Источник

Псалом 82

В виду грозного нашествия врагов – соседних народов, решивших истребить народ израильский, псалмопевец молить Бога о поражении и рассеянии оных, – к их позору и к славе имени Божия.

1. Песнь псалма Асафу.

Псалом сей, как и песнь, исполняемая при богослужении только пением без музыки, принадлежит одному из потомков Асафа, певца-левита, современника Давидова. Вероятно, это был боговдохновенный Иозиил, современник царя Иосафата, при котором произошло нашествие грозных врагов на Иудею (2Пар.20:14).

2–3. Боже, кто уподобится Тебе? Не премолчи, ниже укроти, Боже: яко се врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу.

Псалмопевцев исповедует величие Бога Израилева и несравненное превосходство Его над всеми другими богами или царями: и, с признанием этого превосходства, просит Господа о заступлении. – Боже, не премолчи – не оставляй без ответа, когда враги шумят; ниже укроти – не укрощай своего гнева, когда враги столь гордо и дерзновенно воздвигли главу: разумеется, наоборот, прояви и Ты громкий и грозный глас гнева Твоего, порази их, разбей на-голову, уничижи их за их гордость (ст. 14–19).

4–5. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя. Реша: придите и потребим я̀ от язык, и не помянется имя Израилево ктому.

Народы, совершившие нашествие на Иудею – враги Божия, ибо они суть враги народа Божии и – в высшей степени ожесточенные. – Псалмопевец молит Господа не укрощать гнева своего, ибо, говорит он, враги лукавноваша волею на народ Твой, иначе – произвольно, без всякой достаточной причины составили лукавый – коварный замысел против Твоего народа. – И совещаша на святыя Твоя – составили враждебный совет на погибель народа Твоего, который свят, потому что, избранный и хранимый Богом, он просвещается Законом Божиим и освящается всеми средствами очищения грехов по закону во храме, строго точно храня завет с истинным Богом. – Составленный врагами злой совет зол в крайней степени злости. Они реша – постановили решение, сказав: «пойдемте, и истребим их из числа народов», – так, чтобы между ними, как народами, вовсе не было отдельного народа Божия, – «чтобы не вспоминалось более имя Израиля», – чтобы израильский народ не оставался даже и в рассеянии между другими народами, т. е. был бы совершенно истреблен весь до последнего человека и забыт так, чтобы не поминалось даже и самое имя его... Между тем, по обетованию Божию ещё прапраотцу народа, Аврааму, его потомство должно было размножиться, как песок народа, морской и звезды небесные, и – по обетованию праотцу Иакову, его потомство должно было сохраниться до конца времен – до пришествия в мир Мессии, Спасителя мира. Посему, Господь, верный своим обетованиям, и не должен умолчать (ст. 2), напротив, должен сохранить святое племя патриархов-избранников, с именем его благословенного родоначальника, Иакова – Израиля.

6–9. Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша: селения Идумейска и Исмаилите, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире, ибо и Ассур прииде с ними, Быша в заступление сыновом Лотовым.

Псалмопевец просит Господа не укрощать свой гнев над врагами потому и тем более, что они составили совет свой лукавый единомышленно, и вкупе – сообща, т. е. единодушно и с одной целью, а это делает их и одинаково сильными и одинаково виновными и равно ответственными пред правосудием Божиим. – На Тя завете завещаша: враги поставили завет – договор собственно между собою и против парода Израильского; но народ этот, как святой – избранный, стоял в завете с Богом, а потому, враги народа суть враги Бога и Его завета с народом. – Эти враждебные народы были очень многие. – Селения Идумейска, это – города, населенные Идумеями, потомками Едома или Исава, старшего сына Исаака и брата Иакова: их города были расположены в горной стране Сеир (– прямо на юг от Мертвого моря). – И Исмаилите, это – различные племена, происшедшие от Измаила, сына Авраама от Агари, кочевавшие в пустынях каменистой Аравии. – Моав или Моавитяне, потомки Моава, сына Лота от его дочери, обитавшие в горах и на равнинах по восточному берегу Мертвого моря. – И Агаряне, племена, происшедший от Агари, служанки, а потом жены Авраама, и сохранивший имя своей родоначальницы, кочевавшие, вероятно, по соседству с Моавитянами (– на юг от них). – Гевал, это – племя, вероятно, населявшее часть горная хребта Сеир (– на юг от Мертвого моря). – И Аммон или Аммонитяне, потомки Лота от его дочери, жившие на северо-восточной стороне Мертвого моря – севернее Моавитян. – И Амалик, иначе Амаликитяне, кочевавшие в пределах Аравийской пустыни, между морями – Мертвым на севере, Средиземным на северо-западе и Красным на юге. – Иноплеменницы с живущими в Тире. «Иноплеменниками», обыкновенно, называются Филистимляне, а «живущие в Тире» – Финикияне; это – коренные Ханаанские племена, населявишие прибрежную полосу земли, прилегавшую к Средиземному морю с востока, из них северную часть этой полосы занимали Финикяне, с главным городом Тиром, а южную Филистимляне. – Ибо и Ассур прииде с ними, – в нашествии на Иудею с поименованными племенами принимал участие и Ассур или кочевая часть Ассирийского народа, с которым соприкасались потомки Измаила, Исава и Лота – в пределах северной части Аравийской пустыни. – Посему, и Ассирияне быша в заступление сыновом Лотовым, иначе – явились на помощь потомкам Лота, т. е. Моавитянам и Аммонитянам.

Все эти союзные народы, как они ни сильны, однако, они не должны не только истребить Израиля, но и преобладать над ним, – нет: ни потомки Исава – Эдома, ибо он уступил свое первенство Иакову и его потомству, – ни потомки Измаила, потому что они произошли от рабыни, Агари, а Израильтяне от госпожи ее, Сарры, – ни Моавитяне и Аммонитяне, происшедшие от преступного сожительства Лота с его дочерьми, – ни Филистимляне и Финикияне, происшедшие от Ханаана, проклятого патриархом Ноем и обреченного им в рабство братьям своим, – ни Ассирияне, наконец, от которых переселил Господь Авраама в Обетованную землю. Над всеми сими народами был и должен быть предпочтен и возвышен благословениями и обетованиями от Бога избранный Им и потому святой народ Израильский (ст. 4).

Такое нашествие на Иудею столь многочисленных врагов произошло при царе Иосафате (2Пар.20:1–2 и сл.).

10–11. Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в помощь Киссове: потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный.

Псалмопевец просит о помощи, какую являл Господь народу в древнее время в подобных же обстоятельствах, – особенно в бедственные времена правления судей. – Сотвори им, говорит псалмопевец, яко Мадиаму и Сисарь, яко Иавиму в помощь Киссове, – Во времена Судей неоднократно нападали на Израильтяне Мадианитяне и Хананеи, и Господь помогал отражать их победоносно.

Так, по смерти судии Аода, когда, «сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, то предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Хорошее Гаиме. И возопили сыны Израилевы ко Господу. Ибо у него (Иавина) было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет. В то время была судьею Израиля Девора, пророчица, жена Лапидофова. Девора послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Нефеалимова, и сказала ему: повелевает тебе Господь Бог Израилев, пойди, взойди на гору Фавор, и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Нефеалимовых и сынов Завулоновых. А я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его, и многолюдное войско его, и предам его в руки твои». Варак поступил согласно повелению Деворы. – И донесли Сисаре, что Варак, сын Авиноамов, взошел на гору Фавор. Сисара созвал все колесницы свои, девять сот железных колесниц, и весь народ, который у него, из Харошеф-Гаима к потоку Киссону. И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пройдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек. Тогда Господь привел в замешательство Сисару и все колесницы его и все ополчение его от меча Варакова, и сошел Сисара с колесницы своей и побежал пений». – Преследуемый Вараком, Сисара зашел в шатер Иаили; был принят с притворным гостеприимством и коварно убить его. – «И смирил Господь Бог в тот день Иавина, царя Ханаанского, пред сынами Израилевыми. Рука сынов Израилевых усиливалась более и более над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского» (Суд.4). – Так побежден был Сисара, полководец Иавнна, и так истреблено было ополчение его – на берегах потока Киссона, при подошве горы Фавора, в окрестностях города Аендора. Войско Сисары, иссеченное мечем Варака, оставалось не погребенным и было гноем земли, т. е. как бы навозом для удобрения земли.

12–13. Положи князи их яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их, иже реша: да наследим себе святилище Божие.

Воспоминая помощь Господа своим праотцам, псалмопевец молит, чтобы Он и теперь помог народу одолеть врагов своих. – Положи князи их – этих враждебных союзных народов, или поступи с ними как некогда поступил с Оривом и Зивом, Зивеем и Салманом, которые говорили: возьмем себе во владение святилище Божие, или – землю, которая принадлежит Богу, как избранная Им собственность, где и святилище или храм Его. Это было также во времена судей.

Во дни судии израильского Гедеона, «все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли реку (– Иордан) и стали станом на долине Изреельской». Гедеон, собрав значительное войско, выступил против них. Но Господу угодно было явить Свою милость особенно дневным образом. Господь повелел Гедеону взять с собой только триста человек. Так он и сделал. Между тем «Мадианитяне и Амаликитяне и все жители востока, расположились на долине (Изреельской) в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря». – Гедеон, употребив военную хитрость, ночью подошел к стану неприятелей. И вот, «между тем, как триста человек (воины Гедеона) трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане врагов, и бежало все их «ополчение». Израильтяне, преследуя врагов, «перехватили переправу через реку Иордан и поймали двух князей Мадиамских: Орива и Зива, и убили Орива в Цур-Ориве, и Зива в Иекев-3иве, и преследовали Мадианитян; головы же Орива и Зива принесли к Гедеону за Иордан» (Суд.6:33;7:12–25). Перейдя чрез Иордан с тремястами своих воинов, Гедеон решил преследовать Зевея и Салмана, царей Мадиамских. «Зевей и Салман были в Каркоре и с ними их ополчение до пятнадцати тысяч, все, что осталось из всего ополчения жителей востока; пало же сто двадцать тысяч человек, обнажающих меч». Гедеон поразил это ополчение. Зевей и Салман побежали; Гедеон погнался за ними и схватил обоих царей Мадиамских, Зевея и Салмана, и весь стан привел в замешательство. И, возвратившись с войны, Гедеон убил Зевея и Салмана» (Суд.8:4–21).

Так, при очевидной помощи Божией, Израильтяне победили своих врагов. О такой помощи молить Господа и псалмопевец при нападении современных ему врагов.

14–16. Боже мой, положи я̀ яко коло, яко трость пред лицем ветра. Яко огнь, попаляай дубравы, яко пламень пожигаяй горы: тако поженеши я̀ бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я̀.

Моля Бога о поражении и расселении врагов, псалмопевец говорит: Боже мой, положи я, яко коло, иначе – положи их – врагов – как бы солому под молотильное колесо, где она превращается в прах, – яко трость пред лицем ветра, или – как солому, избитую молотильным колесом, которую ветер-вихрь разносить по всей поверхности поля... Иначе, – пусть они будут изрублены мечом, потоптаны копытами боевых коней, обращены в прах, и – этот прах пусть будет рассеян вихрем!.. Яко огнь, попаляяй дубравы, – пусть силою Твоего гнева они будут истреблены подобно тому, как вихрем и молнией истребляются дубравы, – как действием этого сильнейшего огня – пожаром опустошаются поверхности гор... (ср. Пс.28:4–7). – Так именно, – как бурею и вихрем грозы, – приведи в смятение и рассей их – этих врагов, которые многочисленны, шумны, вооружены бесчисленными копьями и представляют как бы один громадный лес....

17–19. Исполни лица их бесчестия, и взыщут имене Твоего, Господи. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты Един Вышний по всей земли.

Последняя цель поражения врагов, по мысли псалмопевца, должна состоять не в том только, чтобы рассеялись они и чрез то самое успокоился народ Израильский, а в том, чтобы прославилось имя единого истинного Бога, – «Исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи! – Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут! – И да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею!»

Победа над врагами-союзниками полная и к посрамлению их действительно была одержана при явной помощи Божией. – Когда «Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской, пошли войною на Иосафата. И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря (Мертвого), отСирии, и вот они в Хацацан-Фамаре, то есть в Енгедди. И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались Иудеи просить помощи у Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа». – Молился сам царь. «И все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их». Вследствие усердной молитвы, Господь даровал царю и народу победу над врагами легкую и решительную. «Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены: ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя их; а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга. И когда Иуден пришли на возвышенность в пустыне, и взглянули на то многолюдство, и вот – трупы, лежащие на земле, и нет уцелевшего. И пришел Иосафат и народ его забирать добычу, и нашли у них во множестве и имущество, и одежды, и драгоценные вещи, и набрали себе столько, что не могли нести. И три дня они забирали добычу; так велика была она!.. А в четвертый день собрались на долину благословения, так как там они благословили Господа» (2Пар.20:1–4;13:22–26).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle