Источник

Псалом 64

В молитве своей к Богу Давид исповедует Его как всемогущего и благого Промыслителя.

1. В конец, псалом, песнь Давиду, песне Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити.

Сей псалом, составленный Давидом, был назначен для пения в скинии при богослужении. Впоследствии он был в особенном употреблении у пророков Иеремии и Иезекииля, а также и у людей преселения – у всех Иудеев, переселенных в плен Вавилонский, – особенно, когда они искренно желали исходити – выходит из плена. Следовательно, псалом этот, под руководством великих пророков Иеремии и Иезекиля, был излюбленной молитвой пленников, как вполне выражавший их духовное настроение. И вот почему, когда Халдеи заставляли пленных Иудеев петь песни Сионские, то они отвечали: како воспоем песнь Господню на земли чуждей? (Пс.136:3–4); ибо памятовали, что песнь Господу подобает петь в Сионе (ст. 2).

2–3. Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалим. Услыши молитву мою, к Тебе всяка плоть приидет.

Обращаясь с молитвой к Иегове, как Богу единому истинному, Давид исповедует: Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, – здесь, на Сионе, как на святой горе, а не на каких либо иных горах и холмах, где поклонялись язычники своим мнимым богам, в их капищах, где иногда поклонялись им и израильтяне, увлекавшиеся идолопоклонством. На Сионе, во храме истинного Бога, должна возноситься радостная, хвалебная и громкая песнь Господу; здесь же, в Иерусалиме, должна воздаваться и молитва Ему. – В таком сознании и с чистой верой обращается сюда и сам Давид, в своей молитве: «услышь, Боже, молитву мою»! – Такая молитва полна отрадной уверенности, что сюда же, на Сионе, в последствии, приидет с молитвой и всякая плоть, – не израильтяне только, а и язычники разных стран, дотоле поклонявшиеся иным богам на иных местах, даже и обитатели отдаленных стран, Аравии, Ефиопии и других (Пс.71:9–11).

4. Словеса беззаконник премогоша нас, и нечестия наша ты очистиши.

Молитву свою Давид сопровождает признанием виновности своей и своего народа. – Слова беззаконников и, разумеется, соответственно им, беззаконные дела превозмогли нас, говорит Давид; иначе говоря, беззакония преобладают, в нашей мысли и жизни. Но Давид, при таком сознании, не теряет надежды на исправление порочной совести и жизни: «нечестия наши Ты, Господи, очистишь» – по молитве даря и народа во храме, на Сионе (ст. 2. 5).

5. Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. Исполнимся во благих дому Твоего, свят храм Твой.

В молитве к Богу, с надеждой на очищение своих беззаконий (ст. 3–4), Давид стремится к блаженству – в союзе с Богом. – «Блажен, говорит Давид, тот, кого Ты, Господи, избрал и принял». – Так некогда Господь избрал Авраама и принял его в завете с Собой; так потом избрал самого Давида, помазал его на царство, принял его, как верного «отрока своего», и сказал: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: на век утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой (Пс.88:4–5;21–30 и сл.). Такой избранник Божий блажен, ибо «он вселится во дворах Божиих», – как бы сын Божий, он будет обитать постоянно в дому Божием: разумеется, будет постоянно бывать здесь с молитвой и пользоваться всеми благами дома Божия. От лица таких избранников Божиих Давид и говорит: Исполнимся благ дома Твоего, – т. е. будем питаться от жертв, приносимых Богу, и как бы с трапезы Божией. А жертвы не только питают, но и освящают: ибо свят храм Твой, говорит Давид, – в нем святилище и святое святых со всеми средствами очищения беззаконий людских (ст. 4).

6. Дивен в правде, услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече.

Так как блажен тот, кого Господь избирает и принимает, а такой должен быть оправдан пред Ним и только такой может быть спасен, то Давид и молит Господа о спасении: услышь нас, Боже, дивный в правде, – оправдывающий нас дивными – неисповедимыми действиями своего Промысла; услышь нашу молитву, как Спаситель наш, как упование всех концов земли, т. е. всех обитателей на всех пределах земли, и – не только живущих на суше, но и сущих в мори далече – плавающих по морю в отдаленный страны. – Без сомнения, и в веке Давида, Евреи вели торговлю с Филистимлянами и Финимянами, а при их посредстве и с отдаленными странами – по берегам Средиземного моря (Ср.Пс.47:8).

7–9. Уготовляяй горы крепостью своею, препоясан силою, смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит? Смятутся язы́цы, и убоятся живущии в концах от знамений Твоих, исходы утра и вечера украсиши.

Обращаясь к Богу, как Спасителю, с молитвой и упованием (ст. 6), Давид исповедует Его всемогущество, которым Он может спасти всюду и всех, кого Ему угодно. – Ты, Господи, уготовляешь – созидаешь горы своим могуществом, говорит Давид; Ты препоясан силою – укреплен в своей деятельности и неослабно исполняет всякое дело свое, подобно тому, кто крепко подпоясанный, бодро и неустанно, а потому успешно работает; Ты смущаешь глубину морскую, или – силою ветра воздымаешь волны на глубине моря, так что против шума волн его – моря – никто не устоит, т. е. всяк со страхом отступает. Если таково Твое могущество на суше и на море, то тем более оно властвует над народами, населяющими сушу и плавающими по морю (ст. 6). – Смятутся язы́цы – приходят в смущение народы – от действа Твоего могущества на земле и на море; и убоятся живущии в концах – на крайних пределах суши и отдаленнейших берегах моря (ст. 6), – от знамений Твоих – от действий Твоего всемогущества, знаменующих Твой гнев и силу Твоей карающей воли, как-то: землетрясения, бури на море, наводнения, грозы, затмения и проч. – Исходы утра и вечера, т. е. зори, утреннюю и вечернюю – Ты украшаешь: тот или иной блеск света или цвет облаков утром и вечером также знаменует или предвещает погоду и непогоду в течении следующего дня (ст. 10 и след: ср. Мф.16:1–3).

10–11. Посетил еси землю, и упоил еси ю̀, умножил еси обогатити ю̀, река Божия наполнися вод, уготовал еси пищу им, яко тако есть уготование. Бразды ея упой, умножи жита ея, в каплях ея возвеселится возсияющи.

Господь, как Промыслитель и Спаситель, не только всемогущ, но и благ. Посему Давид и говорит: Ты, Господи, посещаешь землю и напояеш ее, – как бы утоляя ее жажду; умножил еси обогатити ю, – чрез обильное орошение обогощаешь землю урожаем хлеба и чрез то умножаешь и всякое другое богатство ее. Река Божия наполняется водами, – при обильных дождях и река Божия, дотоле пересыхающая, наполняется водой и представляет неоцененное благо для обитателей на ее берегах. (– Разумеется, вероятно, наибольшая река земли Божией Иордан с его притоками). – Так, орошая землю, наводняя реки, Ты уготовляешь пищу им – людям, живущим в пределах Твоей земли (ст. 6 и 9); яко тако есть уготование, – ибо так Ты устроил это приготовление средств питания человека: Ты наполешь борозды ея, где покоится семя сеятеля, а чрез то возращаешь и умножаешь жито – зерновой хлеб – на нивах ее, пшеницу ячмень и проч. В каплях ея возвеселится возсияющи, – земля, орошенная дождем или покрытая каплями росы, в коих ярко отражаются лучи солнца всеми переливами красок радуги, сияет и представляет веселую картину, как бы роскошное убранство, и тем более отрадное для взоров, что на этом тлеющем покрове почивает самая отрадная надежда земледельца на преизобильный урожай.

12–14. Благословиши венец лета благости Твоея, и поля Твоя исполнятся тука, разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся. Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу, воззовут, ибо воспоют.

Исповедуя и изображая благость Господа Промыслителя, Давид говорит: Ты, Господи, благословляешь венец лета благости Твоей, т. е. посылаешь обильную жатву, которая и составляет венец, которым увенчиваются все труды земледельца в течении лета, благословенного благостью Божией. – И поля Твои исполнятся тука, – нивы на полях Твоей земли покрываются сплошь обильной, тучной пшеницей и зернистым ячменем. – Разботеют красная пустыни, – многие места в пустыни, орошенные дождем, разботеют – порастут молодой, обильной, густой и сочной, даже цветоносной травой и представит собой прекрасные пастбища для скота. – И радостию холмы препояшутся, – на холмах порастут виноградники и, развиваясь по склонам холмов, как бы опояшут их, радуя взоры виноградарей прекрасным плодоношением. Одеяшася овни овчии, – питаясь на тучных пажитях, овны овчии – молодые ягнята – откормятся, оденутся густой и мягкой шерстью. И удолия умножать пшеницу, – долины в изобилии произрастут пшеницу, чем особенно славились долины Саронская, Иезреэльская, Эздрелонская и др. Воззовут, ибо воспоют, точнее – восклицают и поют, – разумеется, и будут петь в радости и довольстве люди на холмах, препоясанных виноградными лозами, и птицы в долинах, покрытых цветоносным покровом роскошной зелени.

Так благ Господь к тем, кого Он избрал, и вот почему подобает Ему песнь в Сионе и благодарная молитва в Иерусалиме (ст. 2–3. 5).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle