Источник

Псалом 71

Правосудие премудрого Царя – Мессии, внося правду и мир в жизнь народов, усилить Его власть, создаст благоденствие царства, распространить владычество до крайних пределов вселенной и сохранить Его имя благословенным во всех племенах и на все времена.

О Соломоне, псалом Давиду.

Псалом представляет собой молитву царя Давида о сыне и преемнике своем Соломоне, чтобы Господь соделал царствование его мирным и распространил оное до крайних пределов вселенной, так, чтобы в состав его вошли все народы и чтобы оно было единым всемирным царством Божиим. Так молясь о благоденствии царствования Соломона, Давид, в пророческом восторге, несомненно созерцал и царство Мессии, как царство правды и мира, т. е. вселенскую церковь Христову.

1–2. Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде.

Царь и сын царя, это – Соломон, наследник престола отца своего, Давида. Без сомнения, Соломон воспитывался под мудрым руководством своего отца – царя и под непременным воздействием богодухновенного учения пророка Нафана; а потому и сам преуспевал в мудрости и был ее сильным представителем: тем не менее, Давид, зная по собственному опыту целой жизни, как трудно и ответственно дело суда и правления пред Богом и Его народом, как отец, молится о Соломоне, чтобы Господь даровал ему, как царю, суд. Разумеется, Соломону необходимо нужно было уметь судить, строго сообразуясь с правдой Закона Божия; а потому Давид и молит Господа, чтобы Он дал Соломону Свою правду – строго беспристрастную, точно определяющую виновность и невинность, но и не чуждую милосердие – чтобы Соломон так судил людей – весь народ и особенно нищих, коих обыкновенно и легко всегда обижают на суде судьи, пристрастные к лицам знатным и богатым, удобно поддающиеся подкупу или смущающиеся угроз.

И сам Соломон просил у Господа мудрости и получил ее в высшей мере. Так, когда «тысячу всесожжений вознес Соломон на главном жертвеннике в Гаваоне, и молился, чтобы Господь «даровал ему сердце разумное, чтобы судить народ Его, и различать, что добро и что зло» – в таком деле, как суд над столь многочисленным народом: то «благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: вот Я сделаю по слову твоему. Вот Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобная тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (3Цар.3:4,9–10,12). И действительно, «дал Бог Соломону мудрость, и весьма велики разум и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломонова выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтяне. Он был мудрее всех людей... И имя его было в слав у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять. И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3Цар.4:29–34). – И при всем том, однако, премудрость Соломона была только тенью истинной, божественной премудрости Христа, Сына Божия, «чрез Которого все начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»... (Ин.1:3 и сл.). Восприяв всю полноту даров Св. Духа на свою человеческую природу, Христос «имел глаголы вечной жизни, как Сын Бога живого» (Ин.6:68–69; ср.4:42). И «никогда человек не говорил так, как этот человек» (Ин.7:46; Лк.11:27–28). Посему и Ап. Павел говорит: «мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей... Мы имеем ум Господень» (1Кор.2:7,16).

3. Да восприимут горы мир людем, и холми правду.

Горы и холмы Обетованной земли заняты были многочисленными и многолюдными городами. Народ Израильский распространился по ним, как бы разросшийся многоветвистый виноградник (Пс.79:9–12). И вот, молясь о мирном царствовании Соломона, Давид желает, чтобы эти горы и холмы Обетованной земли восприняли мир и правду, подобно тому, как виноградник воспринимает дождь и росу с неба. Такое орошение народу Божию на всех горах и холмах должен даровать именно царь Соломон из неиссякаемого источника Премудрости Божией – из Закона Божия; а вместе с тем уже снизойдет на землю Израилеву и мире (ст. 6–7).

Царствование Соломона, сравнительно с царствованием Давида и другими царями народа Еврейского, было благополучным и мирным совне и внутри. «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии (т. е. с севера до юга), во все дни Соломона» (3Цар.4:20,24–25). Но этот мир окончился с кончиной жизни Соломона. Истинный мир на земле мог быть тогда, когда Бог примирился с человеком, а такой мир настал только с явлением Христа Спасителя. Этот мир возвестили ангелы с небес в самую ночь рождества Христова, воспевая вслух пастырей Вифлеемских: «Слава в вышних Богу, и на земле мире, в человеках благоволение» (Лк.2:14). И Христос, отходя к Богу Отцу, говорил Апостолам: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам: да не смущается сердце ваше»... (Ин.14:27).

4. Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника.

Как царь мудрого и правого суда, Соломон особенно будет внимателен к людям обездоленным всякого рода. – Судить нищих людских, – тех, кто, не имея достаточно сил и средств, робко нагибается пред другими, прося милости, и, при оскорблении, отнюдь не может оказать сопротивление или мщения. – И спасет сыны убогих, – тех, кто постоянно терпит лишение и не только не имеет достатка, а даже иметь его не может; это люди постоянно жалующиеся и жалкие. – И смирить клеветника, – того, кто так вреден в общежитии именно клеветой, кто намеренной злостной ложью возмущает одних против других и так разрушает общий мир. Давид, по крайне прискорбному опыту собственной жизни, знал, как гибельна клевета: то как «отрок царя Саула», то как царь, невинно страдавший от клеветника сына своего, Авессалома, он пережил неисчислимые бедствие при волнениях народа, возмущенного клеветой против него, особенно Авессалома. Посему-то и желает Давид особенно, чтобы в царствование его сына Соломона не было клеветника, а если бы он появился, то чтобы мудростью и правдой царя Соломона такой злодей был усмирен, ради общего народного мира.

Без всякого сомнения, и Соломон, как мудрейший из царей земных, справедливо судил нищих, спасал убогих и смирял клеветвиков. Но родоначальник всякой лжи и клеветы есть диавол, что и значить клеветник (Ин.8:14; Деян.13:10). А диавол мог быть и действительно был низложен только Христом Искупителем, который, Сам возвещая миру о Своей крестной смерти, сказал: «ныне суд миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31). И Апостол Павел говорит, что Христос «воспринял плоть и кровь, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14).

5. И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов.

Тщательный разбор многих, трудных, не редко запутанных дел на суде требует премногого, настойчивого труда, особенных усилий даже и от мудрого, глубоко сведущего судии. Посему Давид и желает, чтобы Соломон именно так занимался своим судопроизводством. – Да пребудет он с солнцем и до луны в роды родов, – пусть царь будет выходить для совершения дел суда и управления вместе с восходом солнца и пусть продолжает исполнение своих обязанностей до восхода луны, т. е. с самого раннего утра и до позднего вечера.

Так некогда судил народ первый вождь и законодатель его Моисей. Когда Иофор, тесть Моисея, пришел навестить его в пустыне, то увидал, что «на другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера». И когда Иофор спросил Моисея, почему он так поступает, то «сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога. Когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим, и объявляю и уставы Божии и законы Его» (Исх.18:13–16). Следовательно, так ревностно и строго Моисей относился к делу суда – в сознании, что это дело Божие, совершение коего соединяется с строжайшею ответственностью пред Богом. – Но мысль о том, что Царь-судия будет так производить свой суд из рода в род, вечно (ст. 7), нашла себе осуществление не в царствование Соломона, а в вечном царстве Христа Спасителя.

6. Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю.

Древние цари Востока являлись в народные собрания с пышностью, величавой и даже грозной обстановкой; им очищали путь, пред ними бежали скороходы, за ними следовали отряды войска и пр. (3Цар.9:22). Это смущало народ, и все это весьма неблагоприятно было в деле производства суда, особенно над нищими, убогими и т. п. При такой же обстановке являлись иногда и цари Еврейские. Но Давид желает, чтобы Соломон являлся в народное собрание в скромном виде судии. Да сойдет он как дождь на руно и как капли, орошающие землю, – дождь на руно – снятую шерсть – падает тихо, а роса ложится на землю даже и незаметно; однако и дождь и роса чрезвычайно благодетельны – животворны для растений. Так и слова Царя, выражающий его мудрость и правду, должны высказываться кротко и тихо, укреплять лучшие чувства в сердцах его подданных, возращать твёрдые убеждения, кои затем переходит в добрые дела, всегда украшающие мирную жизнь граждан и венчающие их труды – подвиги на жизненном поприще.

Как царь, Соломон окружал себя роскошью и великолепием. «И сделал царь большой престол из слоновой кости, и обложил его чистым золотом. К престолу было шесть ступеней. И два льва стояли у локотников... и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве» (3Цар.10:18–20). Посему не Соломон, а только Христос Спаситель являлся в смиренном виде пастыря и учителя, и, совершая свое дело искупления мира, не редко «не имел места, где приклонить голову» (Мф.8:20). Христос, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и но виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6–8).

7. Воссияет во днех его правда и множество мира, Дóндеже отъимется луна.

Если царь будет мудр и строго правосуден, то во дни его царствования воссияет правда, – в его суде, а вследствие в этого, и в жизни народа правда будет сиять, т. е. она не только будет видна, но ее нельзя будет не видать, как свет солнца в полдень. А если так будет для всех очевидна правда, то необходимо водворится в жизни и мир, это – неизбежное следствие правосудия; будет и множество мира или обилие мира у всех и во всем. Так это будет, доколе отъимется луна или пока луна не снимется с неба, подобно тому, как снимается светильник с своей подставки, когда он гаснет. Иначе – правда и мир в царствование этого премудрого царя будут сиять как солнце во весь день, как луна в течение всей ночи, т. е. непременно и всегда.

Несомненно, правосудие Соломона было блестящим. «Когда слышал весь Израиль о суде Соломона, как он судил; то стали бояться царя; ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (3Цар.3:28). А следствием такого правосудия был и мир в царстве Соломона (ст. 3). Но свет правды Соломона, к концу его дней, затмился его пороками, а со смертью его и совершенно померк (3Цар.11:6, 9–11). И только с явлением Христа воссияло во всем мире и на все времена истинное солнце правды. Только Он мог сказать о Себе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» . (Иоан.8:12; ср.1:4 и 9). А вместе с тем водворился и вечный мир в церкви Христовой (ср. ст. 3).

8. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя.

Если правда и мир в царстве Соломона водворятся и утвердятся, то и владычество его должно распространиться до отдаленных пределов вселенной. Об этом и молит Давид. – И да обладает он от моря до моря, и от рек до конец вселенные, – его владычество должно быть не над одним только народом Еврейским, но и над другими народами: оно должно простираться от моря восточного или Персидского залива, до пределов моря западного – Средиземного моря. И от рек до конца вселенной, разумеется – от Тигра и Евфрата, на северо-востоке, до западного берега Испании или до Атлантического океана: а на юге – до крайних пределов Эфиопии9.

Соломон «владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта... Он владычествовал над всею землею, по ту сторону реки (Евфрата), от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами» (3Цар.4:21 и 24). Но власть Соломона, очевидно, не простиралась до крайних пределов вселенной. Только Христос Спаситель есть единый, истинный и вечный Царь мира и только Он мог с правом сказать о Себе: «все предано Мне Отцом Моим» (Мф.11:27).

9. Пред ним припадут Ефиопляне, и врази его персть полижут.

В царство правды и мира с благоговением обратятся и отдаленные народы, прежде враждебные Израилю. – Пред царем правды и мира падут жители отдаленной Ефиопии (– в Африке, на верховьях р. Нила), т. е. поклонятся ему до земли, – к подножию его трона. И врат его будут лизать прах, – прежде бывшие враги его, теперь, признавая его лице священным, будут не только поклоняться ему до земли, но и целовать самый прах на том месте, где стояли стопы его.

Ефиопляне отнюдь не чтили Соломона с благоговением и даже не были покорны ему никогда. Только Христу Спасителю покорились Ефиопляне, вошли в состав Его церкви, поклоняются Ему и исповедуют Его, как Сына Божия, единосущного с Богом Отцом.

10. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут.

Придут поклонниками в царство Соломона как цари с отдаленного юга (ст. 9), так и с отдаленного запада. – Цари Фарсиса – отдаленной колонии Финикиян (на западном берегу Испании), и острова – жители островов Средиземного моря и отчасти колонии по берегам его – принесут дары, как торговые люди, богатые всякими товарами, они принесут свои дары, в виде серебра и золота, как дань царю Израильскому. Цари Аравии и Савы – обитатели пустынь Аравии и жители Савы или Счастливой Аравии – дары приведут: как богатые стадами овец и верблюдов, они представять дань от этих своих стад (Ср.Пс.60:4–9).

Известно, что «у Соломона был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозил золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов», но это было по торговым сношениям (3Цар.10:22). Получал Соломон золото «и от всех царей Аравийских» (3Цар.10:15) Известно также, что и «Царица Савская, услышав о славе Соломона, во имя Господа, пришла испытать его мудрость. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота, и драгоценными камнями... И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний, и драгоценные камни... Но и царь Соломон дал царице Савской все, что она желала, и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками» (3Цар.10:1–2, 10, 13). Такой обмен дарами, очевидно, свидетельствует о взаимной дружбе, а не о подчинении и рабской покорности царицы Савской царю Соломону. Только Христу Спасителю приносили и приносят дары с благоговейной покорностью, как Царю мира, все племена земные (ст. 11).

11–12. И поклонятся ему вси царие земстии, вси язы́цы поработают ему. Яко избави нища от сильна, и убога, ему же не бе помощника.

Царю правды и мира поклонятся все цари земли, а с ними и все народы будут ему работать-служить с покорностью рабов: будут приносить и приводить свои дары – дани, – все, как во всей вселенной, так и во все времена. Основанием такого поклонения и служения будет именно правосудие Царя совершенно беспристрастное, так как «он избавить нищего от сильного, защитить убогого, у которого нет помощника». Так Он, на правде и праве оснует свое незыблемое и всемирное владычество как царь мира.

– «Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все цари на земли искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И они подносили ему, каждый от себя в дар: сосуды серебряные, и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год» (3Цар.10:23–25). Такое отношение к Соломону царей окрестных народов было, очевидно, выражением почтения, а не покорности их, как подданных – подвластных, и не потому, что он «избавлял нищего от сильного или защищал убогого.» – Только Христа Спасителя «Бог превознес и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христосе в славу Бога. Отца», т. е. равночестный с Богом Царь всего мира, видимого и невидимого (Филин.2:9–11).

13–14. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними.

Царь мира в правосудии своем будет соединять правду с милосердием. – Он пощадит нищего и убогого, – с любовью будет защищать их право и имущество, снисходя в ним. И души убогих спасет, – ради самого их убожества, щадя их права, он охранит и самую жизнь их. От лихвы и от неправды избавить душы их, – так как бедные обыкновенно легко делаются должниками, а от долгов освобождаются не легко, потому что заимодавцы присчитывают всегда лихву – особый прибыток за одолжение, и этот начет определяют нередко несправедливо; то бедным и убогим должникам, по закону Моисееву, приходилось уплачивать долг, жертвуя свободой: неоплатные должники, обыкновенно, обращались в рабы на определенное время, а иногда и на всю жизнь. Вот от такой лихвы и неправды и будут они спасены властью Царя правосудного. И честно имя его пред ними, – понимая, как дорога жизнь и ее высшее благо – свобода, нищие и убогие всей душей будут ценить того, кто спасет им жизнь и дарует свободу, и самое имя его у них будет честно – почтенно, драгоценно, – в глубоком уважении и благоговейном почитана, как имя Спасителя.

Будучи премудрым и справедливым в суде над народом Израильским, Соломон, как правитель, не одинаково милостиво относился к другим своим подданным. – «Весь народ, оставшиеся от Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Хананеев, Евеев, Иевусеев и Гергесеев, которые были не из сынов Израилевых, детей их, оставшихся после них на земле (Ханаанской), которых сыны Израилевы не могли истребить (при Иисусе Навине и потом), Соломон сделал оброчными работниками. Сынов же Израилевых Соломон не сделал работниками; но они были его воинами, его слугами, его вельможами, его военачальниками и вождями его колеснице и его всадников» (3Цар.9:20–22). Очевидно, Соломон не избавил своих подданных от лихвы и от неправды. И это тем более справедливо, что, по смерти Соломона, при воцарению сына его Ровоама, все собрание Израильтяне пришли и говорили ему: «отец твой положил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем тебе служить» (3Цар.12:3–4).

Только с распространением истины Евангелие и власти Христовой пало рабство, в различных его видах, у всех тех народов, в среде которых водворилась святая Церковь Христова: ибо в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободная...» И это потому, что ее члены «облекаются, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как Христос простил... Более же всего облекаются в любовь, которая есть совокупность совершенства...» (Колос.3:11–14).

15. И жив будет, и дастся ему от злата Аравийска, и помолятся о нем выну, весь день благословят его.

Окруженный покорностью, преданностью, услугами и уважением, Царь правды и мира будет жить, – его жизнь будет продолжаться при полном обилии всех благ жизни, а деятельность будет сопровождаться полным успехом. – И будут давать ему от злата Аравийского – платить ему дани будут с любовью, как бы приносить дары, состоящие из Аравийского золота, как лучшего, червонного (ст. 10). Так искренно преданы будут ему подданные в его царстве. – И будут молиться о нем непрестанно, – так как он охраняет жизнь подданных и спасает их души. – И всякий день будут благословлять его, – и в семейных домах и в народных собраниях все будут благословлять его каждый день, – как такого промыслителя и благодетеля, которому все и всякий день обязаны не только благополучием, но и самым существованием (ст. 17–18).

Несомненно, при жизни Соломона, не весь народ его благоденствовал, а потому и по смерти его не только не благословлял, а даже осуждал его, роптал на него и, наконец, возмутившись, в числе десяти колене отделился, избрав себе другого царя (см. 13–14). Нет, созерцая Лице Мессии, вечного Царя правды и мира, только о Нем Давид мог сказать – Он жив будет: И Христос Спаситель хотя и умер, но воскрес. А потому, только Ему, как Господу жизни, молятся и помолятся всё, ищущие чрез Него спасения и вечной блаженной жизни, и за дарование такой жизни вечно будут благословлять Его (ср. ст. 11–12).

16. Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод его: и процветут от града яко трава земная.

Население страны, под мудрым правлением царя мира, будет приносить ему богатые дани – дары потому, что страна будет вполне благоденствовать, и особенно будет преуспевать земледелие, это основное средство благоденствие народа. – Будет утверждение на земли на версех гор, – будет утверждение, т. е. обилие зернового хлеба – на земле, на вершинах гор (Пс.103:15). Разумеется, пшеница и ячмень будут стоять твердо на корню, будут возвышаться и колоситься сильно и беспрепятственно, не только на долинах, как это обыкновенно, но и по склонам холмов и даже на вершинах гор. Превознесется паче Ливана плод его, – колосистая плодоносная пшеница, поднявшись по склонам гор до самых вершин их, будет волноваться и шуметь, как лес на Ливанских горах. (Ср.Пс.64:10–14) И процветут от града яко трава земная, – и население городов процветет и размножится как трава на земле, т. е. будет бесчисленно, разумеется, вследствие обилия всяких средств к жизни, при мудром правлении царя правды и мира.

Такое благополучие Израиля действительно было во дни мирного царствование Соломона. (3Цар.4:20,25).

17. Будет имя его благословенно во веки, прежде солнца пребывает имя его, и благословятся в нем вся колена земная, вси язы́цы ублажат его.

Имя царя, давшего столь совершенное благоденствие своему народу, будет благословенно во веки, – будет в благодарной памяти всех последующих родов. – Прежде солнца пребывает имя его, точнее – пред солнцем да возрастает имя его, или доколе пребывает солнце, будет пребывать и возвеличиваться имя его, т. е. будет передаваться с благословениями из рода в род, до конца бытие мира. И благословятся в нем вся колена земная, – не только двенадцать колен народа Израильского, но и все племена всех народов и времен. Вси язы́цы ублажать его, – не один только народ Еврейский, где возникнет это царство правды и мира, но и все народы, от востока до запада, от севера до юга, будут ублажать его, что и выразят ему принесением всяких даров цари всех народов (ст. 8–11).

Так должно будет исполниться обетование, данное Богом Аврааму, при заключении с ним завета (Быт.12:1–3; 22:18). Но действительно исполнилось оно не в лице Соломона, а в лице Христа, Спасителя мира (ст. 11–12).

18–19. Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един, и благословенно имя славы Его во век и в веке века, и исполнится славы Его вся земля: буди, буди.

Созерцая будущее блаженное царство правды и мира, Давид и сам с глубоким благоговением благословляет Господа Бога, Царя и Промыслителя. – Благословен Господь, Бог Израилев, един творящий чудеса! – Благословен Господь, промышляющий о своем народе и творящий столько чудес в его исторической жизни, как ни единый мнимый бог ни у единого народа. – И благословенно имя славы Его во век и в век века, – имя, которое прославлялось, будет благословляться и прославляться всеми народами, доколе сияет солнце, – вечно (ст. 17). – И исполнится славой Его вся земля, – славою имени Господа исполнится вся земля, ибо Его единого будут исповедовать, благословлять и прославлять все народы. – Буди, буди! – да будет это так! И действительно, это было, есть и будет так! –

Не слава сына Давидова, Соломона, а слава Сына Божия, Христа распространилась по всей земле. Некогда величайший пророк Ветхого Завета Исаия, созерцая царственный престол Господа Вседержителя, в присутствии Серафимов, слышал их сугубое славословие: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! и – с глубочайшим благоговением внимал этому гласу Серафимов. – По учению Евангелиста Иоанна Богослова, Исайя созерцал именно славу Сына Божия и говорил о Нем (Ис.6:1,3–5; Ин.12:40–41).

* * *

9

Крайний западный мыс Испании древние считали концем вселенной, почему Римляне и назвали его Финистерре, т. е. конец земли – «Крайняя страна на юго-западе обитаемой земли – Эфиопия», говорит Геродот. История. Кн. III, 114.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle