Источник

Псалом 63

В молитве к Богу об избавлении от тайного заговора врагов Давид исповедует свою уверенность, что Господь обнаружит их ничтожество, – к благоговейному изумлению всех и на радость праведных.

1. В конец, псалом Давиду.

2–5. Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе, от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду, иже изостриша яко мечь языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку, состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют его и не убоятся.

В виду тайного заговора целого сонма врагов Давида и твердого решения их погубить его, Давид молит Господа о спасении. – Услышь, Боже, глас мой, когда я молюсь Тебе, и, когда услышишь этот молитвенный глас, то избавь мою душу от страха врагов, – от смертельной опасности, какою они мне угрожают. Укрой меня от целого сонма лукавнующих – коварных, – от множества делающих неправду, т. е. злодеев – мятежников. Они изострили язык свой, как мечь; напрягли свой лук, вещь горку, точнее – «дело горькое», т. е. коварные враги напрягают свой язык как бы лук, и, выкрикивая свои злые слова против Давида, как бы пускают в него язвительные стрелы, что и составляет их горькое дело – глубоко огорчающее Давида, и теме более горькое, что они непреклонно решили в тайне стрелять в него, непорочного. Они внезапно стреляют в него, и не боятся, – их не смущает мысль, что за непорочного отмщает Господь также своими стрелами и также внезапно (ст. 8 и 11).

Такими именно коварными врагами Давида были Саул, который неожиданно бросал в него копье, и Авессалом, который с заговорщиками, своими соучастниками, преследовал Давида клеветой (2Цар.15:2–6); но тому и другому врагу отмстил Господь – Саулу мечем, Авессалому стрелой (1Цар.31:4;2Цар.18:14–15).

6–7. Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие, изчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко.

Враги Давида утвердили себе слово лукавое, – точнее, решили твердо – непреклонно совершить свое лукавое дело. Поведаша скрыти сеть,– друг с другом совещались скрыть сеть, и, разумеется, тайно, чтобы внезапно уловить в нее Давида (ст. 5). Реша: кто узрит их? – Совещаясь, они думали, что их никто не увидит, никто не предупредить Давида о их замыслах, а потому он тем неизбежнее попадет в их сеть. Испыташа беззаконие, – изыскивали беззаконие, т. е. задумав погубление Давида, они пытались совершить его различными способами, – изыскивали, как средство для этого, неправду. Изчезоша испытающии испытание, – точнее, «скрывались ревностные исследователи», т. е. уходили в потаенные места и там обдумывали свои коварные замыслы. Приступит человек, и сердце глубоко, – подходит человек как будто в мирном настроении, а в глубине его сердца таится злоба – коварство, как змея в глубоком и мрачном ущелье, и внезапно уязвляет неповинного (ст. 5).

8–9. И вознесется Бог: стрелы младенец Быша язвы их, и изнемогоша на ня язы́цы их, смутишася ecu видящии их.

Как бы ни было глубоко сердце человека и как бы ни была затаена в нём злоба, но она не сокроется от Бога (ст. 6–7). И вознесется Бог, – открыв злобу, Он победит злодеев и вознесется над ними, за что и прославят Его, как прославляют – превозносят победителей (ст. 11). Стрелы младенец Быша язвы их, – и язвы, наносимые стрелами врагов, при всей их злости, будут так не опасны, при помощи Божией, как не опасны язвы, наносимые стрелами, какие бросают дети – младенцы, которыми они если и поражают, то не пронзают. И изнемогоша на ня язы́цы их, – так изнемогают у них и языки их, т. е. как неопасны стрелы младенцев, по бессилию их, так не опасны и слова коварных злодеев, брошенные с их языка, и также – по бессилию их; ибо Господь открывает тайные замыслы коварных людей и карает их. – Смутишася вси видящии их, – кто увидит бессилие этих злодеев, какое покажет Господь судом своим над ними, все смутятся – придут в страх, в виду явной и грозной кары Божией над тайным злодейством (ст. 10).

10–11. И убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша. Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вcu правии сердцем.

Видя, как обнаруживает тайное злодейство и как самих злодеев карает Господь, убоится всякий человек или убоятся все люди нелицеприятного суда Божия. – И возвестят дела Божии, именно – суд над злодеями и промышление о праведных, – уразумеют, что это есть дело Божие, что только Бог так знает глубоко сокровенное зло в сердце человека и так явно судит его. – А праведник возвеселится о Господе, – потому что Господь оправдывает праведных; и будет уповать на Него, когда подвергнется такой же злобе и таких же коварных врагов. – И похвалятся все правые сердцем, – похвалятся тем, что надежда их на Бога в столь трудных обстоятельствах не посрамила их, ибо враги их, по милости Божией, оказываются бессильны, как младенцы, и стрелы их гибельны для них же самих (ст. 8–9).

Невинный изгнанник Давид, подвергавшийся смертельной опасности по тайному заговору врагов, был прообразом истинно непорочного Христа Спасителя, гонимого, мучимого и действительно умерщвленного по приговору тайного совета Его злейших врагов, которые изыскивали всякую неправду, чтобы постановить над Ним смертный приговор. Но Господь открыл злобу злодеев; воскресил из мертвых Иисуса Христа Праведника, во всем Его величии. Знающие сей суд Божий все страшатся Его, а праведники все радуются Его воскресению.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle