Источник

Псалом 98

Богу, как Царю. Все люди должны поклоняться с благоговейным трепетом, как некогда поклонялись Ему Моисей, Аарон и Самуил.

Псалом Давиду

Так как в этом псалме «призывающими имя Божие» называются только Моисей, Аарон и Самуил, жившие до Давида, то весьма вероятно, что писателем псалма был именно сам Давид.

1. Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля.

Во исполнение своих древних обетований благочестивым патриархам народа Еврейского, Господь основал свое царство в земле им обетованной и Сам стал Царем в своем избранном народе. Но если и пред земными царями народ предстоял со страхом, то пред Господом – Царем всего мира, он должен служить с глубочайшим благоговением, доходящим до трепета. Посему псалмопевец и взывает: «Господь воцарился, – да гневаются людие, точнее – да трепещут люди с благоговением пред Его волей и правдой, дабы не вызвать Его праведного гнева к себе. – Седяй на Херувимех, да подвижется земля. Как земной царь, появляясь в народном собрании, или на колеснице, запряженной конями, или в палатке, носимой руками рабов, торжественно восседал на высоком троне, который окружали преданные царю верховные служители; так и Господь восседает на своем троне, коему предстоять Херувимы – высшие чины ангельские, самые ревностные исполнители воли Божией.

Такому представлению о престоле Божием соответствовали: во-первых, ковчег завета, покрытый огнезрачным золотом, с двумя херувимами над ним, над коими являлся Господь в скинии Моисея и в храме Соломона; во-вторых, – величественное грозовое облако, несомое ветрами, в коем являлся Господь на Синае, и, наконец – облако «славы Божией», которое в дивном видении своем созерцал пророк Иезекииль на реке Ховар. – Предстоя такому престолу Божию, у подошвы Синая, трепетал народ Еврейский, – в страхе и трепете был великий пророк Исаия – в храме Иерусалимском, падал ниц пророк Иезекииль и др. Посему и говорит псалмопевец: «Господь восседает на Херувимах, – да волнуется народ в страхе благоговения пред Ним, как Царем всей земли!» (ст. 2).

2–3. Господь в Сионе Велик, и Высок есть над всеми людьми. Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть.

Некогда Господь являл свое величие в Египте, когда совершал там страшные казни, – над Красным морем, когда потопил в нем воинство Фараона, – над Синаем, когда изрекал свой закон при громе и молнии: тогда в ужасе были Египтяне, в трепете предстояли и Евреи. Но также потом Господь являл свое величие и на Сионе, когда Он воцарился здесь, когда Он и здесь показывал свою высокую власть не только над народом Израильским, но и над соседними народами. – А потому не только народ Израильский, но и другие народы, исповедуя Бога, как Царя своего, должны чтить и Его имя, ибо оно страшно, т. е. все свойства и совершенства, соединяемые с именем Божиим, внушают глубочайшее благоговение; оно свято, т. е. ни в одном действии промысла Божия нет и быть не может ничего, что было бы не достойно сего имени.

Это исповедание имени Божия страшным и святым утверждается самым непреложным откровением Божиим.

4–5. И честь царева суд любит: Ты уготовал ecu правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил ecu. Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

Честь царя любит суд. Это притча: то есть, достоинство царской власти требует суда, или – при могуществе царской власти должна быть совершенная справедливость на суде. И если это с любовью должен наблюдать всякий мудрый царь, то тем более этого требует достоинство Царя Вседержителя, имя которого свято (ст. 3). И таким действительно псалмопевец исповедует Царя–Господа. – Ты уготовал ecu правоты, или – Ты, Господи, утвердил совершенную справедливость. – Суд и правду во Иакове Ты сотворил ecu, – в потомстве благословенного Иакова, т. е. в народе израильском Ты, Господи, совершил суд и правду, или – даровал свой совершеннейший закон жизни и все средства оправдания (ст. 7). – Признавая это, псалмопевец и внушает народу, что он должен благодарить и чтить Господа – «Превозносите Господа Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо оно свято», – подножию, разумеется, тому месту, на котором Господь преимущественно обнаруживает свое присутствие.

6–7. Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им.

Как должно жить и служить Богу, это показывает образ жизни и благочестии великих вождей народа – первого законодателя, первого первосвященника и первого пророка. – Моисей, хотя был собственно вождём и законодателем, но, по непосредственному повелению Божию, как богодухновенный пророк – помазанник Божий, посвятил своего родного брата в первосвященники, и, следовательно, стал сам, вместе с ним, в числе иереев и притом великих иepeeв. Самуил также не был собственно священником, но, как боговдохновенный пророк – помазанник Божий, был при скинии н совершал сам жертвоприношения. – Моисей, Аарон и Самуил призывали имя Божие, т. е. особенно ревностно молились Богу за себя и за народ, и Господь внимал их молитве, – но превосходству их пламенной молитвы над другими – особенно, при самых трудных обстоятельствах жизни народной, именно – во время тяжкого рабства в Египте, при изшествии из Египта, пред переходом чрез Красное море, а в последствии – при на падении всяких неприятелей и пр. – В столпе облачном говорил Господь к ним, ибо они хранили свидения Его – сохраняли и исполняли откровении Его воли, именно – заповеди и законы об оправдании, – все, какие Он дал им в пустыне и потом.

Такой непосредственной беседы с Богом Моисей был удостоен многократно: при купине в пустыне, на горе Синае, при скинии и пр. Был удостоен непосредственной беседы и Самуил, когда был еще отроком при скинии.

8. Господи Боже наш, Ты послушал ecu их: Боже, Ты милостив бывал ecu им, и мщая на вся начинания их.

Воспоминая великих праведников и милости Божии к ним и чрез них, псалмопевец, вместе с тем, исповедует строгую и беспристрастную правду в отношениях к ним Бога, как Судии. – «Господи Боже наш, Ты послушал еси их – внимал их молитвам. Ты для них бывал милостивым, – неоднократно, по их молитве, прощал им прегрешения их. Но Ты был и мщая на вся начинания их, – отмщал за все предпринятые ими дела, кои они совершали по своеволию, не согласно с повелениями Твоей воли, определенно выраженной в данных им законах.

9. Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся в горе святей Его, яко Свят Господь Бог наш.

Так исповедуя святую правду Божию, псалмопевец и призывает всех прославлять Господа – «Превозносит Господа Бога нашего и поклоняйтесь на горе святой Его», – на Сионе, в Его храме, а не на холмах и горах, где стояли языческие капища, с их идолами и жертвенниками. Поклоняйтесь Богу здесь и – тем превозносите Его над идолами, ибо Он свят и всемогущ, а те лживы и ничтожны.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle