во обетовании Твоем, – как Ты, Господи, сказал и в Своем обещании: разумеется, Господь не отвергнет слез кающегося и не оставит без своей помощи вопиющего к Нему о спасении, как Он и Сам, в законе своем, сказал о страждущем и притесняемом: «когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд» (Исх.22:27); или еще: «за то, что он – прибегающей к Богу – возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал Имя Мое. Воззовет ко мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его» (Пс.90:14–15; ср. Пс.21:5–6). Так Он видел и не презрел слезы рабыни – изгнанницы Агари; так слышал Он вопли сынов Израилевых, исшедших из Египта; так внимал он тихой, но пламенной молитве Анны, матери Пророка Самуила. Так Господь исполняет свое обетование. – В виду такой верности Господа своему обетованию, Давид остается в уверенности, что и его спасение Господь, видя его столь обильные слезы: а потому, говорит Давид, «пусть же враги мои возвратятся назад», – в свой город: пусть перестанут меня гнать из пустыни в пустыню; пусть это будет так в тот день, когда я призову Тебя – на помощь. – «Вот я познал, что Ты Бог мой», – разумеется, познал, из того, что Ты знаешь мою скитальческую жизнь, видишь мои слезы и, когда я взываю к Тебе о помощи, Ты спасаешь меня.
11–12. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Господа уповах, не убоюся, что сотворит мне человек?
Правый пред Богом, по суду своей чистой совести, Давид тем решительнее признает истинность Своих слов, в коих заключается его свидетельство о своей многострадальной жизни пред Богом (ст. 9). Он говорит: «в союзе с Богом и пред Ним я похвалю глагол» – каждое отдельное изречение, – «пред Господом похвалю слово» – каждое выражение глубокой мысли в слове: разумеется, похвалю потому, что слова эти истинны, строго соответствуют как отдельным обстоятельствам, так и направлению всей жизни. А такая праведность и составляет основу надежды на спасение. – «Я уповаю на Господа, говорит Давид, а потому и не убоюсь всех тех, кто порицает меня, угрожает мне, коварно ищет гибели моей души (ст. 2. 6–7. 14). Что сотворит мне человек? – Враг, как бы он ни был силен, как бы он ни стоял высоко и как бы ни преследовал коварно (ст. 3–5), он, однако, ничего не сделает, ибо он человек и, как плотской – грешный и смертный – он не может идти на борьбу против Бога, защищающего слабых, но преданных Ему, людей (ст. 5. 8–10).
13–14. Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, яко избавил ecu душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господом во свете живых.
Давид признает великие милости к нему, столь многократно и разнообразно ниспосланные ему от Господа, и чувствует непременную обязанность благодарить Его, а потому и говорит: во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, – в моей душе молитвы, как бы обеты, которые я должен воздать Тебе с чувством глубочайшей благодарности; эти молитвы как бы Тебе, что так приятно Господу; это – жертва хвалы за то, говорит Давид, что «Ты избавил душу мою от смерти», чем угрожали многие сильные и коварные гонители (ст. 3. 6–7), – за то, что «Ты избавил очи мои от слез», которые я проливал обильно, как воду, в борьбе со врагами, гонимый в пустынях, задержанный в городе Гефе (ст. 1–3, 9), – за то, что «Ты избавил и ноги мои от поползновения или поскользновения», так что я не упал на своем пути и не разбился, т. е. спасся от врагов непреткновенно, беспрепятственно и безбедно (Пс.49:14–15,23). – За все это, говорит Давид, «я буду благоугождать пред Господом во свете живых, или во все дни своей благополучной жизни, вместе со всеми живыми, не сходя во ад, куда Господь низводить во гневе своем только злодеев (ст. 7–8).