Псалом 96
Вся земля с радостью и благоговением должна чтить Господа, как Царя-Вседержителя и Судию-Хранителя праведных.
Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у Еврей.
Псалом не принадлежит Давиду, а написан в подражание ему и воспет по его уставу (ср. Пс.95). Он написан, егда земля его устрояшеся, именно – после возвращения Евреев из Вавилонского плена, когда народ устраивался – обстраивал города и строил храм, начиная обрабатывать поля в земле Давида – в Иудее, никогда принадлежавшей Давиду, как царю. Этого надписания нет у Евреев – в их подлинном тексте; вероятно, оно внесено в греческий текст переводчиками.
1. Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози.
По возвращении народа Еврейского из плена Вавилонского в свою землю и после построения храма Богу, устроилось снова царство Божие на земле Обетованной, С этим счастием. псалмопевец и приветствует соотечественников. – «Господь воцарился: да радуется земля», – потому что Господь, как всевышний Царь своего народа, сохранит его в своей земле и уже не отдаст его в плен и рабство другому царю и другому богу. – Да веселятся острови мнози, – так как Бог есть Царь и Судия над всеми богами и народами (ст. 9), а суд Его водворит правду и мир; то должны радоваться не только Евреи о своем спасении из плена, но и другие народы, и не на востоке только, но и на западе, даже острова всего обширного Средиземного моря.
Многолюдные, торговые, богатые и потому независимые города, этих островов не знали еще истинного Бога, но должны будут знать и прославлять Его по достоинству. Ср. Ис.41:1–2; 56:6–7; 60:8–9.
2–3. Облак и мрак окрест Его: правда и судьба исправление престола Его. Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его.
Псалмопевец, представляй Бога Царем всей земли, изображает Его величие. Господь окружен облаком и мраком, т. е. является в грозовом облаке. как Он являлся и на горе Синае. – Правда и судьба исправление престола Его, – правда Его, как Судии, и судьба – определение суда Его по сей правде служат для исправления Его престола, т. е. чтобы он стоял право или прямо, иначе – правда и судьба лежать как бы в основании, на котором сей престол зиждется твердо – непреклонно, даже непоколебимо. – Он пред Ним предыдет, – когда Господь, как Царь и Судия вселенной, шествует на своем грозовом облаке, как на колеснице, то «пред Ним идет огнь», т. е. молнии. И попалит окрест враги Его, – огонь молний, идя пред Богом, попаляет врагов Его везде, куда Он шествует, хотя бы там были мудрые и сильные цари и многочисленные и прославленные боги (ср. Ис.19:1).
4–5. Осветиша молния Его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли.
Так как Господь, как грозный Царь и Судия, на своем грозовом облаке является во всех странах, то и молнии, исходящие из этого облака, освещают всю вселенную: земля или все население всех стран земли видит блеск этих молний и движется, точнее – трепещет в чувстве благоговейного страха пред своим Всевышним Судией, ибо Он сими молниями попаляет всех врагов своих (ст. 3). – Гроза сопровождается проливным дождем. И вот – горы тают как воск, т. е. быстро размываются напором волн бурного наводнения и легко разрушаются, как бы тают от огня молний... Так все покорно Царю-Господу, так все трепещет пред Ним, как Владыкой всей земли!
6–7. Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людиe славу Его. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолах своих: поклонитеся Ему, вси ангели Его.
Когда Господь, как Царь вселенной, является в небесах, то небеса возвещают правду Его, ибо Он действием стихий совершает свой праведный суд над всей землей: действием огня – молнии. Он попаляет своих врагов, а сильным дождем обильно орошаете поля и пастбища и тем даст жизнь всему населению земли (Пс.67:9–11). – И так все народы видят славу Его, – видят величие царской власти Господа – и Его могуществе, правде и благости. Но если таков Бог Израиля, истинный Бог, то – да постыдятся все и цари и народы, служащие истуканам, хвалящееся идолами, именно – все народы языческого миpa, у которых были древние храмы, а в них и знаменитые в своем роде идолы, особенно – в Египте, Ассирии и Вавилонии. Такими богами – идолами дерзко хвалились Раисак, полководец царя Асирийского, Навуходоносор и др. (Ис.36:13–20; Дан.3:14–15 и др.). – Поклонишеся Ему, вси ангела Его, – Богу, как Царю вселенной, должны поклониться, и тем выразить свою покорность, не только все люди, но и все видимые и невидимые небесные силы, как стихии. кои обоготворялись язычниками, так, и весь сонм горних духов – ангелов, – все, служащие цветниками Его воли и исполнителями Его власти их повелений.
8–9. Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейские судеб ради Твоих, Господи, яко Ты Господь Вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги.
Когда на Сионе, во вновь устроенном храме снова стали воспевать псалмы и в них прославлять Господа, как Царя и Спасителя народа, то Сион слышал это и радовался; и вместе с ним возрадовались и дщери Иерусалимские, т. е. города Иудеи, кои были как бы дщери древнего и святого Сиона. Так они радовались ради судеб, т. е. в виду определения суда Божия, именно – той благости, которую явил Господь по своему суду народу своему, ибо избавит его из рабства и плена и возвратил его в его родную землю (ст. 10–11; Пс.94:1–6; Пс.95:7–10). – Господь, как Царь Вышний над всею землею – над царями и народами – весьма превознесся и над всеми их богами – идолами, ибо совершил над ними свой суд, освободил свой народ из под их власти и возвратил его в свою святую землю. – Таким признали Господа Фараон и Египтяне, таким исповедал Его неоднократно и сильнейший и гордый Халдейский царь Навуходоносор (Исх.8:11,22,28; 9:14,16,27; 14:25; Дан.2:46–47; 3:95–100).
10. Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешничи избавит я̀.
Проникнутый и преисполненный чувством радости н благодарности к Богу, за Его величайшие милости, избранный народ должен искренно любить Бога. – Любящие Господа, ненавидьте зло! восклицает благочестивый псалмопевец: разумеется, кто искренно любить Бога, тот должен исполнять Его закон, и, следовательно, ненавидеть зло, т. е. ненавидеть идолопоклонство и соединенное с ним всяческое проявление зла. – А чтобы укрепить в себе такую любовь, любящие Бога должны помнить, что Он хранит души преподобных или сохраняет жизнь людям, кои сами хранят в своем сердце благоговейный страх пред Ним и ненавидят зло; они должны помнить, что их души Господь избавить от руки грешника – нечестивого, какого-либо властного и нечестивого язычника. Так именно Господь избавлял богобоязненных патриархов и их потомство от жестоких фараонов, царей Египетских, так Он спас благочестивого царя Езекию от гордейшего Сеннахирима, царя Ассирийского, и так, наконец, избавил Он своих избранников – Даниила и трех отроков, друзей его, от сильнейшей власти гордого Навуходоносора – «царя неправосудного и злейшего на всей земле» (Дан.3:32).
11–12. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселится, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни Его.
Когда Господь совершает свой праведный суд, то свет осиявает праведника, т. е. милость Божия отражается на нем, – вместо тьмы, т. е. горя и скорби. И правым сердцем веселие, – а на людях у которых, по суду Божию, оказалось сердце правое пред законом, ибо они, любя Бога, избегали зло (ст. 10), у тех – веселиe или – открыто проявляется их радость, как в пении молитвенных песнопений и под. т. Веселие праведных из-за своей правоты пред Богом совершенно законно и вполне благопристойно праведным, а потому псалмопевец и обращается к ним с приветствием: радуйтесь, праведные, о Господи, – и единении с Господом, в союзе искренней любви с Ним, – и исповедайте память святыни Его, или – открыто и с радостно возвещайте, что Он памятует святой завет свой, – хранить его нерушимо, и обетования, данные благословенным праотцам, неуклонно исполняет в жизни их потомства (Пс.97:3; ср. Ис.40:25–28 и сл. 49:13–10; 54:8–10).