Источник

Псалом 16

Испытанный в своей правде, но зверски преследуемый гордыми врагами, Давид находит у Бога защиту, а враги – погибель.

Молитва Давиду

Псалмопевец молится о своем оправдании пред Богом, вследствие которого ожидает и спасения от яростных своих врагов, а также об осуждении врагов и погублении их, – не по зложелательству, а ради славы Божией (ст. 7).

1. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.

Правда Давида, это – молитва его о своем оправдании, высказываемая не льстивыми, а истинными его устами: ибо он, выражая свою преданность Богу, остается действительно преданным Ему даже и при труднейших испытаниях (ст. 3–4), и просит услышать эту правду или засвидетельствовать ее пред всеми.

2. От лица Твоею судьба моя изыдет: очи мои да видита правоты.

Псалмопевец желает, чтобы его судьба – определение суда Божия, оправдывающее его, исходила непосредственно от самого Бога, – так, чтобы оправдываемый видел свои правоты полнейшее, всестороннее оправдание во всем, в чем обвинили его враги.

3. Искусил ecu сердце мое, поспешил ecu нощию: искусил мя ecu, и не обретеся во мне неправда.

Господь Сам непосредственно испытал сердце Давида, подвергнув его бедствиям, подобно тому, как испытывают металлы, подвергая их огню. Господь посетил Давида ночью, когда он, отходя ко сну, размышлял о делах своих, кои намерен был совершить на следующий день: и в это время уединенной думы Господь не нашел в нем никакой неправды. Следователь но, он молит Бога не льстивыми устами (ст. 1).

4. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.

Давид не высказывал своими устами дел человеческих, который, по своей цели и побуждениям, противны Слову Божию. Напротив, храня в своем сердце словеса устен Божиих, он сохранял и пути, указанные ему словом Закона Божия, хотя они были и жестоки. Подобно тому, как обыкновенный дороги в Палестине большею частью засорены острыми камнями, или зарощены терновником, или изрыты горными ручьями, а потому трудны для путника: так и жизнь Давида в искушениях (ст. 3), какие ему Бог посылал, была трудною, ему не редко предстояли соблазны, страхи и – погибель (ст. 9).

5. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя.

Так как стези Давида, указанные ему словом Закона Божия, жестоки (ст. 4), то он, желая их сохранить, просит руководства и поддержки от Бога – зная, что иначе он легко поскользнется и упадет, т. е. согрешит и погибнет.

6. Аз воззвах, яко услышал мя ecu, Боже: приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя.

Давид молитвенно взывает к Богу в настоящих трудных своих обстоятельствах, потому что и прежде Господь его молитву выслушивал, потому что слова его не были льстивы (ст. 1).

7. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающия на Тя от противящихся десницы Твоей.

Господь, при спасении уповающих на Него, совершал дивные дела своей милости и всемогущества; сокрушал своей десницею силы ожесточенных врагов, противящихся этой властной деснице. Так, Он сокрушил силу фараона и дивно спас свой избранный народ. Посему и Давид, сохраняя стези жестокия, уповает также на дивную милость Божию, – на милость, потому что, во смирении своем, он сознает свою слабость и недостоинство пред правосудием Божиим и не может ожидать спасения по праву.

8–9а. Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока: в крове крилу Твоею покрыеши мя, от лица нечестивых, острастших мя.

Зеница или зрачек глаза, это – самая дорогая, потому что самая важная часть органа зрения, высшего из пяти чувств. Человек тщательно бережет глаза, ибо, с их помощью, он усматривает свой путь, замечает все препятствия на нем и во – время их устраняет, если может. Так и Давид, как помазанник Божий, хорошо видящий пути жизни вверенного ему народа во свете откровения (ст. 4), провидящий даже его будущее, и по сему служащий как бы оком Царя Небесного, был дорог Господу; и потому Господь должен был хранить его, как зеницу своею ока. – Сам Бог некогда, устами Моисея, говорил о Себе, что Он, как орел, носит народ Израильский, как бы птенцов своих на крылах своих. Под покровом этих то сильных крил и Давид желает найти себе убежище, когда враги гонят его, как перелетную горную птицу (Пс.10:1–2). – И, преследуя Давида так, как охотники преследуют птицу, враги даже постоянно застращивали его криками, что убьют его (ст. 11–12; ср. Пс.10:1–2). А он, как сын Божий, а не человеческий, ищет заступления у Бога, как птенец под крилами орла (ст. 8).

9б.–10. Врази мои душу мою одержаша. Тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню.

Враги Давида желают совершенно овладеть душой его, между тем, как себя сделали совершенно безопасными, даже тело свое сделали неуязвимым, потому что затворили свой тук, т. е. жирное чрево закрыли броней, а ноги латами – от стрел, легко и глубоко вонзающихся в тучное тело. А будучи не уязвимы, они стали горды и дерзки.

11. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю.

Изгнав Давида из его города – Иерусалима, а может быть, и из отечества, враги преследуют его и по дороге, наклонив лице к земле, зорко высматривают следы его, чтобы по следам нагнать и найти его и, как зверя, убить где – либо в пустыне.

12. Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитаяй в тайных.

Лев, готовый на лов – готовый броситься на свою добычу, достигает высшей степени ярости, и, употребляя всю свою силу, мгновенно набрасывается на оную. Также и скимен – молодой лев, находясь в тайных местах, – в глуши леса, в чаще высокого тростника, в берлоге, высматривает и выжидает отсюда, когда приблизится к нему его добыча и, но приближении оной, будучи голодным, мгновенно набрасывается на нее. Так сторожили изгнанника и скитальца Давида злобные и лютые враги его.

13. Воскресни, Господи, предвари я̀, и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея.

Давид обращается к Богу, как царю, с молитвой: воскресни – восстань, Господи, с своего престола и, вооружившись, предвари я – стань впереди врагов; и запни им – воспрепятствуй их наступлению, и оружие Твое или оружием, т. е. мечем своим, спаси душу своего помазанника, которую стремятся восхитить враги руки Божией, т. е. противящееся власти Господа (ср. ст. 7).

14. [От враг руки Твоея,] Господи, от малых от земли: раздели я̀ в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим.

Давид просит, чтобы Господь избавил его от малых от земли – от малого числа жителей родной Ханаанской земли, кои неотступно преследуют его, – чтобы Господь разделил их в животе их, т. е. не дал им прожить всей жизни, умалил число дней их (ср. Пс.54:24. 57:10. Иов.21:20–21), ибо исполнилось чрево их сокровенных – многих сокровищ, данных им Богом: насытишася сынов – наполнилось чрево не только их сам их, но и каждого из их сынов; они оставили остатки, как наследство, младенцем своим, т. е. даже детям своих сынов, т. е. внукам. И, таким образом, будучи вседовольны, самонадеянны и горды, они противятся не только власти Давида, но даже и деснице Бож1ей (ст.7,10; ср.Иов.21:7–16).

15. Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей.

В то время, как враги Давида; пресыщенные, самодовольные, противящиеся деснице Божией, будут осуждены и наказаны Богом, Давид, оправданный Им, явится пред лицем Божиим – в скинш, где обитал Господь: и в то время, как враги Давида будут лишены не только благ, но и самой жизни, и потомства, он – Давид – будет находиться близ скинии, над которой некогда являлась слава Божия, в виде светозарного облака, и где стоял ковчег завета, видимый престол Господа, также нередко именуемый «славой Божией»; и, находясь здесь, он будет насыщаться от трапезы Господней, – остатками священного, жертвенного мяса.

Образное выражение Давида – насыщуся, внегда явитимися славе Твоей – прикровенно содержит и ту высокую надежду, но которой праведник имеет утешение получить полнейшее удовлетворение своих духовных потребностей в будущем блаженном царстве 1исуса Христа (Мф.5: 6).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle