Псалом 95
Должно служить Богу и достойно прославлять Его, как Спасителя, Царя и Судию.
Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей.
Псалом сей по содержанию есть хвалебная песнь, которую воспевали при богослужении – по уставу Давида (ср. Пс.94). – Псалом воспет тогда, внегда дом созидашеся по пленении – когда строился второй храм Богу, именно – по возвращении народа из Вавилонского плена, при князе Зоровавеле и первосвященнике Иисусе. – В тексте Еврейской Псалтири этого надписания нет; оно написано по преданию, в греческом переводе.
1–2. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля: воспойте Господеви, благословете имя Его: благовестите день от дне спасение Его.
Некогда Господь избавил свой народ от рабства и вывел Его из Египта, совершив много чудес: и народ, по выходе, воспел Ему знаменитую песнь устами Мариамны. Но вот, по прошествии многих веков с того времени, Он совершил новое и не менее дивное дело своей благости над народом, – избавил его от тяжкого рабства Халдейского и извел его из Вавилона. Это событие должно быть предметом и новой песни. – Эту песнь должна воспеть вся земля, т. е. все обитатели земли Обетованной, только что возвратившиеся из плена и – от рабства на свободу. – Воспевая новую песнь о новом деле милости Господа, народ должен благословлять Имя Его, – восхвалять Его свойства и совершенства, особенно премудрость, благость и всемогущество Божие, которые преимущественно проявились в этом деле. – Воспевая эту новую песнь Богу, народ тем самым должен благовествовать день от дне сnaceниe Его, или – громко возвещать изо дня в день, при богослужении – при ежедневном принесении жертвы во втором, новом храме – о том, какое спасение соделал Господь, именно – что Он избавил свой народ от тяжкого рабства, вывел из далекой Халдеи в родную землю, дав возможность построить второй новый храм, с его великолепным убранством и восстановить в нем торжественное богослужение.
3–5. Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его. Яко Велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги. Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори.
Отведение народа Еврейского в плен имею не ту цель, чтобы только его наказать и исправить, но и ту, чтобы Он, находясь между народами отдаленного Востока, возвестил им там славу имени Иеговы, единого истинного Бога. Тем более это он должен был сделать теперь, но возвращении из плена, в чем особенно дивно открылась слава имени Господа Иеговы. Посему псалмопевец и обращается к народу с убеждением: возвестите во языцех славу Его, – между всеми языческими народами Востока и Запада. И это мог сделать народ, ибо со времени плена Вавилонского, Евреи не прерывали своих сношений со многими, более или менее отдаленными народами Востока и Запада, а потому и могли возвещать во всех людех – во всех народах оседлых и племенах кочующих – чудеса – дивные дела Промысла Божия в своей исторической жизни к славе имени Господа Спасителя. – Яко Велий Господь, – Он, велик своей премудростью и могуществом. И хвален зело, – премного прославлен, не только в своем народе, но и у других, – даже у столь могущественных Халдеев. Страшен есть над всеми боги, – ибо Господь явил Себя беспредельно Могущественным прежде над богами Египетскими, а поздние столь же Всесильным и над богами Халдейскими. И как некогда Фараон покорился всемогуществу Иеговы, так потом Навуходоносор исповедал Его «Богом богов»... Яко вси боги язык бесове, – боги язычников все суть бесы, иначе – суть идолы, представляющие собою олицетворение лжи и, в этом смысле, суть, как бы образы самих бесов; Господь же небеса сотворил, – и, следовательно, все светила небесные, которые язычниками, особенно Египтянами и Халдеями, почитались за богов, суть создания Всемогущего Господа Иеговы и покорны Ему, как творения своему Творцу.
6. Исповедние и красота пред Ним: святыня и великолепие во святиле Его.
С мыслью о величии Божием псалмопевец обращает свой взор на храм Божий, вновь воздвигнутый из развалин и выражает свою восторженную радость. – Исповедание и красота пред Ним, – здесь, во храме Иеговы, исповедание – прославление Его всем народом, и красота – торжественное богослужение пред Господом, особенно в праздники (ср.Пс.28,41,62,65,83). – Святыня и великолепие во святиле Его, – священные жертвы, составлявшие главную святыню, освящавшую верующих, и великолепие – богатое убранство во святиле – в самом святилище, вот то, что особенно вызывает радость и располагает к молитве – торжественному прославлению имени Божия
7–9. Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени Ело: возмите жертвы и входите во дворы Его. Поклонитеся Господеви во дворе святем Его: да подвижится от лица Его вся земля.
Чтобы достойно благодарить Господа, избавившего народ свой из плена Вавилонского и давшего возможность строить Ему новый храм, должно и служение Ему в этом храме совершать с тою же готовностью, любовью, строгою законностью, как и в прежнем дивном храме Соломона, и – не оскорблять, а прославлять Его со всем великолепном. К сему и призывает псалмопевец. – Принесите Господеви, отечествия язык, – племена народов, точнее – все семейства всех колен Еврейского народа, обитавшие каждое в пределах своего отечества или родовой, наследственной земли (Лк.2:4), – все должны приходить в сей новый храм, и приносить жертвы, положенные по закону, – так, как то было при Давиде и Соломоне. – Принесите Господеви славу и честь, – все и отовсюду должны приносить такие жертвы, которые составили бы славу и честь Ему, именно – показали бы, что народ верен своему Богу, ценит Его милости, иначе – не сравняли бы Его с другими богами, тем более не унизили бы Его пред ними, а напротив, несравненно возвысили бы Его пред ними всеми и посрамили бы их (ст.3–5; ср. Пс.96:6–9). – Принесите Господеви славу имени Его, – принося надлежащие жертвы в новый храм, тем самым, прославляйте имя Божие. т. е. выражайте чувства благоговения пред могуществом, благодарность благости, покорность власти Господа, как своего Спасителя (ср. ст. 2–5; ст. 10). – Возмите жертвы, – жертвы, для принесения их на жертвенник во дворе храма, пред святилищем. – И входите во двори Его, – сами должны являться во дворы храма с жертвами, дабы здесь же, при принесении своих жертв, молиться и изливать свои чувства пред Богом и тем искренно – истинно чтить и прославлять. Его. – Поклонитеся Господеви во дворе святом Его, – во дворе Его храма, пред святилищем Его, где приносятся Ему истинные жертвы от чистого сердца, а не где-либо в другом месте, не на «высотах» или не в капищах, и не в долине сынов Енномовых или даже на всяких других местах, как некогда, особенно пред пленом Вавилонским, народ и нечестивые цари приносили жертвы богам – идолам – бесам (ст. 5; ср.Пс.1:28–29; 2:8–9, 20; 65:11; Иер.2:23,20–29,31). – Да подвижится от лица Его вся земля, – объятая благоговением пред именем Божиим, да подвижется или пусть пребывает в трепет, пред Богом во святом дворе Его храма вся земля или все население земли Обетованной, когда оно собирается сюда на великие праздники и приносит многочисленные и дорогие жертвы свои. Именно – так, потому что «Велик Господь, и Достохвален, страшен Он паче всех богов» (ст. 4).
10. Рцыте во языцех, яко Господь, воцарися: ибо исправи вселенную, яже нe подвижется: судить людем правостью.
Почитая Бога и прославляя Его, [в] племена народа должны не только приносить Ему жертвы в Его храме, но – проповедывать о Нем между другими народами, как, например, [о] Великом, Достохвальном и Страшном. – Рцыте во языцех, взывает псалмопевец, яко Господь, воцарися, – проповедуйте другим народам, что Господь, как бы оставивший Свою землю и отринувший народ Свой во все время плена Вавилонского, теперь опять стал Царем Своего народа, и снова поставил Свой храм в земле Своей, для постоянного обитания в ней. Ибо исправи вселенную, яже не подвижится, – Господь царствует, и это – очевидно, ибо Опт, исправил вселенную, т. е. восстановил из развалин все города, для поселения в них своего народа; и земля, снова населенная, уже не подвижится – не поколеблется, т. е. ее города уже не обратятся опять в развалины. – Об этом должны знать народы, ибо Господь есть Царь и Судия всех народов. – Судит людем правостью, – как Царь, Господь не только могучий защитник своего народа, но и Судья других народов: Он будет судить народы по правде – по Закону, пред которым все должны быть или оправданы и награждены или осуждены и наказаны.
11–13. Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море, и исполнение его: возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людям истиною Своею.
При мысли о грядущем суде Божием над народами и о торжестве правды на семь суде псалмопевец приходит в чувство восторженной радости. Выражает это чувство с особенною силой – в обращении ко всей природе, которую призывает к радости. – Да возрадуются небеса, – пусть небеса выразят свое сочувствие радости народа, тем, разумеется, что будут благодетельны ему в его жизни и деятельности, – именно – изливают дождь на землю (ср. Пс.45:8). – И радуется земля, – орошенная обильным дождем, земля будет утешать взор земледельца плодородием (Пс.45:8). – Да подвижится море, – пусть взволнуется море благоприятными ветрами, на радость мореплавателей, и пусть придет в движение все, чем наполняется море – все рыбы и пресмыкающиеся в нем испытывают на себе благотворное действие ветров. – Возрадуются поля – да радуются поля, пусть они, обработанные руками народа, не пострадают от засухи, не покрываются печальным прахом, а радуют всех зеленеющим покровом растительности. – И вся яже на них, – да радуется вся разнообразная растительность на полях: пшеница, ячмень, прочие хлебные растения, овощи и плодоносные деревья, все это пусть не гибнет от засухи, а растет в изобилии и своевременно созревает. – Тогда возрадуются вся древа дубравная, – когда настанет время суда Божия и торжествующей правды, и совершится оправдание народа пред Богом, то пусть эта радость народа отразится даже и на деревах дубравных, кои растут в рощах и лесах; при дуновении влажного ветра, пусть и их сочные ветви шумят своей зеленокудрой листвой (Ис.55:12–13). – Пусть все это так будот от лица Божия или – пред Господом, ибо Он идет судить землю – народы, обитающие на земле. Пред Господом должна быть такая радость, ибо Он будет судить вселенную по правде и всех людей – по истине своей, следовательно, с беспристрастием и милосердием. И так совершит Господь спасение избранных своих (– ср. Пс.96:10–12; Ис.61:4,7–8 и сл.).