Псалом 84
Благодарение Господу за возвращение своего народа из плена в его родную землю и за дарование ему мирной жизни, по оправдании его.
1. В конец, сыном Кореовым.
(См. Пс.83:1).
2–4. Благоволил ecu, Господи, землю Твою, возвратил ecu плен Иаковль. Оставил ecu беззакония людий Твоих, покрыл ecu вся грехи их. Укротил ecu весь гнев Твой, возвратился ecu от гнева ярости Твоея.
Псалмопевец исповедует милость Божию к своему родному народу. – Псалмопевец говорит: Господи, Ты явил благоволение к земле Твоей, ибо возвратил плен Иакова, т. е. народ, составляющий потомство благословенного патриарха Иакова, – подобно тому, как некогда и самого патриарха Иакова из Месопотамии возвратил в Обетованную землю. – Ты, Господи, возвратил народ из плена потому, что оставил или простил беззакония его, за которые он был отдан в плен, – Ты все грехи народа покрыл милостью Твоею, как бы наложил пластырь на язвы тела его и зарастил их (ср. Пс.1:5–6). – А грехи народу Ты простил вследствие того, что укротил гнев свой против него и возвратился от яростного гнева своего, или – обратился от гнева к милосердию.
5–8. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам.
Исповедуя милость Божию, явленную в возвращении народа из плена, псалмопевец молит Господа, чтобы Он не лишил народ своей милости и на последующее время. – Возврати нас, Боже спасения нашего, или – восстанови на пути законной и мирной жизни, по возвращении из плена, – так, чтобы ярость Твоего гнева совершенно отвратилась от нас. – «Неужели Ты будешь гневаться на нас вечно? или будешь продолжать Твой гнев из рода в род» – из поколения в поколение? – Нет, разумеется. Боже, Ты обращься оживши ны, – обратившись от гнева к милости, Ты даруешь нам – своему народу – благословенную, мирную жизнь. – И народ Твой, видя милость Твою к себе, будет радоваться о Тебе, т. е. выражать радость свою пред Тобою в священных хвалебных песнях. – Одушевляемый надеждой на такую милость Божию, псалмопевец молит Господа о даровании оной: «яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам».
9–10. Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобные Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу.
Надеясь на милость Божию, псалмопевец остается в ожидании откровения об этой милости. – «Послушаю, говорит он, что скажет Господь Бог о мне» и, разумеется, о народе, – что скажет Господь чрез пророков. И псалмопевец уверен, что Господь скажет мир народу своему и преподобным или избранным своим, т. е. людям благочестивым, – таким, кои обращают сердца свои к Нему, а не обращают их к идолам или хотя бы к земным сокровищам; иначе – Господь будет проявлять мир Свой к тем, кто хранит в своем сердце благоговейный страх к Богу. А к таким боящимся Господа близко спасение Его, или – близко время вселити славу в землю нашу, говорит псалмопевец – чтобы в земли народа Божия обитала и слава Божия, т. е. чтобы пребывал в этой земле престол Божий, а с ним водворились бы и власть, и правосудие Божие (ст. 11–14).
Слава Божия, это – престол Божий в виде светозарного облака. Он неоднократно открывался в Ветхом Завете, – то над вершиною Синая, то над скинией – Моисею и народу, то над храмом Соломона, то пророкам Исаии и Иезекилю в их таннственных видениях. При этом Иезекиилю открыто было «подобие славы Господней» на Востоке, вдали от Сиона и Палестины (Иез.1:3–4,22,26–28;2:1 и сл. 3:12,22–29. Ср. Ис.6:1–5;Ин.12:40–41). Вот почему псаломопевец и молился с надеждою, что Господь снова поставит Свой престол Свою славу – в Святой земле. Разумеется, это должно было открыться в новом храме, который создали йудеи, когда возвратились из плена. И об этой милости Божией должны были сказать и сказали народу пророки, жившие после Вавилонского плена. Так, пророк Аггей, побуждая народ созидать новый храм на Сионе, говорил: «Так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу: и потрясу все народы, и приидет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф... Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежняя, говорит Господь Саваоф; и на месте семе Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:6–7,9; Ср. Лк.1:67–72;2:2–14).
Это пророчество Аггея о славе второго Храма, осуществилось, а вместе с тем и надежда псалмопевца на явление той же славы оправдалась вполне с явлением Христа Спасителя, «Желаемого всеми народами» и ожидаемого псалмопевцем. Видимая слава – лучезарное облако – окружала Спасителя н на Фаворе – в день Преображения, и на Елеоне – в день Вознесения.
11–14. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче, ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя.
Возвращаясь мыслью к той милости, которую благоволил Господь оказать Своей земле (ст. 1–4), псалмопевец восторгом исповедует правду Божию и мир на земле. – Милость и истина сретостися, – милость и истина оставили было землю Обетованную во время плена, когда над; землей тяготел гнев Господень; а теперь, после оправдания народа и по возвращении его из плена, истина и милость как бы опять встретились на той же земле. – Правда и мир облобызастася, – прежде, вовремя плена, правда и мир оставили землю Обетованную, где безмерно размножались великие неправды и потому свирепствовали разорительные войны, как выражение гнева Божия; а теперь, по возвращении народа из плена, снова водворились правда и мир в той же земле, они даже облобызались, – как бы дружески приветствуя один другую. – Правда и милость открылись с неба, а истина и мир явились на земле. Истина на земле воссияла, а правда с неба приникла к земле, т. е. когда народ обратился к истинному Богу, то Господь оправдал его и явил ему Свою милость – даровал на земле его мир. – За дарованием мира непременно следуют и блага мирной жизни. По слову псалмопевца, Господь проявит Свою благость, – в том, что земля даст плоды свои. – Но, прежде, чем явит Свою благость, Господь проявит Свое правосудие. – Правда пойдет пред Ним и станет на пути стопами своими, и – тогда уже, разумеется, пойдет за Ним, как бы по стопам Его, благость Его. Все это вполне осуществилось только с пришествием Христа Спасителя. (Ср. Лк.1,2).