Источник

Псалом 13

Крайнее нравственное развращение есть следствие безбожия.

В конец, Псалом Давиду.

1. Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниях: несть творяй благостыню.

Безумен тот, кто не признает Бога виновником бытия и судиею всего человечества, а потому и не имеет к Нему в сердце своем чувства благоговейного страха (ср. ст. 5). Такой человек всегда расположен совершить всякое зло и, как ему думается, безнаказанно. Такое зло и растлевает его жизнь и не только его, но и ближних его, для которых эта жизнь служит заразительным и гибельным примером. Всякое злое деяние таких людей тем опаснее, что оно коренится в их душе, ибо и начинания их дел, т. е. мысли, чувства и намерения, омерзительны в очах всеведущего «Бога правды». Такие люди постепенно приобретают привычку в злодействе и укореняются в ней, а потому делаются даже и неспособными делать благостыню – такое доброе дело, которое совершается по свойству благости и по чувству благородства, а не по расчету.

2–3. Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими Быша: несть творяй благостыню, несть до единаго.

Сыны человеческие, это – именно люди, растленные в своих начинаниях (ст. 1). Они живут, однако, в мире Божием, как бы граждане царства Божия. И вот, Господь, как царь, приникает – как бы наклоняется с высоты Своего небесного чертога и взирает на землю, желая видети – узнать, есть-ли здесь знающие и ищущие Его умом и сердцем, разумением и любовью. И что же? – Нет: «все уклонились, все неключимы, нет творящего благостыню, нет ни одного!..» В то время, как на небе «сыны Божии» – ангелы, окружающие престол Божий, преданы Богу, пламенно – ревностно служат Ему, – здесь, на земле, сыны человеческие все до единого уклонились от исполнения Его закона, потому что помышляют в сердцах своих, что нет Бога (ст. 1). За то все они неключимы: как негодные рабы, непокорные своему господину, выгоняются им из дому, или как неисправимо порочные граждане, по суду царя, обыкновенно, изгоняются из города и исключаются из городских списков; так исключаются и Царем небесным из числа живых все уклонившиеся от Него – забывшие Его, думающие даже, что нет Его...

4. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша.

Припоминая событие потопа, когда Господь наказал страшною смертию всех сынов человеческих, Давид обращается к своим современникам и с изумлением спрашивает, ужели они не знают о том, как Господь наказывает беззаконных, тех, которые в своем беззаконии достигли крайней степени? – По-видимому, не знают, ибо они не только не творят благостыни (ст. 3), нет, они даже делают жертвой своей дикой алчности и зверского насилия других людей, всецело принадлежащих Богу. Поядают их в снеде хлеба, или – вместо хлеба. Поступая так, они совсем забывают Бога, не желают называть Его и по имени.

5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных.

И у людей, уклонившихся с пути правды и не разумевающих Бога, есть страх – или пред безличной судьбой, или пред идолами; но таково заблуждение безумия: люди находят предмет страха или рабского почтения там, где его нет, и не находят там, где есть он. Господь, вот – предмет благоговейного страха: таков Он, действительно, в обществе праведных Таким всегда имел Господа сам Давид.

6. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть.

Не имея страха пред Богом, нечестивые посрамляют совет нищего, который, не имея никакого богатства, полагает все свое богатство в Боге – и достояние и часть части своей имеет в Боге (Пс.15:5). Между тем, беззаконные надеются создать свое благополучие, «поедая людей вместо хлеба» (ст. 4), – погубляя их то лихоимством, то мздоимством (Пс. 14, 5).

7–8. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

Если на Сионе находится «жилище Господа» (Ис.14:1), то Он, живя здесь, как Царь Израиля, даст отсюда и спасение своему народу, при грозных бедствиях войны. Он именно возвратит и пленение своих людей, взятых в плен из числа народа Израильского – к общей радости всего народа.

Во дни Давида Израиль не раз испытывал бедствия войны, когда враги неожиданно нападали на города Евреев, разоряли их, жгли, а жителей отводили в плен. Давид молился за бедствующих, и Господь спасал пленных. – Так, однажды «Амаликитяне напали с юга на город Секелаг, и взяли Секелаг, и сожгли его огнем. А женщин и всех бывших в нем, от малого до большого, не умертвили, но увели в плен, и ушли своим путем... И подняли Давид и народ, бывший с ним, вопль, и плакали, доколе не стало в них силы плакать... Давид сильно был смущен, так как народ хотел побить его камнями; ибо скорбел душею весь народ, каждый о сыновьях своих и дочерях своих. Но Давид укрепился надеждою на Господа, Бога своего... И отнял Давид все, что взяли Амаликитяне» (1Цар.30:1–4,6–7,18 и др.).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle