Источник

Псалом 6

Спасение Давида от смертельной болезни – по милости Божией.

1. В конец, в песнех, о осмом, Псалом Давиду.

Славянское выражение о осмом определяет тот музыкальный осмиструнный инструмент, вероятно псалтирь, которым сопровождалось пение этого псалма. Этому выражению надписания соответствует еврейское ал – гашшеминит, что значит на осмиструнной лире.

Находясь на одре болезни и страдая продолжительно, Давид признает такое страдание наказанием Божиим и молит Господа о помиловании.

2. Господи, да не яростью Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.

Болезнь, в особенности тяжелая, смертельная (ст. 6), обыкновенно рассматривалась как обличение грехов или свидетельство о нечестии человека. Таким обличением признает Давид и свою болезнь, но просит Господа, что бы Он обличил его не с яростью, при которой не бывает никакой пощады, и не с гневом, который влечет тяжелое, хотя и справедливое наказание, – не как нераскаянного грешника: страждущий, но кающийся, псалмопевец молит Господа о пощаде.

3. Помилуй мя Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя,

Давид просит о помиловании, потому что он по самой природе своей немощен и заслуживает милости; а теперь он еще поражен язвами и ослабел телесно так, что даже смятошася – потряслись его кости, т. е. самая основа и опора тела и его органов – рук, ног и пр.

4. И душа моя смятеся зело: и Ты Господи доколе?..

Как тело страдает и трепещет от болезни, так душа псалмопевца смятеся зело – смущена величайшею скорбию при мысли, что Господь, оскорбленный и весьма прогневанный его преступлениями, в наказание послал ему эту, столь тяжелую, болезнь и – такую продолжительную, что страждущий не знает, доколе Господь будет так гневаться, и – тем сильнее желает скорейшего помилования и выздоровления.

5. Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея:

Глубокая и продолжительная скорбь Давида, однако, не переходит в отчаяние: он просит, чтобы Господь обратил к нему свой милостивый взор, избавил душу его от греха, а тогда исчезнет и болезнь тела, пораженная за грех души. Этого спасения Давид ожидает ради проявления самой милости и чрез то славы Божией, а не за какие либо свои добрые дела или заслуги, или жертвы, и вообще за чтобы то ни было содеянное собственными силами, – нет: напротив, он исповедует слабость своих сил и недостаточность собственных средств и, в этом сознании, обращается к милости Божией, восполняющей недостаток сил человека и спасающей его (ст. 3).

6. Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?

Страждущий уверен, что Господь не допустит ему умереть от этой болезни, потому что мертвые, по сознанию древних евреев, нисходя во ад – в подземную мрачную область – остаются там в состоянии полнейшей бездеятельности и не прославляют Бога, как это делают все люди здесь на земле, воспоминая о Боге, хотя бы изредка, от времени до времени, или по требованию Закона, или по особенным обстоятельствам своей жизни. А Давид так любил непрестанно прославлять Бога в псалмах своих!...

7. Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.

Боль телесная и скорбь душевная постоянно волновали Давида; его дыхание обращалось в молитвенное воздыхание и делалось даже воплем кающегося (ст. 9); волнение исторгало слезы в таком изобилии, что они ручьем катились с лица на одр больного и смачивали оный... Такие обильные слезы должны же омыть грехи сердца; это искреннейшее покаяние должно возбудить в Боге сострадание и снискать помилование кающегося царя – помазанника.

8. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.

От сильнейшего болезненного раздражения и душевного волнения, от неудержимых проливных слез смятеся око – помутились глаза, ослабело зрение, как бы наступает уже минута смерти и могильный мрак... Постоянно находясь в борьбе со всякими врагами, с самой ранней юности, Давид состарился в борьбе с ними. – Но слабый телесными силами, он еще бодр духом, потому что он тверд в союзе с Богом, и теперь, как и всегда.

9–10. Отступите от Мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият.

Между многочисленными врагами Давида, несомненно, были такие, которые рады были видеть его на смертном одре. Может быть, даже приходили навестить его и, при виде его страданий, позлорадоваться (ср. Пс.40:6–9). Помазанник Божий знал их сердце и желал, что бы они ушли: он с радостью заявляет, что Господь услышал его молитву и говорит с уверенностью, конечно, потому, что почувствовал облегчение своей тяжелой болезни.

11. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.

Если смертельная болезнь Давида радовала его врагов и давала им основание утверждать, что над ним отяготел страшный гнев Божий (ст. 2); то, напротив, совершенное выздоровление царя страдальца обличило лживость врагов: теперь они со стыдом должны немедленно удалиться от него, даже со страхом, видя над ним явную милость Божию.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle