Псалом 85
Давид молит Господа, чтобы Он услышал его молитву и спас его – ради славы Своего Имени между всеми народами.
Молитва Давиду.
Псалом, по своему содержанию, представляет собственно просительную молитву Давида; но боговдохновенный псалмопевец предвозвещает и грядущую славу Имени Единого Истинного Бога между всеми народами (ст. 9–10).
1–2. Преклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищь и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя.
Приклони, Господи, ухо Твое, говорит молящийся Давид, и услышь меня, – в моей молитве; ибо я нищ и убог, следовательно, отчасти не имею и отчасти не иметь не могу необходимых средств к жизви. – И если для тела необходимы насущные средства, то тем более они необходимы для души. Посему Давид и просит: «сохрани душу мою, ибо я преподобен есмь, т. е. благоговею пред Тобою; а душа такого человека заслуживает хранения. – «Боже мой, спаси раба Твоего, уповающего на Тебя», – ибо, разумеется, упование на Бога не должно посрамить уповающего раба Его, потому что Он силен всегда избавить своего раба от всех его бед и должен избавить – ради славы своего святого имени (ст. 8,10,12,17).
3–5. Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою. Яко Ты, Господи, Благ и Ккроток и Ммногомилостив всем призывающим Тя.
Помилуй меня, Господи, ибо я взываю к Тебе в молитве о помощи весь день или – всякий день, постоянно. – Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе взях душу мою или к Тебе я поднял – вознес душу мою, т. е. обратил мысль и чувство, а вместе и взор свой к Тебе на небо с молитвой о помиловании. – К Тебе, Господи, я вознес душу мою, говорит псалмопевец, – в сознании, что Ты благ и кроток и многомилостив, и – в уверенности, что Ты, по самой благости своей и по кротости, которая умеряет гнев Твой, постоянно оказываешь милость всем, кто призывает Тебя в молитве; так окажешь милость и мне, – рабу Твоему, и тем самым возвеселишь меня.
6–7. Внуши, Господи, молитву мою и вонми гласу моления моего. В день скорби моея воззвать к Тебе, яко услышал мя еси.
Уверенный в милосердии Божием, Давид усиливает свое моление. – Внуши – внимательно выслушай молитву мою, Господи, – и внемли гласу моего моления – усердной, усиленной и продолжительной молитве. – Я воззвал к Тебе в день моей скорби, именно – к Тебе, потому что Ты услышишь меня, – так, как прежде и многократно Ты внимал такой моей молитве в такой же моей скорби (ст. 13 и след.). Настоящая скорбь является вследствие восстания многих законопреступников и мятежников, кои ищут моей погибели, не страшась Бога... (ст. 14).
8–10. Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Вси язы́цы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, яко Велий ecu Ты и творяй чудеса, Ты ecu Бог Един.
Мысль Давида о получении спасения от Бога основывается на представлении его о величии Божием. – «Между богами нет подобного Тебе, Господи», исповедует Давид, – разумеется, по свойствам и по беспредельным совершенствам этих свойств: «и петь подобные Тебе по делам Твоим», в которых, разумеется, открываются те свойства с их совершенствами. Посему все народы, скольких Ты сотворил, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, – подобно тому, как приходили все колена народа Израильского из года в год, во дни великих праздников, в Иерусалим и здесь, во храме, при торжественном богослужении, прославляли имя Господа Бога. – Так будет; ибо, говорит Давид, Ты велик, и творишь чудеса; Ты, Боже, един Ты». – Чудеса, как дела сверхъестественные, может творить только единый истинный Бог, потому что Он создал мир и сущий в нем порядок, Он же только может и видоизменить его, по своей воле и силою своего всемогущества; а другие, мнимые боги, суть только творение рук всемогущего Бога, которого и исповедует Давид – единым истинным.
11–13. Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил ecu душу мою от ада преисподнейшаго.
Наставь меня, Господи, на путь Твой, говорит Давид, и я буду ходить в истине Твоей», т.е. открой мне волю Твою, укажи и уясни мне требования Твоего закона, коими определяется направление, приводящее к истинной цели жизни, и я буду руководствоваться этой откровенной истинной, как светом на пути в мрачную ночь. – Соделай, Господи, это так, да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего, иначе – чтобы сердце мое с радостью благоговело пред Тобой, – благоговело в сознании Твоего величия, – с радостью, потому что оно озарено светом истины Твоей в течении своей жизни. – Получив такое откровение для руководства в жизни, «я, говорит Давид, буду восхвалять Тебя, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и славить имя Твое вечно: ибо велика милость Твоя ко мне; Ты избавил душу мою от ада преисподнего»...
14. Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою.
Молитва о помощи в виду неизбежной гибели. – «Боже, взывает Давид, на меня восстали люди законопреступные», от которых, следовательно, нет возможности избавиться по силе права и закона. – И сонм державных взыскаша душу мою, или – скопище сильных и властных мятежников – ищет мою душу, чтобы погубить ее и – безнаказанно... И не предложтиа Тебе пред собою, или – не представляют Твоей власти над собой, следовательно, они совершают свое злодеяние, в злости своей, не страшась даже Бога и отвергая всякую ответственность пред Ним... От таких злодеев, как бы от власти самого ада, гонимый может спастись разве только чудом Божия милосердия (ст. 9–13).
15–16. И Ты, Господи, Боже мой, Щедрый и Милостивый, Долготертливый и Многомилостивый и Истинный, призри на мя и помилуй мя, даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея.
Как ни горды, как ни сильны грозные мятежники (ст. 14), однако, и от них можно избавиться по милости Божией: о ней и молит Давид. – «Ты, Господи Боже, щедрый и милостивый – благосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный», следовательно, Ты помогаешь слабому, защищаешь гонимого, обличаешь гордого и лживого. А потому – «призри на меня, молит Давид, и помилуй меня: даруй державу – власть и крепость Твою отроку Твоему или тому, кто служить Тебе, как преданный слуга своему царю; и спаси сына рабы Твоей – глубоко смиренного пред Тобою, как и верно преданного Тебе, – в противоположность гордым и законопреступным мятежникам – гонителям (ст. 14).
17. Сотвори со мною знамение во благо, и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси.
Проникнутый чувствами скорби, смирения и преданности Богу, Давид молит Господа с дерзновением и любовью, как сын отца. – «Господи, сотвори со мною знамение во благо», иначе сотвори со мной чудо Твоей благости, т. е. соделай мое избавление непосредственно своей всемогущей властью, так, чтобы это было очевидно для всех, как именно Твое дело Твоей благости. И – «да видят это ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне, и утешил меня». – Видя это, ненавистники устыдятся, потому что признают карающую власть десницы Божией, которую прежде над собой не признавали (ст. 14). Давид имел основание так молиться потому что Господь неоднократно так помогал ему и утешал его – по его молитве, – как и прежде него помогал многим праведным в подобных обстоятельствах – А гари, Иакову, Иосифу и другим.