Псалом 86
Иерусалим, любимый Богом, как святой и вечный город, будет «матерью» народов.
1. Сыном Кореовым, псалом песни.
2. Основания его на горах святых: любит Господь врата Сиона паче всех селений Иаковлих.
Воспоминая прошедшую историческую судьбу Иерусалима и пророчески созерцая его славное будущее величие и международное значение, псалмопевец восклицает:
Основания его на горах святых!
Место, на котором была основана и много столетий стояла сильная крепость Иевус, принадлежавшая некогда туземцам Палестины – Иевусеям, потом взятая у них Давидом и ставшая его – «Давидовым» – городом, это – гора Сион, разделявшаяся на две вершины, собственно Сион и Мориа. Она была священна по историческим воспоминаниям, ибо на одной из ее вершин – Мориа некогда праотец народа Еврейского, Авраам приносил в жертву сына своего Исаака, где впоследствии был построен Соломоном храм единому истинному Богу и – где Господь благоволил избрать Себе место вечного пребывания. И так как основание Иерусалима зиждется на горах святых, то оно должно быть непоколебимо и город должен существовать вечно. – Господь любить врата Сиона более всех селений Иакова. Избрав Сион местом своего жилища, Господь любит его врата, т. е. представителей народа и правителей его, обычно присутствовавших в народных собраниях у ворот города. Любит их Господь более, нежели все другие селения Иакова – другие города, где обитает потомство Иакова, народ Израильский; а потому и подчинил их власти правителей, находящихся при вратах Сиона или Иерусалима, во главе с царем – помазанником Божиим. А в последствии Сиону подчинятся и многие другие народы (ст. 4‒7).
3. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий.
О превосходной славе святого Сиона и основанного на его вершинах города Иерусалима Господь много открывал пророкам и чрез них говорил Израильскому и другим народам. – Так, чрез пророка Исаию Господь говорил: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слава Господня из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена'». (Пс.2:2–4;ср.51:3‒5,11). – И еще: «восстань, светись, Иерусалим; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию». – «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны светит тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею». (Пс.60:1‒3,4‒7 и сл. 18‒19 и сл.). Такова будущая слава города Божия Иерусалима!
4. Помяну Раав и Вавилона ведущим Мя: и се, иноплеменницы и Тир и людие Eфиoncmиu, сии Быша тамо.
Говоря о превосходной славе Иерусалима, псалмопевец воспоминает и о других знаменитых городах и народах древности. – «Упомяну знающим Меня, от лица Господа говорит псалмопевец, о Рааве и Вавилоне» – Раавом (что значить гордый) назывался собственно змий, дракон. Так здесь, как и у пророка Исаии, называется Египет, за его хитрость, злость и гордость (Ис.27:1). Напоминая о Египте на юго-западе и о Вавилоне на востоке, Господь тем самым напоминает и об их судьбе, предсказанной пророками. – «Будет в тот день, говорит Исайя, Господь потрясет все от великой реки (Евфрата) до потока Египетского... И будет в тот день, вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иеpyсалиме». (Ис.27:12‒13). – Обращая взор на западе, псалмопевец говорит: «и вот, иноплеменники, т. е. Филистимляне, жившие по берегу Средиземного моря, и Тир – один из двух главных городов Финикии, на северо-западе от Иерусалима, и людие Eфиoncmиu, жители Ефиопии, обитавшие, как и доселе, на верховьях Нила – ...cиu Быша тамо, – они были там: т. е. представители этих народов все были в городе Божием, Иерусалиме, как поклонники единая истинная Бога в Его святом храме, на Сиона (ср. Пс.44:11‒13; Пс.71:8‒11,15,17; ср. Ис.60:9‒14).
5. Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем, и Той основа и Вышний.
Слава Cиoнa в том, что для обратившихся к истинному Богу – возродившихся духовно Сион будет матерью. И, как матерь, Сион будет говорить, что человек и человек родился в нем, т. е. – что в нем будут постоянно рождаться новые и новые люди, как члены одного семейства – дети одной матери... Будут говорить: и Той основа и Вышний, или – что так основал Сион Сам Всевышний, т. е. по воле Всевышнего, Сион будет местом рождения и спасения истинно верующих. – Так о Сионе и пророке Исаия говорит, что «все сыны его будут научены Богом и великий мир будет у сыновей его» (Ис.54:13; ср. 1‒3,11,12‒17;49:20‒22 и сл.).
6‒7. Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем. Яко веселящихся всех жилище в тебе.
О славе Сиона было уже возвещено (ст. 3) и еще будет: Господь поведает посредством писания народов и представителей их – князей, – тех, кои были в нем – в Сионе; ибо «всех веселящихся жилищ в тебе», заканчивает свою речь псалмопевец, обращаясь к Cиoнy. – Так, чрез пророка Исаию, и Господь говорит о Сионе: «и будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов, и приводимы были цари их... И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравше тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием на веки, радостью в роды родов». (Ис.60:11,14‒15 и сл.).