Источник

Псалом 20

Спасение, благословение и прославление Царя при победе над врагами и страшном истреблении их.

1. Псалом Давиду.

Псалом этот выражает не только восторг царя Давида и народа Израильского при славной победе их над своими врагами, но и пророчество о вечной славе Царя-Мессии и последней гибели врагов Церкви Божией.

2. Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело.

Царь – глава народа – прежде и более всех отвечает за благоденствие царства, а потому и более всех проникается чувством скорби в день печали (Пс.19:2), – при нападении на его страну сильных врагов: настолько же велика бывает и его радость, когда таких врагов он побеждает. Такова была радость именно царя Давида, потому что он при содействии силы Господней – лучшего, отборного Израильского войска – победил многих неприятелей; такая победа и соединенное с ней спасение радуют Давида; и эту радость он выражает в псалме, при торжественном, богослужении, при общем ликовании народа.

3–4. Желание сердца его дал ecu ему, и хотения устну его не́си лишил его. Яко предварил ecu его благословением благостынным, положил ecu на главе его венец от камене честна.

Господь возрадовал и возвеселил царя (ст. 1) тем, что желание сердца его дам ему или дал то, что желало его сердце и хотения устну его неси лишил его, или не лишил того хотения, какое он выражал своими устами, т. е. о чем он молился, именно – о победе над врагами и о спасении отечества (ст. 2). И Господь не только услышал молитву царя, но даже предварил его благословением благостынным – даровал ему благословение, выразившееся в великой благости, ибо не только отразил и истребил врагов, но и особенно прославил царя, возложил на главу его венец из золота, украшенный драгоценными камнями.

Так было во время войны с Аммонитянами. Давид, «собрав весь народ, подступил к Аммонитскому городу Равве, и воевал против нее, и взял ее. И взял Давид венец царя их с головы его, – а в нем было золота талант и драгоценный камень, и положил его Давид на свою голову»... (2Цар.12:29–30).

5–8. Живота просил есть у тебе, и дал еси ему долготу дний во век века. Велия слава его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него. Яко даси ему благословение во век века, возвеселиши его радостию с лицем Твоим. Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится.

Возвеселится царь, именно Давид, потому что Господь исполнил желание его сердца (ст. 1–2), ― не только сохранил ему жизнь и царское достоинство (ст. 4), но даровал ему и чрезвычайное долгоденствие долготу дней во век века. А такое спасение царя составляет велию славу его – оно очевидно доказывает, что этот царь избранник Божий, на нем почивают обетования, данные еще благочестивым патриархам – праотцем народа, – что его царству определено быть до крайних пределов времени. И, соответственно этой великой славе и достоинству царя, Господь облек его внешним убранством: славу и велелепие или честь и великолепие возложил на него, т.е. венец и златотканую одежду. – Так Господь возлагает на царя благословение на век; и, вместе с тем, так преисполняет его радостью с лицем своим – обращая на него свой милостивый взор. – Так как, при всех опасных обстоятельствах и страшных событиях, особенно во время войн и мятежей, царь уповает на Господа – на Его силу (ст. 1), то по милости Господа Вышнего, власти которого все подчинены (Пс.2:1–5,8–11), царь не подвижется – не поколеблется на своем престоле, не отступите назад при натиске сильных врагов (Пс.19:8–9).

Обетование Божие о вечном долгоденствии, очевидно, относится не к Давиду только, а и ко всему его роду, и в совершенной полноте относится к потомку Давида-Мессии: только Он «будет велик и наречется Сыном Вышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:32–33).

9–10. Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десинца Твоя да обрящет ненавидящые Тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, Господь гневом своим смятет я̀, и снесть их огнь.

Так как Господь даровал Давиду велию славу (ст. 4–6), то и он, ревнуя о славе Божией (ст. 14), желает не только наказания врагов народа Божия, по и страшного истребления их. Да обрящется рука Твоя, говорит царь, всем врагом Твоим, или – пусть они найдут Твою руку, или пусть Твоя рука найдет всех врагов Твоих – всех ненавидящих Тебя и вместе народ Твой, иначе говоря: порази врагов своих высокой, всемогущей силой своей. – Положиши их яко пещь огненную – положи их как дрова в печь, полную пламени, – во время лица Твоего – в то время, когда Ты обратишь на них гневное лице свое: Господь гневом своим смятет их – гнев Господа истребит их, как вихрь, вырывает с корнем деревья, ломает в щепки и разносить их; и снесть их огнь – окончательно истребит их огонь, как обыкновенно истреблялись огнем терновник и дикие травы на поле.

Столь грозный суд Божий над врагами Давида действительно совершился. Когда Давид, вместе с полководцем своим Иоавом вел войну с Аммонитянами и взял город Равву, то «народ, бывший в нем, он вывел, и положил их под пилы, под железный молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими» (2Цар.12:26,29,31).

11–13. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, их же не возмогут составити. Яко положиши я̀ хребет, во избытцех Твоих уготовиши лице их.

Так как от злых предков естественно происходят и потомки злые, то, Давид, желая истребления современных ему врагов, просит истребить их со всем их потомством – и плод, и семя, т. е. детей, внуков и правнуков и т. д. – Так должно поступить потому, именно, что это семя есть и будет только злым (ср.Пс.14:22): ибо эти люди уклониша – направили, предприняли – злое даже против самого Бога; как некогда, гордые, развращенные и ожесточенные «сыны человеческие», они замыслили советы или составили замыслы безумные, которых и не могли выполнить, разумеется – напасть на Изральский народ, истребить его, а вместе с тем – и Церковь Божию на земле. Они не возмогут этого сделать, потому что Ты, Господи, говорит Давид, положиши я хребет или положишь их на хребет, на спину – опрокинешь их, – во избытцех Твоих уготовиши лице их или – в чрезмерном гневе своем Ты обратишь лице свое на них и, разумеется, истребишь их, и – не только их, но и потомство их, – подобно тому, как некогда потоп истребил гордых и ожесточенных «сынов человеческих» и как огонь истребил развращенных жителей Содома и Гоморры.

14. Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

Царь-псалмопевец молит Господа, чтобы Он явил Себя победителем всех врагов, восставших против Него (ст. 12): тогда Он, как победитель, будет вознесен силою своею – прославлен своим войском – народом, подобно тому, как обыкновенно в древности прославляли царей – победителей, – воины брали их на руки или на копья и щиты и торжественно вносили в главные врата города. При этом войско – народ будет воспевать и петь, т. е. продолжительно прославлять в священных победных песнях силы Божии или могущество Господа, проявленное во многих чудесах при победе, как это было при Моисее, Иисусе Навине и пр.

Давид желал истребления врагов Святой земли и Церкви Божией, именно Аммонитян, однако сам же он, по кротости своей, оставил многих из них: но это желание Давида нашло себе полнейшее осуществление в суде Промысла Божия над Аммонитянами, – ко времени пришествия Христа Спасителя и основания Им Своей Церкви Аммонитяне исчезли с лица земли совершенно.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle