Источник

Псалом 58

Спасаясь бегством из-под стражи, посланной Саулом, Давид молит Бога о спасении своей жизни и о пощаде самих врагов, и дает обет воспевать эту милость Божию.

1. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его. (Ср.Пс.56:1).

Псалом писан в то бедственное время, когда Саул покушался убить Давида. «Злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах. И хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил и копье вонзилось в стену; Давид же убежал и спасся в ту ночь. И послал Саул слуг в дом к Давиду, чтобы стеречь его и убить его до утра. И сказала Давиду Мелхола, жена его: если ты не спасешь души своей в эту ночь, то завтра будешь убит. И спустила Мелхола Давида из окна, и он пошел, и убежал в спасся» (1Цар.19:9–12).

2–4. Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя: избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи.

Видя свой доме окруженным врагами – слугами Саула, Давид просит Господа, который один только и может избавить его от этих врагов и от востающих на него – Саула и преданных ему слуг, – избавить от делающих беззаконие – убийство, вопреки прямой заповеди Божией, что делал Саул царь, бросая копье в Давида, – избавить от мужей крови – от воинов, проливающих кровь и теперь, в покорность царю – злодею, готовых пролить кровь неповинного Давида. – Он не подозревает только таких убийц, он видит их у стен и дверей своего дома. Вот они подстерегают душу его, как добычу, уверены, что и схватят ее, так как они люди крепкие – силачи, от которых не отобьёшься... Но Давид надеется на избавление помощью Господа, – он достоин того, ибо не совершил ни пред людьми беззакония, ни пред Богом греха, за что подлежал бы убиению. И это он свидетельствует пред Самим Господом (ст. 5).

5. Без беззакония текох, и исправих, востани в сретение мое, и виждь.

В виду явно предстоящей опасности (ст. 4), Давид сознавал, что «один только шаг между ним и смертью» (1Цар.20:3), и клялся: жив Господь и жива душа моя, без беззакония текох, – бежал я, т. е. жил, трудился при Сауле, не совершая беззаконие, и исправить – прямо шел, т. е. жил держась только прямой правды – Закона Божия и совести. И действительно, спасаясь бегством, Давид повстречал Ионафана – друга своего, сына Саулова; и сказал Давид Ионафану: «что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей»? – Ионафан, которому отец «открывал всякое дело, большое и малое», ни в чем не обличил Давида, напротив, решительно заявил ему: «нет, ты не умрешь! – чего желает душа твоя, я сделаю для тебя» (1Цар.20:1–2,4). – Но Давид знал, что в смертельной опасности прежде всего требуется помощь, как милость, от Бога (ст. 1–2, 10–11, 17–18); а потому, уходя поспешно из своего дома ночью, и просит Господа прямо: востань в сретение мое, и виждь, – подобно тому, как отец, слыша вопль сына, встает, идет к нему навстречу, устремляет на него свой любвеобильный взор, и берет его под свою надежную защиту.

6. И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие.

Царь Саул обладает и распоряжается военной силой, но злоупотребляет ею – к погибели верных подданных. А Давид обращается к Господу сил – Царю небесных воинств – ангелов, которых Он посылает на защиту гонимых (– как Агари в пустыне); просит Бога, чтобы Он внял его молитве и посетил вся языки, т. е. судил их, подобно тому, как и царь, посещая своих подданных в разных городах, производит над ними строгий суд; просит, чтобы Господь, судя делающих беззаконие, не ущедрил их – не делал им милости – пощады, ради искоренения самого беззакония в народах.

7–8. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. Се mиu отвещают усты своими, и мечь во устнах их, яко кто слыша?

Уподобляя Саула охотнику, а слуг его псам, Давид говорит: вот посланные слуги – убийцы, ища с утра и не находя целый день своей добычи, к вечеру возвратятся к город: здесь они взалчут и, томимые голодом, будут кричать – ругаться, как лают и воют голодные псы (ст. 15–16); подобно голодным псам, они обыдут град, – ища хоть какой-нибудь пищи, будут ходить около города, как псы, ища добычи, – бегать около городских стен, где обыкновенно валяются разные отброса и трупы. – Давид живо представляет состояние своих врагов, и как бы наперед слышит, что они отвещают усты своими, т. е. клянут его языком своим и этот злой язык их, как меч, ибо грозит убийством с решительной клятвой. Они с гордостью и угрозой кричат: яко кто слыша – «ибо кто слышит»? – и разумеют, мы убьем Давида так, что никто не услышит и не узнает. Так именно и приказывал Саул – убить Давида ночью, еще до утра (1Цар.19:11).

9–11. И ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты Боже,Ззаступник мой ecu. Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит милость мне на вразех моих.

За свой злодейский замысел Саул достоин был посмеяния или уничижения. И Господь, как повелитель над всеми народами, и могущий уничижить всякий народ, уничижил и Саула. А потому Давид исповедует уже над собой власть только Бога – своего заступника. Державу мою к Тебе сохраню – при Тебе или у Тебя только я сохраню свою державу – силу и защиту, иначе – только Ты мой заступник. Так преданный Богу, Давид уверен, что милость Божия предварит его – явлена будет ему прежде, чем настанет близкая гибель его со стороны врагов. И Давид не обманулся, Саул был уничтожен: не смотря на его силу, власть, злость и хитрость, Давид во время спасся, – «еще до утра»; а затем встретил его Ионафан, удостоверил его в опасности и также посодействовал от неё благовременно избавиться бегством (1Цар.20).

12. Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею, и низведи я̀, Защитниче мой, Господи.

Убийство отмщалось убийством. Но кроткий Давид просит Бога – Защитника своего, чтобы Он не убивал и врагов его – ради чего? да не когда забудут закон Твой, т.е. чтобы эти люди не забывали закона Божия. В сохранении жизни Саула и в суде над ним Бога Давид видит весьма важный урок и для народа, и справедливо: видя, как Господь судит Царя-злодея и спасает кроткого и беззащитного слугу его, народ должен будет понять, что Господь действительно владычествует над Израилем (ст. 14), и благоговеет пред волей Его в законе Его. А потому Давид и просит только так: расточи я силою Твоею – разгони, рассей толпу врагов, и низведи я – низведи с высоты трона гордого по своим замыслам, самого недостойного царя и покорных ему, но непокорных закону Божию слуг его (ст. 13). Это и такое уничижение будет справедливым наказанием для врагов и строгим уроком для народа, который требовал и избрал себе царя, не смотря на запрещение от Бога и предупреждения пророка Самуила.

13–14. Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине, во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли.

Не желая врагам совершенной погибели, Давид желает им отмщения, – за то, что «слова из их уст суть грехи уст их»; а потому и просит Бога, чтобы, действием Его воли они «взяты были в гордости своей», или – за свою гордость поставлены были на суд Божий, чтобы «за клятву и ложь возвестились в кончине», или объявлены были осужденными при окончании суда Божия над ними, – во гневе кончины – с гневом осуждены были и потом уже более не были бы сильны, горды и лживы. Тогда-то узнают и они, и все, что Господь, а не новый и произвольно избранный народный царь, владычествует над Иаковом, – над родом или потомством благословенного патриарха Иакова, и над концами или пределами земли Обетованной, среди которых обитают его двенадцать многолюдных колен, как бы двенадцать отдельных народов.

15–16. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град: тии разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут.

Посланные Саулом, проведя день в безуспешных поисках Давида, к вечеру возвратятся домой, будут роптать на царя и порицать Давида, подобно тому, как псы, находившиеся на ловле и не нашедшие добычи даже для утоления голода, сильно алчут, бегают около города и если ничего там не находят, то и поропщут – лают, визжат, воют (ст. 7).

17. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был ecu Заступник мой, и Прибежище мое в день скорби моея.

В то время, как враги будут роптать на Саула и порицать Давида, от досады за бесплодный труд в розысках своей жертвы – добычи, Давид будет воспевать в псалме (– как воспел и в этом псалме) силу Бога, который этой силой спас душу Давида из рук «людей сильных», которые уловили-было се в его же доме, (ст. 4). Давид будет радоваться утром, ибо утром он увидит свое избавление, – ибо скроется не только из дома, но и из города; утром же он и выразит свою радость в благодарном псалме. Особенно ему отрадно будет то, что Господь очевидно Сам спас его от неминуемой смерти, что Он был для Давида, спасшегося бегством из своего дома, как бы прибежищем или убежищем (– чем обыкновенно служили скалы, пещеры, пустыни и города убежища). При помощи Божией, Давид действительно нашел убежище на время в городах Раме и Номве, и здесь при скинии питался даже священным хлебом (1Цар.19:18;21:1 и сл.).

18. Помощник мой ecu, Тебе пою; яко Бог Заступник мой ecu, Боже мой, Милость моя.

Великая радость лучше выражается не в словах только, а именно в пении, под возвышенные звуки священной псалтири; а на это был так способен и так всегда скоро готов боговдохновенный Давид (Пс.56:8–9). Бог – его милость; милость Божия – его радость; радость движет его уста и персты по струнам псалтири, а звуки псалтири – слова его: и звучит священный псалом, и возносится он к Богу, как «жертва хвалы» в пламени чувств святого сердца!


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle