Источник

Псалом 57

Люди грешные и злые, как аспиды, уничижаются действием гнева Божия: Господь истребляет их даже огнем, творя им отмщение за праведных.

1. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание.

Так как сей псалом находится между псалмами, относящимися ко времени гонений Давида от Саула, то, вероятно, и он написан в то же время и по поводу тех же обстоятельства на это указывает и дословное сходство содержания этих псалмов. (Ср. Пс.56 и др.).

2–4. Аще воистину убо правду глаголете, правая судите сынове человечестии. Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу.

Обращаясь с грустным негодованием к врагам своим, которые бессердечно судили Давида, в его отношении к царю Саулу, Давид спрашивает: Итак, воистину ли – подлинно ли – правду говорите вы, судьи мои? – И предостерегаете их: «справедливо судите, сыны человеческие», – так как над всеми есть Бог – Судия, который жестоко отмстит за праведника (ст. 7–12). Но Давид уже знает о неправде своих судей и обличает их: «вы беззаконие замышляет в сердце и осуществляете его на земли; неправду руки ваши сплетают, – ваши руки пишут лживые показания и, соединяя их хитро, как бы сплетая, выводят лживые и злые осуждения. Так могут действовать только грешники, коим не знакомо чувство справедливости, кои чужды правде от ложесн или с минуты зачатия, – от чрева матери или со дня рождения; т. е. в них нет и зачатков правды, иначе они не решились бы говорить такую ложь – обвинять, судить и преследовать совершенно невинного праведника, не стыдясь дюдей, не страшась суда Божия, – с чисто сатанинской злобой (ст. 5–6, 11–12).

5–6. Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра.

Злоба судей – врагов Давида – сильна, неотразима, убийственна, наподобие яда аспида – змии, ядовитейшей из всех, – аспида глухого, который как бы затыкает свои уши и потому не слышит гласа обавающих – голоса заговаривающих, не слышит голоса даже и премудрого заговорщика, особенно искусного в заклинаниях. Таковые заговорщики бывали на Востоке во все времена и какими-то заговорами могли действовать на некоторых змей так, что они не уязвляли, но такие «мудрецы», как видно, не могли заговорить ядовитейшего аспида. Так не могли успокоить злых врагов Давида его кроткие и мудрые речи, – его не слушали и не слышали в криках разъяренной толпы.

7. Бог сокрушит зубы их во устех их, членовныя львов сокрушил есть Господь.

Если змию нельзя заговорить и она представляет неизбежную смертельную опасность, то остается её убить. И Давид уверен, что Господь, как праведный Судия, не пощадит жизни врагов его, злых, чуждых правды еще от утробы своей матери и не поддающихся никаким добрым и кротким убеждениям. Он сокрушит им зубы, как хищным зверям, Он сокрушит им членовныя – челюсти, как разбиваюсь их львам, так что они, при всей силе и злобе своей, уже не возмогут схватить, удержать и растерзать своей жертвы. Иначе говоря: враги Давида злые, как хищные звери, сильные, как львы, не будут, однако, в состоянии причинить ему никакого оскорбления – страдания.

8–9. Уничижатся яко вода мимотекущая, напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут. Яко воск растаяв отъимутся, naдe огнь на них и не видеша солнца.

Нашествие многочисленных и грозных неприятелей опустошает страну, как сильное наводнение. Подобно тому и толпа врагов Давида, с шумом и угрозами нападала на него – невинного, как грязный осенний поток с плеском и брызгами, прорвавшись чрез ущелье, неожиданно низвергается на мирно почивающего путника и грозит затопить его. Но вот быстро проносится вода и – опасность путника миновала; так уничижатся – ослабеют в своей дерзости и злости и враги Давида. – Господь напряжет – натянет лук свой и в таком напряжении оставить его, доколе стрелами своими – ударами молний – не уничтожить силы злодеев. Пред сокрушительным огнем молний все враги отимутся – снимутся, пропадут,– как воск, тающий от огня, исчезает быстро и бесследно. – Падет на них огнь с неба и они не увидят более солнца, – погибнут, исчезнуть в пропастях земных, как исчезли развращенные и буйные жители Содома – враги праведного патриарха Лота, когда «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба» (Быт.19:24).

10. Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я.

Огнь, который ниспадет на злодеев (ст. 9), вдруг опалит их, – прежде еже разумети – не разбирая наперед – терний их рамна – сухих ветвей их рамна – куста можжевельника, т. е. не разбирая их по одиночке, а всех вместе – прямо живыми; яко во гневе – в меру своего гнева: огнь пожрет их так, как это было именно с жителями Содома и Гоморры, когда «Господь ниспроверг не только города сии, но и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих и все произрастания земли» (Быт.19:25).

11–12. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение, руце свои умыет в крови грешника. И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.

Праведник, невинно гонимый злодеями, возвеселится – порадуется открыто пред всеми – когда увидит спасение свое и в том самом – отмщение за оскорбленную правду. Он омоет руки свои в крови грешника – покажет, что он не виновен в погибели его (– в знак чего в древности на суде пред всеми умывали руки, как это сделал и Пилат на суде над Иисусом Христом). Тогда и всякий человек, видя гнев и правду Господа на суде Его, скажет и это, что скажет, предает на память отдаленному потомству, именно: «итак, разве нет плода – награды – праведнику за его праведность»? – да, разумеется, есть Бог, судящий людей и на земли и воздающий казнь грешным и милость праведным!

Что было в неправом суде над Давидом, то повторилось в злодейском суде над Христом Спасителем. Хитрые и вкрадчивые на словах, злые, как демоны, в душе, судьи Господа не слушали Его богомудрых и кротких речей, а желали слышать крики разъяренной толпы: «распни, распни Его!» и приговор Пилата: «возьмите Его вы и распните!» – Но суд Божий не замедлил уничтожить злодеев: их город сожжен, как куст сухого и бесплодного терновника, а в нем, как в котле, живыми горели все и без разбора обитатели его. И теперь, видя этот суд Божий над врагами невинного Сына Божия, всякий человек скажет: так, есть воздаяние за Праведника, есть суд Божий и на земле!


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle