Источник

Псалом 4

Скорбного изгнанника Давида Господь обрадовал спасением от голода.

1. В конец, в песнех, псалом Давиду.

Надписание в конец есть перевод греческого ἐις τὸ τέλος, что значит: на окончание, исполнение, совершение. Разумеется, этот псалом назначен был для пения в скинии при богослужении. Это надписание соответствует еврейскому ла-мнац-цэах, что значит для начальника – разумеется, того, который управлял хором певцов-левитов при богослужении в скинии, а потом в храме. – В песнех. Псалом этот первоначально исполнялся левитами, вероятно, одним голосом, без помощи музыкального инструмента, как и другие подобные песни.

Псалом выражает вечернее размышление Давида, обращенное к Богу или вечернюю молитву (Пс.4:9). Написан по поводу и во время восстания Авессалома.

2. Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея: в скорби распространил мя еси: ущедри мя, услыши молитву мою.

Вознося свою молитву к Богу о своем спасении и об укрощении яростных врагов, Давид уверен, что Господь услышит его молитвенный голос (Пс.4:4), потому что и прежде всегда слышал. Он исповедует Бога Богом правды, в сознании, что Бог знает правду, любит ее, оправдывает всех любящих правду, а потому оправдает и Давида, подверженного оклеветанию от Авессалома. – Давид, находился в скорби о гнусном и преступном деянии своего сына, а потом и в страхе: такие чувства сдавливали грудь и стесняли дыхание… Но Господь спас жизнь Своего Помазанника и распространил его – водворил его в душе радость (Пс.4:8), которая освободила грудь от гнетущей и стесняющей ее грусти...

3. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

Наименование сыны человеческие принадлежит людям нечестивым, вовсе не желающим чтить Бога и признавать над собою Его власть, грубым плотоугодникам (Быт.6:2–3,5). Оно прилично и врагам Давида – Авессалому, развращенному до того, что он не признавал над собой власти своего отца и в то же время царя и помазанника Божия, и мятежникам, которые сочувствовали и содействовали вероломному сыну праведного царя. Давид не предвидел даже, доколе пребудут тяжкосердыми или столь жестокосердыми к нему враги его, и недоумевает справедливо, тем более, что жестокосердие врагов не имело для себя основания. Враги царя-изгнанника любят суету, с удовольствием принялись содействовать Авессалому в достижении его коварной цели: предприняли много трудов, конечно, в надежде на будущее вознаграждение от Авессалома, которому содействуют всеми силами. В такой тщетной надежде они ищут лжи, то есть осуществления заманчивых обещаний Авессалома, у которого нет настоящих средств для осуществления принятого плана, так как он и сподвижники его – «сыны человеческие», изыскивают для своей преступной цели ложные средства – клевету, обман, лесть, насилие… Но все предпринятое против помазанника Божия есть суета – напрасное, бесполезное и бесплодное стремление.

4. И уведите, яко удиви Господь преподобного Своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

Уверенный сам (Пс.4:2), Давид заверяет, что и враги его узнают скоро, что Господь явит дивным Давида как преподобного своего. Он подобен Богу, как царь и помазанник Божий, любящий Бога всеми силами своей души и любимый Богом. Неожиданно для своих врагов дивным или чудесным образом он будет спасен от весьма многих и злых врагов, возвратился в Иерусалим и воссядет на царский престол. Тогда многие, говорившие, что «нет ему спасения от Бога его» (Пс.3:3), узнают, что избранник Божий именно он, а не злодей, сын его.

5. Гневайтеся и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся:

Не гневающийся сам на своих врагов, а только скорбящий о них (Пс.4:2), Давид желает, чтобы и враги его не гневались на него, по крайней мере, так долго (Пс.4:3). Но если уже они имеют основание гневаться на своего царя, ради какого-либо его невольного согрешения, то по чувству гнева они не должны допускать еще согрешения, – не должны клеветать на Помазанника Божия, не должны производить мятеж против царя, избранного Богом, помазанного великим пророком Самуилом и возведенного на престол всем народом. Чтобы умерить и даже совсем подавить гнев, мятежники должны умилиться – спокойно рассудить о своем предприятии и – когда удобнее, как не на ложах – в час покоя, ночью, отходя ко сну. Гневом ослепляется ум, напротив, спокойное и беспристрастное размышление в душе, где звучит голос неподкупной совести, приведет к убеждению, что царь совершенно прав, не заслуживал преследования: а это послужит основанием для решимости оставить «суетное» стремление к почестям и наживе… «Сердце есть место совести и чрез нее Дух Божий облекается в наш собственный голос, чтобы мы видели свое внутреннее настроение, свой совет, свою мудрость проистекающими из нашего собственного окаменелого сердца».

6. Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа.

Находясь в месте своего изгнания, Давид переносится мыслью в Иерусалим, в скинию, где приносились жертвы, и желает, чтобы враги его – Авессалом со своими приверженцами – подавили в себе чувство мести и страсть гнева, поутру, восстав от сна, пришли помолиться Богу, раскаялись перед Ним в своих неправдах и пребыли в надежде на оправдание. Давид уверен, что жертвы их, соединенные с таким расположением духа, были бы действительно жертвами правды или оправдания, а вместе и упование их, соединенное с полною душевною преданностью к Богу, было бы незыблемым основанием действительного благополучия, а не «суетой», к которой стремятся враги-мятежники, изыскивая ложные средства для своей преступной цели (Пс.4:3).

7. Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

В царстве Давида, как и во всяком царстве, было немало бедных, нуждающихся; были такие люди, вероятно, и в числе спутников его в изгнании. Такие многие люди, видя продолжающееся бедствие самого царя, начинали высказывать свое тревожное недовольство, в виде заявления царю: «кто покажет нам – откуда взять необходимые средства для жизни?» Вероятно, это было в то время, когда Давид перешел через Иордан и пришел в Маханаим, а мятежники расположились лагерем в Галааде (2Цар.17:26–29).

Давид, находясь в изгнании, в чужой стране, не мог вполне удовлетворить этому требованию, даже вынужден был похищать необходимое продовольствие, но он не терял мужества, оставаясь в уверенности, что назнаменуется на нём свет лица Божия – Сам Бог явит ему свою очевидную для всех милость, откроет и укажет необходимые средства к жизни. (Пс.4:4). Давид надеется быть счастливым как бы под знаменем самого Бога, как бы в Его присутствии, как некогда был благополучен Моисей с народом в пустыне, когда «Ангел лица Иеговы» в светлом облаке шел перед народом.

8. Дал если веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася:

Недостаток насущных средств и зарождавшееся беспокойное недовольство в спутниках Давида глубоко огорчали царя-изгнанника. Но «Бог услышал его молитву» (Пс.4:2) и обрадовал его самого и спутников его. По милости Господа, они умножились плодов пшеницы, винограда и масличного дерева, то есть получили в изобилии хлеб, вино и елей (ср.2Цар.17:27–29). Так, «царь, от скипетра низведенный до посоха нищего, был, однако, довольнее, нежели его враги-мятежники. Что было в его сердце, это было наилучшим сокровищем, нежели что те имели в своих житницах и сокровищницах».

9. В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Обрадованный неожиданною милостью Божией, Давид спокойно отходит ко сну, а вместе с тем и спит спокойно (ср.2Цар.17:28). Так он покоен, потому что Господь на уповании вселил его, то есть он живет с упованием на помощь Господа, ибо находится в союзе с Ним. Между тем, его враги-мятежники, отяготив сердце злобой, в погоне за «суетой», волнуемые страстью безумного гнева, может быть, не смыкали очей, придумывая новые и новые казни на погибель невинно изгнанного Помазанника Божия. «Как многосторонне и отрадно сказывается здесь существо веры: ее правда, возвышенность, радость, мир, довольство в Боге!..».


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle