Источник

Псалом 97

Бога, дивно совершившего спасение народа Израильского, должна проставлять вся земля – не только люди, но и сама природа – как Судию всей земли.

Псалом Давиду, – разумеется, написан в подражание Давиду и был в употреблении при богослужении «по уставу Давида» (ср.Пс.95: и др. под.).

1. Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь, спасе́ его десница Его и мышца святая Его.

Как прежде, в различные времена, когда Господь совершал дивные дела своего промысла, в жизни народа Израильского, благодарный народ, во славу имени Божия, слагал новые и новые хвалебные песни и воспевал их торжественно при богослужении, и в скинии Моисея, и во храме Соломона: так и теперь народ должен воспеть Господу новую песнь, ибо Он сотворил новые и дивные дела, разумеется – освободил народ свой из плена Халдейского, поселил снова в родной земле и дал возможность выстроить новый храм. В этом-то новом храме и должна быть воспета новая песнь за новые милости Божии, которые совершил Господь более дивно, чем совершил оные прежде (ср.Ис.42:10 и др.). Он совершил спасение своей десницей – правой рукой, или – своей справедливой властью; Он спас народ своей мышцей – своей силой, крепкой, победоносной, но святой, которая не нарушала ничьего права, а наоборот – открывала Его правду и восстановляла права народа Его (ст. 2и 3).

2–3. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Изpauлеву: видеша вcu концы земли спасение Бога нашего.

Господь сказал или заранее предсказал чрез многих пророков спасение свое, – то, какое Он Сам совершил, именно избавление народа своего из плена Вавилонского. – Пред языки откры правду свою, чрез тех же пророков Господь открыл и пред языческими народами свою правду, – оправдание, а вместе с тем и спасение своего народа, открыл в том, что избавил народ от плена, как тяжкого наказания. – Господь соделал это потому, что вспомнил о милости своей Иакову н об истине своей дому или народу Израильскому, разумеется, вспомнил о своих обетованих патриархам и их потомкам и о своем завете с ними, и показал не только милость, но и всю истинность обетований и завета – в том, что спас народ из плена Вавилонского. – Видеша ecu концы земли спасение Бога нашего, – спасение, какое соделал Господь своему народу, увидели обитатели всех концов или пределов земли, т. е. не только обитаемой земли Обетованной, но и других стран, даже отдаленных берегов и островов моря. И все это соделал Господь так для того, чтобы люди по всей вселенной знали единого истинного Бога (ср.Пс.91:3–5; Пс.95:3–5,10–11; Пс.96:1,6–7,9).

4–6. Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте, в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем.

Полная и великая радость народа о своем спасении и выражаться должна полной разнообразия. Посему псалмопевец, призывая верующих в храм, построенный вновь, по возвращении из плена, просит их восхвалять Господа также торжественно, как восхваляли Его прежде, в храме Соломона. – «Восклицайте Господу, вся земля" – все обитатели земли, приходящие в храм истинного Бога, – пойте торжественно, радуйтесь и пойте псалмы и победные песни, и те, кои пели предки, и новые... Пойте Господу в гуслях – сопровождая пение стройными звуками гуслей, – так, чтобы пениe псалмов было с гуслями, звучнеe, выразительнее... Чтобы пение было еще звучнее и торжественнее, пойте при звуках труб кованых из меди и серебра, какие употреблялись при богослужении и прежде, – и при гласи, трубы рожаны, или – под сильные звуки металлической трубы, изогнутой на подобие рога. Так торжественно пойте и трубите пред Господом, как Царем, т. е. в храме, при богослужении, подобно тому, как обыкновенно и трубили пред царями, когда они шествовали в торжественные дни своих побед.

7–9. Да подвижится море и исполнение его, вселенная, и вси живущии на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судит земли: судити вселенней во правду, и людем правостию.

Радости народа должна сочувствовать и самая природа; и торжественное выражение этой радости должны увеличивать и море и исполнение его – все, что его наполняет, все рыбы и пресмыкающиеся в нем; и – вселенная или обитаемое пространство суши и все живущие на ней, не только люди, но и звери; пусть и реки рукоплещут, или – отрадно шумят глубокие волны рек, вместе пусть и горы выражают свое торжество приятным шумом лесов, коими покрыты горы, и пением птиц, коими они населены. – Так все должно радоваться и торжествовать пред Господом, ибо Он идет судить землю, но – не осудит на бедствия, а спасти от гибели. Он будет судить вселенную праведно и народы – по справедливости.

Должно признать, что мысль псалмопевца, согласная с предсказаниями многих пророков о радости народов всей вселенной за свое спасениe, которое для всех соделал Господь, как Царь вселенной, эта мысль нашла себе полное осуществление с пришествием в мир Христа Спасителя в Его всемирной Церкви.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle