Источник

Псалом 18

Слава Божия открывается в небесных светилах и в законе Божием для истинного раба Божия.

В конец, псалом Давиду.

1. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

Небеса – все горния пространства над землей, наполненные светилами – поведают славу Божию – открывают творческое величие и могущество и царственную власть Бога; а твердь – видимый свод небесный – возвещает о делах Божиих. С тверди небесной Господь являет благость и правосудие; делами промысла своего Он всем народам возвещает свою правду и внушает благоговение к Себе. С одной стороны, Бог никогда «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца людей» (Деян.14:17); с другой стороны, «открывался и гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им: ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы»... (Рим.1:18–20).

3–5а. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Не суть речи, ниже словеса, их же не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

День дни передает слово или изо дня в день как-бы передается слово небес и ночь ночи или каждая ночь как бы передает в слове учение тверди небесной о славе Божией и о делах Господних в мироздании и промышлении о нем. – Не суть речи, ниже словеса или нет языков и нет наречий, на которых бы не слышался голос небес: нет, их вещание проходит по всей земле и слово их – до крайних пределов вселенной – обитаемой поверхности земной. – Так, по представлению Псалмопевца, небо, как бы один величественный свиток слова Божия о славе Божией, развертывается над всей поднебесной и читается всеми, – писанный на одном языке, для всех одинаково доступном и понятном.

5б.–7. В солнце положи селение Свое: и Той яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется яко исполин тещи путь. От края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе: и несть, иже укрыется теплоты Его.

Слава Божия открывается во всем небе, но особенно сосредоточивается в солнце: здесь она как бы полагает селение свое или постоянное место пребывание. Солнце является как бы престолом Божиим, откуда дается свет и теплота – источник жизни всем тварям. – Являя всем славу Божию, солнце восходит из-за гор, как бы жених из своего чертога. По обычаю древности, жених в день брака шел к невесте вечером с друзьями, кои сопровождали его с факелами; лицо жениха, освещенное этими факелами, казалось восходящим солнцем. Торжественно и радостно шествует солнце по тверди небесной, как будто исполин на ристалище, чувствуя в себе достаточно сил, с радостью пробегает назначенное ему пространство – в ожидании положенной награды. Солнце выходит из-за одного видимого края или предала неба, а на другом, противоположном крае его встречают, – подобно жениху, который выходит из своего дома на одном конце улицы, а встречают его в доме невесты на другом. Так, проходя всю вселенную, солнце освещает ее и согревает все, что на ней, и ничто не укроется от его теплоты – ни человек, ни зверь, ни птица, ни рыба, ни растет, – ничто и жить не может без него. Столь великая и благодетельная сила сосредоточена и как бы обитает в солнце и столь понятно и осязательно оно открывает всем тварям величие миродержавной славы Господа, создавшего солнце.

8–9. Закон Господень непорочен, обращаяй души, свидетельство Господне верно, умудряющее младениы. Оправдания Господня права, веселящая сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи.

Что солнце для земли, то закон Божий для народа. – Закон, данный Богом чрез Моисея, непорочен или совершен, – не имеет недостатков, не вводит в заблуждение, приносит всем благо жизни и, чрез все это, обращает души – как пища для тела, спасает от смерти душу. Свидетельство Господне верно, – откровение Господне, свидетельствующее о судьбах в жизни отдельного человека и целого народа, верно, ибо точно сбывается в определенное время. Такое свидетельство умудряешь младенцев – простых людей, кои с чистотой сердца и с полным доверием, как младенцы, принимают оное, потому что оно, как откровение воли Божией, содержит недоведомые истины ума Божия и законы воли Господней: вразумляя этим откровением своей правды и милости всех людей, Господь совершает Себе хвалу в устах младенцев и грудных детей (Пс.8:3). Оправдания Господня или законы об оправдании, т. е. постановления закона обрядовые – о жертвах, постах, очищениях и другие – правы, т. е. действительно делают человека праведным пред Богом и чрез то веселять его сердце, ибо мысль об оправдании соединяется с надеждой на полное благополучие в жизни (ст. 12. Пс.1:1–3). Заповедь Господня светла – отдельное повеление закона Божия действует как луч солнца: как луч просвещает очи, так заповедь просвещает ум, ибо содержит всецело истинную мысль непорочного закона Божия (ст. 8).

10–12. Страх Господень чист, пребывали в веке века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждшя паче меда и coma. Ибо раб Твой хранит я̀, внегда сохранити я̀, воздаяние много.

Страх Господень – чувство благоговения пред Богом, как законодателем; это чувство, лежащее в основе всецелого подчинения закону Божию, чисто – чуждо всякой примеси каких бы то ни было страстных чувств – гнева, зависти, лести, корысти, самолюбия и других. Такое чувство страха пред Богом пребывает во век века, – потому что и закон Божий, как определение воли Божией, вечен, всецело непорочен и спасителен (ст. 8). Судьбы Господни – определения суда по всецело непорочному закону Божию – истинны: эта истинность судеб Господних непререкаемо свидетельствуется тем, что они оправдываются в жизни каждого человека и в истории всего народа, и не по отдельности, а все совокупно. «Ибо – доколе не прейдет небо и земля, ни одна иoтa или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:18). – Судьбы закона Господня вожделенны более, нежели золото и драгоценные камни, слаще меда, текущего из coma – самого сладкого – потому что все драгоценные сокровища и всякие удовольствия, хотя с трудом, а иногда и с большою опасностью для жизни, добываются человеком или в глубоких подземельях, или в недрах скал или на дне рек и морей; а закон Божий, как откровение вечной премудрости Творца, служащий единственным источником вечно-блаженной жизни, никак не может быть обретен человеком, – он есть сверхъестественный дар Господа Спасителя. Ибо раб Твой – человек, проникнутый чувством истинного страха пред Богом, хранить я – эти определения судов Божиих как в памяти, так и в жизни: потому что за сохранение их воздаяние много, – не только временное благополучие, но и вечное блаженство. Таким неизменным хранителем повелений закона Божия старался быть именно сам псалмопевец – Давид.

13–15. Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего, аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика. И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой.

Зная, как совершенны, вожделенны, драгоценны и отрадны для души повеления закона Божия, Давид всеми силами души стремится хранит их (ст. 8–12), но он знает и сильную склонность природы человеческой ко греху, – что человек согрешает ведомо и не ведомо, вольно и невольно, – так что ни один человек грехопадений не разумеет – не знает всех или во всех случаях. А потому Давид, желая быть совершенным праведником по закону пред Богом, просить, чтобы Господь очистил его от тайных или неумышленных и неведомых грехов, – и от чуждих пощадил или не наказывал за грехи других, коих он соблазнил своим делом или словом. Давид знает силу греха и уверен, что если эти грехи, по-видимому, неважные, не возобладают над ним, то, по милости Божией, он несомненно будет непорочен вполне и чист от греха велика – сильная, проявляющаяся во многих пороках и совершенно порабощающая волю человека. А если человек действительно будет столь чистым пред Богом, то словеса уст и поучение или помышление сердца его, т. е. молитвы его будут во благоволение пред Господом – приняты будут Господом со благоволением, и это будет выну всегда; а потому и будет Господь всегда помощником и избавителем своего праведная раба (ст. 12).

По учению Давида, закон Божий непорочен и просвещает народ, как солнце освещает землю от края до края – под всем небом (ст. 5. 7–8). Но какой собственно это закон? – Таким не был и не мог быть закон, данный Богом чрез Моисея: хотя и он был непорочен, однако, не был вполне совершенным и освещал только народ Еврейский, а не все народы на всей земле, до крайних пределов ее. Нет, только Евангельский всесовершенный закон, восполнив законодательство Моисея (Мф.5:17), воссиял от Сиона (Пс.2:2–4) и только он озаряет своим светом и оживотворяет своей теплотой весь мир, как солнце. И только об Апостолах Христовых должно сказать: «по всей земле прошло благовестие их и до пределов вселенной глаголы их» (Рим.10:18).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle