Источник

Псалом 19

В день скорби, в виду крайней опасности, Господь спасает царя – помазанника своего, подавая ему помощь от Сиона и с неба.

1. В конец, псалом Давиду.

Псалом представляет победную песнь царя и народа – в драматическом изложении оной.

2–3. Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя.

Так говорит народ о царе Давиде.

В день печали – во время войны с многочисленным и сильным неприятелем, когда предстоит явная опасность, угрожающая гибелью царю и отечеству, Господь слышит молитву не только царя, но и всякого его подданного; и – защищает всех их имя Бога Иаковля, т. е. при спасении этом открываются все свойства и совершенства Бога-Спасителя особенно Его всемогущество, правосудие, благость и верность обетованиям, кои даны праотцу народа – патриарху Иакову. И как царь посылает свою помощь, в виде войска, обыкновенно из своей столицы, так и Господь пошлет свою помощь от Сиона или из Иерусалима, где Он имеет видимое – постоянное местопребывание, именно во храме, куда обыкновенно и обращались за помощью царь и народ.

4–5. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит.

Чтобы Господь послал помощь свою от Сиона (ст. 3), для сего нужно не только обратиться к Нему с молитвой, но и с жертвой: и Господь, взирая на искреннее обращение к Нему, помянет – не оставит без внимания – всякую жертву такого молящегося, и великую и малую; и всесожжение его будет тучным, – принято будет Богом как тучное, т. е. лучшее. А если так будет принята молитва и жертва молящегося, то Господь даст ему по сердцу его – то, чего желает его молящееся сердце, и весь совет его исполнит – поможет привести в исполнение на деле все преднамерения или предприятия его (ст. 6; Пс.20:3).

6. Возрадуемся о спасении Твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся: исполнит Господь вся прошения твоя.

Так как Господь примет молитву и жертву царя, то и спасет его; а народ возрадуется о спасении своего царя; и, восстав вместе с царем против врагов во имя Божие, как бы подняв одно знамя веры и верности Богу (ст. 8), народ возвеличится еще более – приобретет новую победу, захватит большую добычу, распространит пределы владений и получить новую славу. И вполне уверенный в этом, народ выражает эту уверенность пред царем: «исполнит Господь все прошения твои»!

7. Ныне познах, яко спасе Господь Христа своего, услышит Его с небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его.

Это говорит Царь – псалмопевец.

В виду того, что, по молитве царя и народа, Господь даровал победу над врагами (ст. 9), Давид восклицает торжественно: «ныне познал я, что Господь спасает Христа«, т. е. помазанника своего, именно – его, царя Давида; и – еще: »слышит его молитву с высоты своего святого неба», – где вечный престол Его, куда и обращался Давид с молитвой, вероятно, находясь вне Иерусалима; и – наконец: в силах спасение Его, или – «спасение в силах Его десницы», т. е. Господь спас Давида могуществом своей десницы.

8–9. Сии на колесницах, и cии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Tиu спяти Быша и падоша, мы же востахом и исправихомся.

Это говорит народ.

Помощь всесильной десницы Господа (ст. 7) была очевидна для Давида, ибо враги его были несравненно сильнее его: – неприятели – на колесницах и на конех, т. е. составляют конницу, быстро и твердо наступающую, а если нужно, то и успешно удаляющуюся, посему имеющую решительное преимущество над пешим войском. За то мы, говорит народ, во имя Господа Бога нашего призовем – соберем войско и пойдем в наступление, победим и прославимся. И действительно, тии спята Быша – были попячены, оттеснены назад – и падоша – преследуемые и поражаемые победителями, пали мертвыми: мы же востахом – быв смяты первым натиском неприятельской конницы, однако, восстали и исправихомся – стоим прямо и, разумеется, сомкнув ряды, выставив вперед щиты и копья, представляем необоримую стену-твердыню даже и для конницы.

10. Господи, спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя.

Восторженный блестящею победой царя Давида над сильнейшим войском врагов и видя в этом явную милость Господа, народ молит Его, чтобы Он спасал царя и слышал молитву за него народа и во всякий оный день, т.е. день печали (ст. 2), когда народ будет призывать Его на помощь, обращаясь молитвенно мыслью к Сиону или к небу (ст. 3 и 7).

Такая славная победа, о которой говорит Псалмопевец, действительно была одержана над Аммонитянами – при Давиде. Когда Аммонитяне, наняв Сирийцев, свыше тридцати тысяч человек, угрожали Давиду нападением, то он «послал против них своего полководца Иоава со всем войском храбрых». И когда увидел Иоав, что неприятельское войско было поставлено против него и спереди и сзади, то избрал отборных воинов в Израиль, и выстроил их против Сирийцев. Остальную же часть людей поручил Авессе, брату своему, чтоб он выстроил их против Сирийцев. И сказал Иоав: «будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно». И выступил Иоав и народ, который был у него, в сражение с Сирийцами, и они побежали от него. Аммонитяне же, увидев, что Сирийцы бегут, побежали от Авессы, и ушли в город. И возвратился Иоав от Аммонитян и пришел в Иерусалим. Сирийцы, видя, что они поражены Израильтянами, собрались снова, под предводительством военачальника Совака. Когда донесли об этом Давиду, то он собрал всех Израильтян, и перешел Иордан, и пришел к Эламу. Сирийцы выстроились против Давида, и сразились с ним. И побежали Сирийцы от Израильтян Давид истребил у Сирийцев семьсот колесниц и сорок тысяч всадников; поразил и военачальника Совака, который там и умер (2Цар.10:6–19).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle