Источник

Псалом 14

Вместе с Богом обитает на Сионе только непорочный (ср. Пс.5:5).

В конец, псалом Давиду.

1. Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою?

Жилище Господа, это – скиния, где во святом святых незримо обитал Господь; она при Давиде поставлена была на горе Сионе, которая поэтому и стала называться святою. Здесь-то, а также в Иерусалиме и вообще в земле Ханаанской, где был царем Господь – «Бог правды», и не мог жить постоянно никакой грешник, ибо не только собственно Сион был местом святым, но и город Иерусалим был святым и земля Ханаанская была святою, – наследием Божиим, где не должен был обитать Богу не принадлежащий.

Кто же здесь должен обитать? – На это Давид отвечает так:

2. Ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем.

На святой горе, должен обитать только непорочный в жизни, правдивый в деятельности и истинный в мысли; потому что и Бог безукоризненно совершен в существе своем, – правдив в делах своих, как царь, – истинен в откровении воли своей человеку.

3. Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя.

На святой горе, не должен, потому что не достоин, обитать тот, кто льстит и лестью причиняет намеренно зло своему ближнему, наконец, кто позорит своего ближнего: на святой горе может и достоин обитать только непорочный (ст. 2). А между тем, сын Давида, Авессалом, не желая знать этого, обольщал народ будущим благополучием под своим скипетром, делал зло, потому что возмущал легковерных и суетных, и, вопреки пятой и девятой заповедям Десятословия, нагло позорил родного своего отца, законного царя и Помазанника Божия; и при этом мечтал овладеть престолом и поселиться во дворце на Сионе, близ самого «жилища Божия»...

4. Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славить: кленыйся искреннему своему, и не отметаяся.

Непорочный, правдивый, истинный и нельстивый обитатель Сиона, уничижает всякого, кто лукавством достигает своей цели, как это делал именно Авессалом; напротив, кто боится Господа, того он славит; если сам оп дал клятву в чем-либо своему ближнему, то хранит ее ненарушимо и не отметается – не отказывается упорно от ее исполнения. Между тем, люди, преданные Авессалому, первоначально поклялись в верности царю Давиду, а потом отреклись от этой клятвы... Эти изменники царю и Богу отнюдь не могли обитать в Иерусалиме.

5. Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.

Кто непорочен и делает правду, тот не ставит себе целью суетных благ: он не стремится к обогащению на чужой счет; он не дает своего серебра в долг, под условием – возвратить данное количество с лихвой – с излишком, с приращением за время пользования; он, оправдывая невинного, не берет с него какой-либо платы, в качестве награды за оправдание, ибо, будучи истинен, он признает, что невинный должен быть оправдан в силу своей невинности.

Творяй сия – кто поступаете так, т. е. справедливо, беспристрастно, с сердечною преданностью Закону Божию, тот достоин обитать на святой горе, а потому не только будет обитать там, но даже и не подвижится во век – непоколебимо пребудет там всю свою жизнь, ибо будет всегда обитать здесь с Богом.

Святое убеждение Давида и столь твердо высказанное им здесь оправдано опытом его собственной жизни. – Преступный сын Давида Авессалом, поднявшей мятеж и всеми неправдами достигавший царского престола во дворце на Сионе, погиб; а сам Давид, будучи непорочным, не смотря на жестокое гонение от Саула, а затем позорное изгнание от Авессалома, возвратился на Сион, утвердился на престоле, и, по милости Божией, уже в глубокой старости скончался здесь царем и погребен с царской честью. А после его смерти престол его перешел к его сыну – наследнику и, по обетованию Божию, остался в наследовании его потомства даже до века (ср.Пс.88:21,29–30,36–37).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle