Источник

Псалом 5

Людей злых и коварных Господь отвергает и погубляет, а праведника Давида и всех благочестивых приближает к Себе и благословляет.

1. О наследствующем, Псалом Давиду.

Наследствующий, это – сын Давида, беззаконный, кровожадный и льстивый Авессалом (Пс.5:5–7), явившийся незаконным наследником престола своего Отца – изгнанника. В еврейском тексте выражению «о наследствущем» соответствует: эл–ган–нехилот, что значит «на флейте», разумеется – этот псалом должно исполнять под звуки флейты.

2. Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое.

Глаголы – слова прошения и звание Давида – призывание им Бога или его молитвенный вопль имеют предметом, своим погибель врагов и радость любящих Бога о своем спасении (Пс.5:6–7, 11–12).

3. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой: яко к Тебе помолюся, Господи.

Давид, будучи царем Израиля, в то же время признает над собою верховную царскую власть Бога – истинного Царя избранного народа, и обращается к Нему с молением о заступлении от возмутившихся против него подданных. Между тем, сын и подданный его – Авессалом презирает власть своего отца – царя, а вместе и Бога, который помазал Давида на царство.

4. Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя:

В древности, по обыкновению, утром у ворот города открывался суд и сюда являлись по разным делам всякие просители. Подобно тому, и Давид намерен утром предстать Богу на суд со своим врагом – сыном и его пособниками, в полной уверенности, что исходатайствует наказание своим врагам, а себе оправдание и спасение. (Ср. ст. 8).

5. Яко Бог не хотяй беззакония Ты ecu: не приселится к Тебе лукавнуяй,

Лукавнующий – имеющий в мысли достижение преступной цели коварством, вынужден постоянно преступать закон, а вместе с тем – далее и далее удаляться от общения с Богом. Таков и Авессалом. Стремясь взойти на царский престол, вероломно изгнав Отца – помазанника Божия из Иерусалима, он достигал своей цели коварством, – привлекал к себе народ льстивыми обещаниями. А желая так взойти на царский престол, он, вместе с тем, намерен был и поселиться на Сионе, в царском дворце, близ скинии, где был престол Господень. Но такой злодей не может здесь приселиться – поселиться рядом с Господом, «Богом правды» (Пс.4:2).

6. Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоими: возненавидел ecu вся делающия беззаконие.

Как Авессалом, так и его сподвижники и споспешники в беззаконном деле заговора против Богом поставленная царя не могут быть пред очами Господа, – не только во Иерусалиме, но и вообще на земле живых: они ненавистны Богу и должны погибнуть, (ст. 7).–

7. Погубиши вся глаюлющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.

Так как ложь есть порождение диавола, то все причастные лжи подлежат проклятию и погибели. Прежде всего, это относится к мятежникам – врагам Давида, которые изыскивали всякую ложь против него (Пс.4:3), а преимущественно к Авессалому. Он – муж кровей, потому что он сам лично и коварно умертвил своего старшего брата Амнона. Это – льстивый человек, потому что, возмущая народ против Давида, лгал на отца и Помазанника Божия, а простодушным и легковерным подданным его обещал благополучие под своим скипетром.... Этот-ли человек не достоин погибели?! – Слово Царя-Помазанника о своем преступном сыне было пророческим, – Авессалом действительно погиб в войне с Давидом: спасаясь бегством, он нечаянно повис на дереве в лесу Ефремовом и был пронзен копьем (Ср.Пс.7:15–17).

8. Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

Чистый сердцем, чуждый лжи и лести, Давид надеется на множество милости Божией, по которой Господь возвратит его в Иерусалим, когда погибнут враги его, и он опять будет иметь величайшее утешение – посещать дом Божий, т. е. скинию, которая называется и храмом; здесь он будет предстоять Богу (ст. 4) и, как раб Царя Небесного – хранить пред Ним чувство благоговейного страха.

9. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой.

Желая избавиться от клеветы, Давид молить Бога, чтобы Он утвердил своего преданного раба на пути жизни, помог бы ему быть совершенно правым пред законом: это крайне необходимо – ради врагов, и особенно теперь, во время восстания их, потому что если нашлись враги и теперь, когда царь не сделал никакого беззакония, то тем более их будет, и тем злее и сильнее они будут, когда он действительно волею или неволею будет нарушать закон Божий.

10. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гробе отверст гортань их: языки своими льщаху.

Давид, зная свою совесть и жизнь, исповедует пред Богом, что все, наговоренное против него врагами, не содержит истины: они говорят ложь, потому что сердце их суетно, – оно, под влиянием страсти, желает и стремится достигнуть славы и богатства посредством клеветы и мятежа. (Пс.4:3). Их гортань как бы открытый гроб: как из открытого гроба исходит зловонный и даже заразительный запах от тлеющего в нем трупа (который у евреев почитался нечистым), так из гортани клеветников – врагов Давида, где коренится их язык, исходят слова злостной лести и губительной клеветы, заражают и погубляют души легкомысленных и легковерных, ибо «злой язык оскверняет все тело и воспаляет круг жизни... Это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.3:6,8).

11. Суди им Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко приогорчиша Тя, Господи.

Царя с возмутившимися против него подданными судит только Бог: к нему и обращается Давид. Он просит Господа, чтобы при Его непосредственном участии враги – заговорщики отпали от мыслей своих, т.е. оставили свои преступные замыслы, и – чтобы Господь своим судом прекратил распространение лживых нареканий на царя и подавил восстание Авессалома. Но, предвидя непреодолимое упорство врагов (Пс.4:3), Давид желает, что бы Господь, как Верховный Судия, изринул их – от света во тьму, погубил на смерть и низвел в могилу (ст. 7), – подобно тому, как, по приговору обыкновенного суда, преступников бросали в подземелье, иногда в пустой ров (ср.Пс.7:15–16). Это желание благочестивая царя проистекает не из чувства личной мести своим врагам, хотя бы и законной, а из чувства преданности к Богу (ст. 12), которого мятежники крайне огорчили – оскорбили своим великим нечестием, ибо низвергли представителя Его власти на Cиoне, Его помазанника, царя Давида.

12. И да возвеселятся вcu уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них; и похвалятся о Тебе любящие имя Твое.

Наказание врагов и уничтожение их злостной лжи, по сознанию богомудрого псалмопевца, послужить к утешению праведных, когда они увидят торжество правды в спасении царя – праведника. Это еще более укоренить и укрепить их любовь к Богу; а тогда и Господь будет пребывать постоянно среди этих людей, столь постоянно и крепко любящих Его и с любовно исповедающих Его имя, т. е. соединенные с этим именем все свойства и совершенства Божии, открывающиеся в дивных делах промысла Божия.

13. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал ecu нас.

В то время как на мужи кровей и льстивом отяготеет всегубительный гнев Божий (ст. 7), на праведнике, именно невинном Давиде, почиет благословение Божие. Основанием такого надеяния Давида служит то, что Господь уже даровал ему победу над врагами, когда помог заблаговременно спастись от преследований многочисленных и жестокосердых врагов (Пс.4:4,9). Так Бог правды явил свое благоволение к праведнику Давиду, – увенчал его оружие своим благоволением, т. е. даровал успех его оружию, увенчал его победой над Авессаломом и возвратил ему венец, как царю – победителю.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle