Источник

Псалом 83

Блажен постоянно пребывающий в храме Господнем.

1. В конец, о точилех, сыном Кореовым.

Псалом сей назначен в конец, то есть для исполнения или употребления при богослужении во храме. Выражение о точилех указывает, что псалом написан во время сбора винограда, когда население обыкновенно бывало в полном радостном настроении, ибо точила наполнялись вином в винограднике каждого семейства. (Ср. Пс.8:1). Писателем псалма был один из числа левитов, сынов или потомков Корея.

2. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил.

Находясь вне Иерусалима, псалмопевец молитвенной мыслью переносится в святой город, во храме И если он, живя в Иерусалиме, как видно, любил посещать храм, то тем более теперь, издалека стремился он ко храму Божию всей душой. Представляя все благолепие обстановки, при которой совершалось богослужение во храме, псалмопевец воспоминает самый свой молитвенный восторг и восклицает: «как возлюбленны селения – места Твоего обитания, Господи сил!» – именно, – Святое святых, святилище и даже дворы храма, эти видимые места обитания невидимого Бога (ст. 3). Разумеется, они безмерно любезны боголюбивой душе псалмопевца, для нее они ни с чем не сравнимы: ибо здесь в них обитает Господь сил, здесь престол Его окружен небесным воинством – ангелами, подобно тому, как престолу земного царя предстоят войска его. И эти воинства бесчисленны, и они служат воле и власти Господа Вседержителя, как то созерцали пророки, в своих таинственных видениях, Исаия, Иезекииль и другие.

3. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.

Что любит человек, к тому он естественно и стремится. – «Моя душа, говорит псалмопевец, сильно желает посетить дворы Господни или место обитания Господа», т. е. храм, с его дворами – внутренним и внешним, где обыкновенно и стоял молящийся народ во время богослужения. Желание псалмопевца здесь быть весьма сильно: скончавается душа моя, говорит он, – не посещая храм, томясь скорбью, я готов уже умереть... «Сердце мое и плоть моя в радости стремятся к Богу живому», – представляя Бога живого, а не идола, сердце с восторгом стремится к Нему, а восторженная радость, приводи в волнение кровь, передается даже и телу, и оно как бы ощущает ее восторг и разделяет ее блаженство. И это потому, что во храме не только сердце находило себе отраду, но и плоть приобщалась источнику вечной жизни (ср. Пс.15:8–9; Пс.21:20–27).

4–5. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем в веки веков восхвалят Тя.

Речь приточная. – Подобно тому, как птичка находить себе храмину – жилище, и как горлица под кровлей этого жилища устраивает себе гнездо, где полагает своих птенцов; так душа праведника – псалмопевца стремится ко храму Божию и здесь у алтарей храма, – при жертвеннике кадильном во святилище и при жертвеннике всесожжения во дворе храма, – полагает свои благочестивые мысли и чувства вместе с жертвами и дарами Господу сил, как Царю и Богу, во власти которого жизнь души и в союзе с которым ее вечное блаженство. Сознавая это, псалмопевец в восторге восклицает: «блаженны живущие в доме Твоем! они будут восхвалять Тебя во веки веков», или из века в веке, – за это свое блаженство, которое они находят в дому Твоем.

6–8. Блажен муж, ему же есть заступление его у тебе: восхождения в сердцы своем положи, во юдоль плачевную, в место, еже положи, ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе.

Псалмопевец сердечно любит посещать храм Божий и потому всей душой стремится к нему, под его кров, как ласточка и горлица под кровлю мирного дома, – так, в том сознании здесь человек находит истинно блаженную жизнь. – «Блажен человек, который находит заступление у Тебя», – в Твоей силе, под кровом Твоего храма, как птичка под кровом дома. Восхождения в сердцы своем положи, – такой человек, ищущий заступления у Бога, полагает в сердце своем или имеет в намерении, принимает в своем решении восхождения, т. е. путешествие в Иерусалим, во храм, что у Евреев обыкновенно называлось «восхождением», потому что город и храм, расположенные на Сионе, возвышались над всеми окрестностями, в особенности над долинами – Иорданской, Иезреельской и другими, чрез которые приходилось путникам шествовать в Иерусалим. – Во юдоль плачевную, – приблизившись к Иерусалиму, путник должен был проходить долиною плача, находившеюся на юг от города, а затем – идти в место, еже положи, или – в то место, куда положил человек – путешественник в намерении своем, т. е. в святой город, на Сионе, в храм Божий. – Сюда стремится путешественник, ибо здесь благоословение даст Законополагаяй, – здесь, во храме, устами первосвященника дает благословение народу Законополагаяй, т. е. Бог, положивший закон, чтобы каждый еврей, начиная с отроческого возраста, посещал храм, или совершал «восхождения» сюда по крайней мере три раза в год и здесь получал благословение от первосвященника. – Пойдут от силы в силу, – во исполнение данного Богом закона, все пойдут от силы в силу, и паче – сонм за сонмом, или большими обществами – пойдут, как и прежде обыкновенно ходили, целыми дружинами или караванами (Лк.2:41–44). Так пойдут все, кто верует, что явится Бог богов в Сионе, т. е. истинный Бог.

Это явление истинного Бога на Сионе, ожидавшееся всеми истинно верующими – праведниками Ветхого Завета, во исполнение всех пророчеств, открылось с пришествием на Сион и во храм Сына Божия, Господа Иисуса Христа, который, здесь пребывая, так учил и Сам о своем божестве (Ин.5:17–18,23;8:58;10:30–33,38;14:8–11).

9–11. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице Христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моею паче, неже жити ми в селениях грешничих.

Переносясь мыслью во храм, псалмопевец просит Господа о заступлении, при котором только он и может быть блажен (ст. 6). – «Господи Боже сил! услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже, Защитник наш! обрати свой взор и воззри милостиво на Христа, или помазанника Твоего, т. е. царя». – Так ища милости у Бога, псалмопевец желает постоянно пребывать вместе с Ним, в Его доме. – «Так как и один день пребывания во дворах Твоих лучше тысячи дней, проводимых вне Твоего дома; то я, говорит псалмопевец, желаю лучше приметатися – с благоговением повергаться пред Богом в доме Его, иначе – быть Его верным, хотя бы и последним рабом, нежели обитать в селениях с людьми грешными, хотя бы и царем быть над ними». – Разумеется, все это – потому, что здесь только можно найти спасение и блаженство (ст. 5–6).

12–13. Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст, Господь не лишит благих ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя.

Псалмопевец тем сильнее стремится к Богу и желает постоянно пребывать в Его храме, что Господь, любящий являть милость и истину, дает здесь – в храме – благодать и славу: и ходящих незлобием, или – живущих в непорочности Господь не лишает благ, разумеется – не только временной жизни, но и вечной (ст. 5). – Уверенный в этом твердо – непоколебимо, псалмопевец восклицает: «Господи, Боже сил, блажен человек, уповающий на Тебя!»


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle