Источник

Псалом 94

Должно прославлять Бога, как Вседержителя, и повиноваться Ему, как Пастырю, дабы ни привлечь на себя Его праведный гнев.

Хвала песни Давиду, не надписан у Еврей.

Хвала песни или хвалебная песнь, имеющая предметом своим преимущественно прославление Бога, как Царя – Вседержителя и Пастыря – Спасителя.

Надписания этого нет в Еврейском тексте Псалтири, оно внесено в греческий перевод, и, на основании предания Иудейской Церкви, усвояется Давиду, вероятно, в том смысле, что псалом этот был в употреблении при богослужении «по уставу Давида» (1Езд.3:10–11).

1–2. Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.

Псалмопевец приглашает всех верующих торжественно прославлять Господа. – Приидите, как обыкновенно приходили – собирались все Израильтяне в скинию к богослужению, особенно во дни великих праздников. – Возрадуемся Господеви, – в хвалебной песни выразим все вместе торжественно общее и единодушное чувство живейшей освященной радости пред Господом. – Воскликнем Богу Спасителю нашему, – объятые чувством радости, в громких возгласах, соответствующих высот порывов самого чувства, выразим благодарность Богу, как Спасителю, за свое спасение. – Предварим лице Его, – станем пред лицем Его, поспешно пойдем к Нему, во исповедании – с тем, чтобы исповедовать, т. е. торжественно выражать свои чувства радости и благодарности и вместе прославлять Бога, как Спасителя. – И для сего в псалмах, именно хвалебных, громко будем восклицать – в чувстве своей радости, усиливая пение музыкой.

3–5. Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли, яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Яко Того есть море, и Той сотвори ѐ, и сушу руце Его создасте.

Призывая народ славословить Господа, псалмопевец далее говорит, почему должно славословить. Яко Бог Велий Господь, – великий Господь, ибо Он не только обладает всем, но и создал все, чем обладает. И Царь Велий по всей земли, – ибо Его власть простирается не над одним только народом Израильским, но и над всеми народами всей обитаемой земли. – Яко в руце Его вси концы земли, – все пределы, коими определяется пространство не только поверхности, но и глубоких недр земли. А потому все, что находится на земле, содержится в Его власти: и все мнимые боги суть творение Его рук и все цари суть рабы Его. – И высоты гор Того суть, – Его власть простирается и на высочайшие вершины гор, где высились крепости царей и капища богов-идолов. – Яко Того есть море, – и все, что обитает и море, ибо Той сотвори е море; следовательно, и в глубинах морских нет какого-либо особого бога-повелителя. – И сушу руце Его создаст, – Он образовал состав и вид и все украшение суши, со всевозможным разнообразием жизни на ней. – Посему Сам Господь и заповедал, народу своему чрез Моисея при Синае: «Я Господь Бог Твой, который вывел тебя из земли Египетской; да не будет у тебя других богов. Не делай себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не покланяйся им и не служи им, ибо Я Господь Бог твой (Исх.20:2–5).

6–7a. Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господом сотворшим нас: яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его и овцы руки Его.

В большом сознании величия силы и власти Царя – Господа псалмопевец с большею ревностью призывает верующих к благоговейному почитанию Его. – Приидите, говорит он верующим, разумеется, – в храм; поклонимся Богу, и припадем Ему или падем ниц, пред Ним; и восплачемся пред Ним, т. е. в одежде печали, – в раздранной одежде, с пеплом на главе, со слезами на глазах, с чувством глубокого coкрушения о грехах, и с молитвой о своем спасении, – пред Ним, ибо Господь есть Творец!, и Владыка жизни. По не одно чувство скорби должно вызывать слезы: сердце не должно быть чуждо и уверенности в помиловании, а потому оно не должно быть чуждо и радости. – И мы людие пажити Его, – живем и питаемся на Его земле, в Ханаане, как на Его тучной пажити. И овцы руки Его,– своей рукой, т. е. своей силой Он нас водит – питает, охраняет и защищает, и своей властью нами управляет, – как истинный и добрый наш Пастырь; а следовательно, мы должны любить Его, покоряться Ему и поклоняться пред Ним. –

Такие слезы скорби и вместе радости проливали некогда Евреи, возвратившиеся из Вавилонского плена, при основании второго храма. «Когда строители положи и основание храму Господню, тогда поставили священников, в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь «хвалите» и «славьте Господа», «ибо благ, ибо во век милость Его к Израилю». И весь народ восклицал громогласно, слава Господа за то что положено основание дома Господни. Впрочем, многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко, но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ распознать восклицании радости от воплей плача народного, потому что народ восклицал громко, и голос слышать был далеко». 1Езд.3:10–12.

7–9. Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни: в оньже искусиша мя отцы ваши, искусиша мя, и видеша дела моя.

Слово Божие, это – закон, данный Богом чрез Моисея, и глас Господа, это – откровение чрез Пророков, объясняющее закон и восполняющее его. А потому, когда говорит святой Пророк, то народ должен его слушать, со смирением и покорностью – как бы самого Бога. А так как вера в Бога, исповедание Его имени требуют верного и постоянно – неизменного служения Ему, то псалмопевец и убеждает: днесь, – когда Господь являет Себя именно добрым Пастырем своего народа, – не ожесточайте сердец своих, – как это было некогда, в пустыне, когда народ возроптал на Моисея и на Бога; – во прогневании или в том месте, где народ прогневал Бога, – по дни искушения в пустине, или – по подобию того дня, когда в том месте народ искушал Бога, т. е. требовал от Него чуда, что было именно в пустыне Аравийской. Не ожесточите сердец ваших, а наоборот – слушайте глас Божий и следуйте ему с любовью и кротостью, как кроткие и послушные овцы, слыша глас своего пастыря, идут за ним на пастбище, без сопротивления и промедления. А не так – как поступили праотцы, веденные Богом чрез пустынно Аравийскую в землю Обетованную, – в тот день – вонь же искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя, именно – одно дело милости Божией – чудо изведения воды из скалы, другое дело – определение наказания по праведному суду Божию за, такое искушение – за ропот на Моисея и на Бога (ср. ст. 10–11).

Обстоятельство, о котором здесь воспоминает псалмопевец, произошло вскоре по выходе Евреев из Египта и по вступлении в пустыню Аравийскую. – «И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме; и не было воды пить народу. И укорил народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас, из Египта, уморить жаждою нас, и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями. И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде ( – при переходе чрез Красное море), возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израилевых. И нарек месту тому имя: Масса и Мерива» (т. е. искушение и укорение), по причине укорения сынов Израилевых и потому что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет? – Исх.17:1–7.

10–11. Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий Моих, яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой.

Народ, искушавший Господа, не служивший Ему с сыновнею преданностью, неблагодарный Ему за Его чудодейственные милости, подвергся строгому, но и справедливому наказанию. – Четыредесять лет негодовах рода того, говорит Господь, или – сорок лет негодовал или раздражался Я на тот род – на то поколение, в котором обнаружились непокорность и неблагодарность. – И рех: присно заблуждают сердцем, – они всегда заблуждают сердцем: тии же не познаша путей Моих, – они не знают и Моих заповедей, определяющих пути жизни или направляющих ее к истинной ее цели. И вот, за то, что сии блуждали сердцем, Господь определил им блуждать сорок лет по пустыне Аравийской; за то, что они не знали Его, путей – заповедей, Господь не привел их по прямым дорогам в землю, обетованную их благословенным!, праотцам – Аврааму, Исааку и Иакову. – Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой, или Я негодовал так, что поклялся в гневе своем, говорит Господь, что они, эти непокорные праотцы, не войдут в покой Мой, т. е. в Обетованную землю, где должны были бы успокоиться от своего тяжелого Египетского рабства и от своего продолжительного и трудного путешествия.

Такой суд Божий совершился над народом Израильским за явное противление и даже возмущение его против Моисея и против Бога в пустыне Аравийской. – Подойдя уже к пределам Обетованной земли, Моисей послал соглядатаев, осмотреть эту землю. По возвращении – спустя сорок дней, – соглядатаи смутили народ своими рассказами о земле, которою они осматривали, и ее обитателях. Народ, опасаясь идти в Обетованную землю, решительно отказался следовать туда за Моисеем. «И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет». – За сие возмущение Господь решил было истребить весь народ, но, вследствие пламенной молитвы Моисея, ради славы своего имени, пощадил – умерил свой гнев. «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря; доколе злому обществу сему роптать на Меня?.. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдет в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас... Ваши трупы падут в пустыне сей, а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет и будут нести наказание... По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день… Я, Господь, говорю и так и сделаю со всем сим злым обществом!., восставшим против Меня; в пустыне ceй все они погибнут и перемрут» Чис.14:1–4,11–12, 20,26–35.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle