Источник

Псалом 81

Цари и судии властны на земле как боги, но они грешат и умирают как и все люди. Только Господь единый истинный Судиявсех народов.

Псалом Асафу.

1. Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит.

Некогда Господь Бог показал Себя всевластным и всесильным судией над богами Египта и над царем его фараоном, когда силами тех богов-стихий казнил Египтян (Исх.6:6;7:4): тем более Он властен и силен явить Себя Судией судей народа своего – Израиля. Судии народа, облеченные властью суда от Бога, руководящиеся Его законом, судят народ Божий, следовательно, совершают дело Божие, при котором участвует и Сам Бог (Втор.1:17;2Пар.19:6); а потому судьи собою заменяют Бога и являются как бы богами (ср. Исх.4:16;7:1). Но, будучи таковыми по своему положению, они не суть таковы по своему достоинству; посему подлежать обличению, осуждению и наказанию. И вот, Бог, как Судия, стал в собрании богов –судей, чтобы среди этих богов – таких судей произвести над ними свой суд.

2–4. Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте, измите нища и убога, из руки грешничи избавите его.

Так говорит Сам Судия – Господь. Он обличает неправду и пристрастие судей.

– Доколе вы, говорит Господь, судьям, судите неправду, или – будете продолжать судить неправедно? и доколе лица грешников приемлете, или – оказываете лицеприятие нечестивым? Очевидно, такая неправда, а с нею и лицеприятие дошли до крайности, – что особенно сказалось в притеснении сирых, убогих, униженных – угнетенных и нищих, – всех тех, кто не имел сил и средств к защите себя на неправом – пристрастном суде. Между тем, Господь в законе своем по велел судьям народа прямо, ясно и решительно: «Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо как брата с братом, так и пришельца его. Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие» (Втор.1:17). Но судьи народа, очевидно, действовали иначе, прямо вопреки этому повелению закона Божия.

5. Не познаша, ниже уразумеша во тме ходят: да подвижатся вся основания земли.

Судьи народа так увлеклись неправдой и пристрастием, что уже не знают – ни нужды беспомощных сирот, ни страданий людей убогих, и не разумеют, или – не хотят понять, как тяжелы унижение и бедность; не знают судьи и самого закона, который повелевает им обращать особенное внимание на таких обездоленных людей, не желают помнить и той кары, которая им неизбежно угрожает за такое забвение закона; эти судьи являются как будто слепыми, коим и самим еще нужен руководитель на пути их жизни и служения. Но – главное – они не предвидят ближайших бедственных обстоятельств, как неизбежных последствие неправд в общественных судах: да подвижатся вся основания земли, или – так что произойдет землетрясение, т. е. неправды судей вызовут, наконец, раздражение в народе, выведут его из терпения и взволнуют; он восстанет против своих судей и низвергнет их, а при этом потрясется весь строй общественной жизни и разрушится даже до основания. – Подобные бедствия бывали в Еврейском народе; особенно бедственно было восстание народа при сыне Соломона, Ровоаме, когда отделились от него десять колен, образовали особое царство и – оно быстро пошло к конечной гибели...

6–7. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете.

Призывая к делу и возводя к достоинству судей, Господь тем самым как бы объявлял народу, что эти лица, избранные Им и поставленные вместо Себя Самого, суть как бы боги: они, как преемники и носители Его власти и права, суть наследники Его или Его сыны. – «Вы же, Господь говорит, умираете как простые люди», т. е. грешными, осуждёнными и по суду правды Божией подлежите строжайшему наказанию. И падаете как каждый из князей, – не обнаруживая не личных преимуществ над другими, ни достоинств, какие следовало бы проявить в деятельности по званию судей народа, надменных божественными правами.

8. Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследшии во всех языцех.

Ревнуя о правде на суде, как величайшем благе народа, и о славе власти Господа над ним, псалмопевец восклицает молитвенно: «восстань, Боже! суди землю; ибо Ты наследуешь все народы». – Вместо неправедных, нечестивых, лицеприятных и неразумных судей, Господь Сам должен явиться как Судия, восстать с своего престола и судить всю землю или все народы, обитавшие на земле, ибо Он наследует их все, т. е. все они войдут в Его единое, всемирное и вечное царство.

Говоря так о наследии Богом всех народов, псалмопевец, очевидно, простирает свой боговдохновенный взор к созерцанию времен мессианских, когда действительно власти Господа покорились все народы, или, точнее – когда власть Божественную над миром наследовал Единородный Сын Божий, Христос, как Спаситель мира; ибо Он Сам сказал своим Апостолам: «все предано мне Отцем Моим» (Мф.11:28). А затем, по воскресении Своем, посылая их на проповедь, сказал, что Ему и им принадлежит власть суда над всем миром (Мк.28:18–20;Мк.16:15–16).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle