Источник

Псалом 17

В течение долгого времени, при непрестанных и бесчисленных бедствиях со стороны врагов, как бы при наводнении, землетрясении в грозовой буре, Господь не только спасал Давида, за его правду и преданность Ему, но и покорял ему врагов его, как соплеменных, так даже и разноплеменных.

1. В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день, в оньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули: и рече:

Давид называется отроком не но возрасту, а по своему служению, ибо он был слугою Бога, как Царя. При этом у Давида было много завистников, ибо он восшел до своего положения при дворе Саула от пастушеского посоха и в народе прославился так, что ему стал завидовать сам царь Саул. Но так как Давид был не только «отроком» Саула, но и Самого Бога, то Господь и избавил его от всех врагов и бедствий. Великое и глубокое свое чувство благодарности, при сознании столь великой милости Божией в спасении от стольких и таких врагов, Давид и выразил в этом пространном псалме.

2–3. Возлюблю Тя Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой.

«Бог – мой постоянный хранитель». Эту мысль Давид выражает так настоятельно и многообразно – в чувстве величайшей радости. Он называет, Бога крепостью, потому что Господь спасал его от всякого вооруженного неприятеля; называет утверждением, ибо Господь был для Давида тем же, чем служит скала для лани, преследуемой охотником: на скале она уже не доступна для врага, не уязвима для его стрел; называет прибежищем, ибо Давид находил убежище у Бога, как невинный находил приют и безопасность в «городе убежища», иначе – скрывался благовременно в таком месте, которое было известно только одному Богу. Господь был избавителем Давида при самом нападении на него врагов, – помощником, когда он находился в крайней нужде; – Господь подавал ему пищу во время голода (Пс.3:8–9;4:7–8). Господь рог спасения моего, говорит Давид: т. е. Господь защищал Давида, как царь – своим оружием, как бы копьем, подобно тому, как рог служит орудием защиты для кротких животных, при борьбе их с хищными зверями. Господь был заступником Давида, ибо он сам, по своей кротости, никому не решался мстить.

4. Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся.

Восхваляя любовь Бога к себе в своей молитве, Давид вместе выражает и надежду на Него, – что Он, как прежде, так и теперь, подаст ему помощь.

5–6. Одержаша мя болезни смертныя, и потопы беззакония смятоша мя, болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя.

Болезни смертныя – те, что ведут к смерти; потоцы беззакония – бедствия, причиняемые беззаконными людьми, многократные, непрестанные, разрушительные, губительные, как бурные неожиданные потоки, которые не редко являются в Палестине, по причине ее гористой поверхности; болезни адовы – те, при которых Давид находился в крайних страданиях. как бы во аде; сети смертныя – многоразличные хитрые способы, тайно употребляемые врагами, чтобы схватить Давида, как льва, и погубить не силой, а обманом. Очевидно, образ речи взят из быта охотников, кои расстилают сети для зверей и птиц.

7. Я внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах, услыша от храма святого своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его.

Как пастырь стада, иногда из своей палатки слыша мучительное блеяние своей овцы где-то в окрестности, спешить к ней; так и Господь слышал молитву Давида, проникнутую грустью, из скинии своей и подал ему скорую помощь.

8–9. И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него.

Шествие Господа – Заступника сопровождается сильным землетрясением: в этом обнаруживается Его гнев, в котором Он стремится наказать грешных. Шествие прогневанного Господа сопровождается также вулканическим извержением и страшной грозой: всходят черные густые облака дыма из недр земли... огнь молний разрушает скалы... раскаленные камни, как угли, с страшною силою извергаются из расселин треснувшей земли... Так открывается гнев Божий в действиях стихий земли и неба.

10–11. И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню.

Верхние облака Господь обращает в тучу, наклоняет ее к земле, производит мрак и во мраке обнаруживает свое присутствие грозным действием стихий. И такое грозовое облако служит как бы колесницей Господа, на которой Он шествует над землей (ср.Ис.19:1). Херувимы – предстоятели престола славы Божией; они олицетворяются Давидом в виде ветров и, по его представлению, служат как бы конями для всадника – Господа, как Царя славы.

12–13. И положи тму закров Свой: окрест Его селение Его, темна вода в облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное.

Воду тучевых облаков, обыкновенно, темную, Господь соделал как бы закровом или покровом своей небесной палатки, так что из-за ней не видно лица Божия. Те же темные тучевые облака Господь разделяет светом молний, и в тоже время из недр огнедышащих гор сыплет огненный каменный град.

14–15. И возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы и разгна я̀, и молнии умножи, и смяте я̀.

Гром – глас прогневанного Господа, всеми слышимый, для всех страшный. Стрелы Господа, это – огненные молнии, которые Он ниспосылает с высоты неба на землю, ниспущает их во множестве и этим множеством и вержением их с высоты Он рассевает врагов, которые приходят в смятение, ибо не могут укрыться от них, как укрываются от обыкновенных стрел за стенами города или дома.

16. И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего.

Когда вода из туч обильно проливается на холмистую поверхность земли, именно Палестины, то быстро являются сильные потоки, которые размывают основания холмов населенных местностей: разрушают дома, опустошают поля, сады и виноградники. И это – действие гнева Всевышнего.

17. Низпосла с высоты, и прият мя, восприят мя от вод многих.

В то время как всё на земле погибает от яростных вод (ст. 16), Давиду Господь подает руку помощи и так спасает его, как пастырь агнца из воли великого наводнения. Это – образ многочисленных бедствий, стремительно обрушившихся на Давида, из которых, однако, Господь спас его с отеческим попечением.

18. Избавит мя от врагов моих сильных и от ненавидящих мя, яко утвердишася паче мене.

Среди бурных и бедственных обстоятельств жизни Давида его спасает Сам Господь, потому что у Давида уже не достает своих сил, так как у него очень много врагов, которые притом укрепились над ним, – взяли перевес своей силой (ср. ст. 4, 38–41, 49).

19. Предвариша мя в день озлобления моего, и бысть Господь утверждение мое.

День озлобления, это – время крайней скорби, когда Давид испытывал всякое зло, причиняемое ему врагами его (ст. 5–6): именно в это время враги предварили Давида – явились ему навстречу, в сознании превосходства своих сил, в гордой надежде на верный успех своего злодейства. Но Господь был утверждением для Давида, как бы твердой скалой среди великого бурного наводнения (ст. 17).

20. И изведе мя на широту, избавит мя, яко восхоте мя.

Широта – образ благополучия: можно стоять твердо и идти поспешно только по ровному и широкому месту; и вот, Господь дал возможность Давиду быть так безопасным, вывел его из вод многих и поставил на широту (ст. 17), потому что он приятен Богу, как «отрок» Его (ст. 1 ср. Пс.88:4–5,20–27).

21–23. И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни, и не нечествовах от Бога моего. Яко вси судбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от Мене.

Кто прав пред Богом, чьи руки не обагрены кровию и не принимали даров, тот не погибнет, напротив, водворится на Сионе, с Богом (ср. Пс.14-й). А Давид был именно таков. Пути жизни, определенные заповедями закона Господня, Давид сохранял неуклонно, потому что в душе хранил страх пред Ним. Судьбы – определения суда по закону и оправданья – средства к достижению праведности (омовения, очищения, жертвы и т. п.), указанные в законе, Давид постоянно, твердо и ясно помнил, как бы имел их пред своими глазами.

24–25. И буду непорочен с Ним, и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его.

С Богом и Его законом Давид надеется быть непорочным, строго законным, а потому и – благополучным (ст. 25). Так как праведность Давида полная, совершенная, постоянная и очевидная для Самого Бога; то Господь и вознаградить его, а врагам его отмстить за него (ст. 21–22).

26–27. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися.

Ты Господи, говорит Давид, с преподобным, т. е. богобоязненным человеком, остаешься преподобным, т. е. нерушимо-свято хранит союз: и с человеком, который пред Тобой неповинен, Ты будешь неповинен, т. е. поступишь верно (ст. 17–18, 24–25). Со избранным – кто своей правдой отличается или выделяется из неправых, Ты будешь избран, т. е. покажешь свое особое благоволение к нему; и со строптивым, – кто уклоняется с тропы – дороги, указанной Богом (22 ст.), заблуждается, Ты развратишися или отвратишься от него, и он погибнет. Таким Господь и был именно с Давидом и его врагами (ст. 18 и сл.).

28–30. Яко Ты люди смиренныя спасеши, и очи гордых смириши. Яко Ты просветиши светильник мой Господи, Боже мой, просветиши тму мою. Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену.

Уклоняющиеся от пути Господа уклоняются по гордости, по желанию быть независимыми от закона Божия; таких Господь смиряет: и глаза, смотрящие гордо, наконец проливают слезы покаяния. Тогда как очи гордых проливают слезы скорби, очи Давида видят свет – счастье; таково собственно счастье смиренного. Тьма, это – время бедствий, искушений; светильник, это – ум: при трудных обстоятельствах нужен ум светлый; и вот, Господь просвещает ум Давида откровением своего закона, и он избавляется от бедствий. Так как Давид надеялся быть непорочным (ст. 24) и непоколебимым (ст. 19) при помощи Божией, то и в искушении – при всякой опасности, он будет избавлен от нее. Так, когда нападут враги, то Давид, с помощью Божией, мужественно взойдет на стену города, отразить их и сойдет победителем.

31–32. Бог мой, непорочен путь Его, словеса Господня разжжена. Защититель есть всех уповающих на Него. Яко кто Бог, разве Господа? или кто Бог, разве Бога нашего?

Иегова есть Бог, в которого одного только верует Давид и признает слова Его закона чистыми, как расплавленное серебро (Пс.11:7), а потому и путь Давида, определенный ему словами Господа – законом, также непорочен (ст. 22. 24); а потому и Бог защитить его (ст. 21–25). И Давид исповедует, что Бог есть защититель всех, уповающих на Него, и каратель всех гордых (ст. 4, 8–15, 28). Иегова есть единый Бог, и никто из богов не являлся в таком величии, как Иегова (ст. 8–14). Поэтому, только Он может защитить уповающих на Него (ст. 31).

33. Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой.

Бог укрепляет силы Давида, в борьбе его со врагами, как бы Сам пояшет меч на бедре его (ст. 40), и, при Его помощи, Давид мужественно восходить на стену (ст. 30); но Давид не злоупотребляет этой силой, не производит насилия или оскорбления другим; напротив, он, терпя страшные бедствия и лютые скорби, сохраняет непорочный путь, указанный ему Господом (ст. 5–7, 22–24 и 30).

34. Совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя.

Ноги елени или лани тонкие, но твердые и легкие; преследуемая охотником, она быстро перескакивает по скалистым уступам и способна неустрашимо держаться на самых страшных стремнинах. Подобно тому, и Давид, при самых опасных обстоятельствах, твердо держался пути, указанного ему Богом и стоял на высоте праведности, непоколебимый искушениями, как бы на скале, недоступной никакому наводнению (ст. 33, 30, 24, 22, 19, 36; ср. Пс.35:6–7).

35. Научаяй руце мои на брань, и положил ecu лук медян мышца моя.

Сам Господь делает преимущественно способными руки Давида к единоборству, к метанию стрел с лука и камней из пращи; его мышцы – мускулы рук – делались так крепки и упруги, как медный, особенно упругий, лук, с которого стрела пролетает самое большое пространство и поражаемого врага пронзает насквозь. Такое искусство владеть оружием особенно обнаружилось в единоборстве Давида с Голиафом.

36. И дал ми ecu защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит.

Укрепив Давида на борьбу, Господь и Сам помогал ему своей силой и властью (ст. 17, 49): Он вразумлял его своим внушением и делал его окончательно безукоризненным в жизни и безопасным среди смертельных опасностей.

37. Уширил ecu стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои.

Плесны – ступни ног Давида как бы расширялись, а потому и стояли прямо, ровно, твердо и неустанно, тогда как на неровной дороге они стоят неровно и путник утомляется. Это – образ доброго и безукоризненного поведения Давида.

38–39. Пожену враги моя, и постигну я̀, и не возвращуся, Дóндеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима.

Если стопы Давида стоят твердо и ноги его не утомляются (ст. 37), то он удобно и успешно может преследовать – настигать и поражать – врагов своих. Чем стремительнее и мужественнее нападение, тем вернее и решительнее поражение. Таково нападение Давида, уверенного в помощи Божией: оскорблю их, говорит Давид о врагах, или ударю на них и – убийственно поражу своих врагов, так что от этого удара они падут под ноги мои и – так, что, по обычаю древних победителей, можно будет попирать их и даже стать на костях их.

40–41. И препоясал мя ecu силою на брань, спял ecu вся востающыя на мя под мя. И врагов моих дал ми ecu хребет, и ненавидящыя мя потребил ecu.

Хотя многочисленные враги Давида превосходно укрепились (ст. 18), но, при помощи Божией, Давид отодвинул их назад. Дать хребет врагов – тоже, что обратить тыл врагов: как обыкновенно бывает, при отчаянном бегстве с поля битвы, враги не только избиваются настигающими победителями, но, в беспорядке, и сами себя истребляют. Так Господь истребил и врагов Давида.

42–43. Воззваша и не бе спасаяй: ко Господу и не услыша их. И истню я̀ яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я.

При страшном поражении и беспощадном истреблении враги обратились к Господу с воплем о помощи, но Он не был их спасителем, Он даже не желал слышать их громких воплей, потому что они прежде были горды и не хотели чтить Господа; за это и истребляются Им беспощадно (ст. 28. Пс.16:7–10. Пс.11:4–5). Псалмопевец слышит грозное слово Судии – Господа. Он решил истнит – превратит в тонкую пыль – врагов Давида и прах развеять ветром, – быстро и беспощадно устранить их с поверхности земли, как счищается грязь с дороги.

44. Избавшии мя от пререкания людий, поставиши мя во главу языков. Людие, их же не ведех, работаша ми.

Когда Господь поразит врагов Давида, то тем самым избавит его от пререкания разных людей, которые клеветали на него, будто бы оп преступнику и Бог его карает (ст. 18, 41, 44; 11:2–3,8; 3:2–3; 4:3–4; 5:5–7). Оправданный в глазах народа, Давид будет поставлен главою его, именно царем, и царственное могущество его распространится даже и на иноземные народы, которые прежде не знали Давида и которых он не знал.

45–46. В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми, сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих.

Вновь покоренные и покорные Давиду народы будут его слушать в слух уха – полным слухом или вполне внимательно. Между тем, сынове чуждии – люди отложившиеся от власти Давида, – солгаша, т. е. клялись ему в верности, а потом изменили, даже вступили с ним в борьбу; но в этой борьбе они обетшали – истощили все свои силы; охромоша – не могут уже идти ровно, бодро и поспешно, потому что таковы были их пути, – их образ мыслей был коварный и преступный, а потому и неприятный, затруднительный, как всякая не прямая, нерасчищенная и испорченная дорога.

47–49. Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего, Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя.

Давид с клятвою заверяет преданных ему людей (ст. 28) в том, что именно Господь отмщает за него врагам его и вышедших из послушания ему снова покоряет ему. Это есть исповедание им своей покорности Богу, как верховному Царю. В представлении верховной власти Господа заключается основание царственной власти и самого Давида, а также и надежды его, что Бог всегда будет избавлять его от восстающих против его власти и снова восстановлять его в царственном достоинстве (ст. 44, 48).

50–51. Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою: величаяй спасения царева, и творяй милость Христу своему Давиду, и семени его до века.

Так как спасение Давида имело значение не для него одного, а и для его народа и других народов, которых подчинить ему Господь (ст. 44, 48); то он и прославляет Бога в слух всех народов – в своем псалме. Прославлял Бога, Давид исповедует пред народами, что именно Господь увеличивал числом раз спасение его, и этим обнаруживал большую и большую милость к нему, потому что он – царь, поставленный Богом, помазанник Его; и эту милость Господь явил не только лично Давиду, но и детям и всему потомству его на веки (ср. Пс.44:2–9;Пс.70:1–2,5–11,17,19;Пс.80).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle