Источник

Псалом 56

За спасение от злейших врагов Давид дает обет воспевать славу Божию в среде многих народов.

1. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру.

Передавая псалом свой хору левитов-певцов для исполнения, псалмопевец заповедует не растлить его – сохранит для потомства без всякого изменения; а посему повелевает и записать его на столбе, как и обыкновенно в древности многое, особенно замечательное, писали на разных столбах и столбиках, прочных и хорошо выглаженных для письма, посредством нарезов и насечек. Псалом написан Давидом при том обстоятельстве, когда он, преследуемый Саулом, вынужден был скрываться от него, и бежал в пещеру, вероятно, Одолламскую, что в Иудейских горах (ст. 1Цар.22).

2. Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя, и на сене крилу Твоею надеюся, Дóндеже прейдет беззаконие.

Страдая от гнева царя Саула, Давид просит милости от Бога, возлагая только на Него свою надежду. Он надеется на сене крил Его: с сыновним доверием Давид помышляет, что Господь сокроет его, как скрывает под крилами своими птенцов своих орел, – что Он сделает Давида безопасным и в пещере, как бы в своем доме (ср. Пс.60:5); Господь будет так скрывать Давида, дондеже прейдет беззаконие – пока Саул не прекратить беззаконно преследовать Давида, – беззаконно, так как он преследует не врага – хищника, а преданного слугу, друга и народного героя – благодетеля отечества.

3–5. Воззову к Богу вышнему, Богу благодеявшему мне. Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя, посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен, сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр.

Давид, не находя пощады у земного царя, обращается с молением к Царю Вышнему, который уже оказывал ему благодеяния ещё прежде, до поступления на службу к Саулу и в первое время преследования его этим злым царем. Господь посылал Давиду прямо с неба помощь, как милость свою, когда он поразил Голиафа и предал его на поношение; Господь посылал Давиду милость в виде чудесной помощи в тех опасных случаях, когда Саул бросал в него копье. Так Господь избавлял своего кроткого пастыря – псалмопевца, как агнца из уст скимнов – молодых, сильных и яростных львов (как впоследствии спасе и потомка его – пророка Даниила). Давид, перед побегом в пещеру, спал смущенным – сознавая всю опасность своего положения, так как посланные Саула могли схватить его спящего. А эти люди, как сыны человеческие, участники беззакония, служители злодейства (ст. 2, 7), очень злы: их зубы как оружия – как бы копья и стрелы, и язык их как острый меч, – они готовы растерзать свою жертву собственными зубами, – погубить кроткого злой клеветой.

6. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

Чем ниже становится земной царь в своей злобе и лжи, тем выше возносится власть и правда Божия. И если обыкновенных победителей возвышали над всеми людьми при торжественном их шествии с поля победы, а потом превозносили в народ; то Господь, заступая и окриляя Давида, как победитель его могущественного врага, должен быть превознесен до неба, где Его вечный престол, и над всею землею – между всеми народами должна быть распространена слава Его, как царя милости и правды (ст. 10–11).

7. Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою, ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню.

«Сыны человеческие» – враги, искавшие гибели Давида, сеть приготовили для его ног – намеревались схватить и заковать его в цепь, как дикого зверя на ловле. И тем слякоша – как бы пригнули душу его – огорчили его так, что он, под тяжестью своей грусти, преклонил голову и согбенный ходил как ветхий старец. Враги ископаша пред ним яму и намерены были бросить его туда, – как обыкновенно поступали с тяжкими преступниками, для которых таковыми ямами иногда служили глубокие, грязные рвы и пустые или тинистые, заброшенные колодцы: но Господь соделал так, что враги Давида сами попали в ту яму, какую готовили ему, – сами неизбежно подверглись той погибели, какую готовили Давиду.

8–9. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей. Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли, востану рано.

В виду явной помощи с неба в опаснейшем случае (ст. 4–5), Давид немедленно славословить Господа: его сердце готово – душа, преисполнена чувствами радости и благодарности, а потому не может не славословить Господа. Проведя ночь в смущении (ст. 5), а днем утомленный бегством, он, однако, восстанет рано и, вместе со всей природой, воздает хвалу Богу при посредстве своей славы – псалтири и гуслей, обыкновенных орудие его псалмопения. Восстанет Давид, поставить псалтирь, польются священные звуки в чистых струях утреннего воздуха и вознесутся святые чувства певца к Богу – благодетелю его на небо.

10–11. Исповемся Тебе, в людех Господи, воспою Тебе во языцех, яко возвеличися до небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя.

Благодарный Господу – благодетелю, Давид дает обет исповедатися Ему, т. е. открыть и прославить Его милость и истину – не в пустынном уединении только, не в пещерах невольного пристанища, где он теперь находится (ст. 1), а в людях – как в своем народе, так и между окрестными, у которых он иногда пребывал (как Филистимляне, Моавитяне и пр.), и во языцех – среди племен, не только двенадцати колен своего народа, но и среди кочующих в пустынях, с коими он иногда обращался, как Зифеи и др. Этого и такого прославления требует великие дела Божия. Спасение беззащитного, но истинного раба Божия и благодетеля народного от властного, но злого, коварного и беззаконного царя Самим Богом, достойно всенародного славословия – ради славы имени «Бога Вышнего» между народами, знавшими Саула и Давида, но не знавшими ещё или не почитавшими их Бога, Судию и Спасителя. Пусть теперь и эти народы знают, что истина и милость Господа не таковы, как у могучего, но злого царя, нет, они велики и высоки – до неба, до облаков, – их все видят и никто не сокроет их от взоров всех людей.

12. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

Проникнутый сознанием превосходства воли и власти «Бога Вышнего» над царем земным, преисполненный чувствами радости и благодарности к Нему, Давид еще раз в живейшем восторге восклицает победный привет: «будь превознесен Ты, Боже, выше небес!

Кроткий и благочестивый Давид, преследуемый народным властителем, ненавистным к его славе и безумно злым, был истинным прообразом Христа Спасителя, гонимого властью народных вождей, погибших в своей зависти и злобе. Но Господь Бог спас Христа – Сына своего, услышав Его с неба святого своего, вознес Его славной десницей своей. Предчувствуя и это спасение, Давид прозревал в будущее и созерцал событие вознесения Господа во славе – на облаке на небо, а потому в Духе, но прикровенно, говорит: вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Вознесся Господь Спаситель и – во всех концах мира распространилась слава Его!


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle