Источник

Псалом 118

Блажен тот, кто знает, постоянно изучает, всей душой любит, благоговейно чтит, от юности неизменно хранит, как величайшее сокровище, и, не смотря на гонения от врагов, во всю жизнь строго исполняет Закон Божий, как откровение несовершенной воли Божией.

Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога».

1–3. Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его. Не делающии бо беззакония в путех Его ходиша.

Сознавая, что Закон Божий есть наивысшее и величайшее благо в жизни человека и вернейший залог его вечного блаженства, псалмопевец говорит: Блаженны непорочные в путь, правильнее – в пути, в жизни, ходящии – живущие по закону Господню. Блаженны испытающие свидения – они опытом, ревностным исполнением постигают благо Закона, как свидение – откровение воли Божией. Они всем сердцем ищут его – желают его знать и исполнять. Они не делают беззакония, ходят по путям Его, – живут по указаниям заповедей закона, данного Самим Богом.

4–8. Ты заповедал ecu заповеди Твоя сохранити зело: дабы исправилися nymиe мои, сохранити оправдания Твоя. Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судбам правды Твоея. Оправдания Твоя сохраню: не остави мене до зела.

Ты, Господи, дав на Синае заповеди Моисею и народу, повелел им хранить оные зело – твердо, – так, дабы пути мои были прямы – верны, честны в сохранении Твоих оправданий, т. е. постановлений Закона о средствах оправдания человека. – Тогда я не постыжусь, когда внимательно буду наблюдать за исполнением всех Твоих заповедей. – Я буду славить Тебя в правости сердца, или с оправданным сердцем, – когда научусь определениям Твоего правосудия. – Буду хранить Твои постановления об оправдании: а посему и Ты не оставляй меня до зела – совсем.

9–11. В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя. Всем сердцем взысках Тебе: не отрини мене от заповедей Твоих. В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе.

– Посредством! чего юнейший – человек молодой и не опытный исправит путь свой или сделает! совершенно правильным! образ поведения своего? – только посредством! хранения Твоих! словес, – высказанных! Тобою, Господи, заповедей (ст. 4–5). Всем сердцем! ищу Тебя – желаю Тебе благоугодить; а посему и Ты не отрини мене, – не дай мне уклониться от! заповедей Твоих. – В сердце своем скрыл я слова Твои, иначе – Твои заповеди стали предметом искренних желаний моего сердца, чтобы не грешить пред Тобою.

12–16. Благословен ecu, Господи: научи мя оправданием Твоим. Устнама моими возвестих вся судбы уст Твоих. На пути свидений Твоих насладихся. яко о всяком богатстве. В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя. Во оправданиих Твоих поучуся: и не забуду словес Твоих.

Благословен! Ты, Господи! научи меня Твоим! постановлениям об оправданиях. Устами моими я возвещал! все определения правосудия которые Ты изрек своими устами, – при даровании закона на Синае. – На пути свидений Твоих, или – живя по указанию Твоих! откровений, я наслаждался жизнью, как! и при всяком, т. е. разнообразном и великом, богатстве. – В заповедех! Твоих! поглумлюся, – о заповедях! Твоих буду усердно и глубоко размышлять, и так уразумею пути Твои – заповеди, коими определяется правильный образ жизни (ст. 5–6). – Буду учиться исполнять постановления Твои об оправдании: и не забуду слов Твоих, – ибо «Ты заповедал повеления Твои хранить твердо» (ст. 4).

17–20. Воздаждь рабу Твоему: живи мя, и сохраню словеса Твоя. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли: не скрый от Мене заповеди Твоя. Возлюби душа моя возжелати судбы Твоя на всякое время.

Мне, говорит псалмопевец, как рабу Твоему, столь преданному Тебе, воздай милостью за эту преданность: за то, что я так люблю Тебя, ибо всем сердцем моим ищу Тебя, Ты живи мя – продли мою жизнь и охраняй ее; а я во всю свою жизнь буду хранить слова Твои. – Открой очи мои, – дай мне, Господи, чистое, свободное зрение или точное и полное понимание, и я увижу чудеса закона Твоего, – те дивные события в жизни народной и частной, какие происходят от применения закона Божия в ней, в суде над нею по этому закону. – Пришлец я у Тебя на земле, – как бы странник в чужой земле, непременно требующий указание верных и безопасных путей. А потому, не скрывай от меня заповедей Твоих, кои послужат для меня столь необходимым руководством в опасных путях сей земной жизни: не скрывай, ибо душа мол возлюби возжелати – с любовно, искренно и сильно желает знать судбы, т. е. определение суда Твоего по закону Твоему.

21–24. Запретил еси гордым: прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих. Отьими от Мене понос и уничижение, яко свидений Твоих взысках. Ибо седоша князи и на мя клеветаху, раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих: ибо свидения Твоя поучение мое есть, и совети мои, оправдания Твоя.

Ты запретил или определил по суду своему наказание гордым – своенравным, Ты укротил их. Прокляты и потому подлежать истреблению все уклоняющиеся от заповедей Твоих. – Сними с меня поношение и уничижение, как некую грязную одежду, ибо я взыскал – старался всегда знать и исполнять свидания-откровения Твои, – тогда как гордецы, позорящие меня, презирали заповеди Твои. – Ибо вот князья – знатные, властные, а вместе и гордые люди – сели, разумеется на месте совета, что у ворот города, и клевещут на меня: раб же Твой глумляшеся, – а я, преданный Тебе раб, тем более углублялся в понимание законов Твоих об оправдании: ибо свидения – откровение Твои служат утешительным поучением для меня; и как бы советниками и судьями моими бывают Твои постановления об оправдании, – так всегда, и так особенно теперь, при поношении, уничижении и оклеветании на суде гордых и неправедных судей...

25–28. Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему. Пути моя возвестих, и услышал мя ecu: научи мя оправданием Твоим. Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих. Воздрема душа моя от уныния: утверди мя в словесех Твоих.

Мол душа прильпе земли – прильнула к земле или повержена в прах, как осужденная за грех и подлежащая проклятию и уничтожению: но Ты, Господи, оживи меня по слову Твоему, – по силе Твоего творческого слова. – Я возвестил Тебе пути мои, – убеждения и правила моей жизни открыто проявил в молитве и добродетели, и Ты услышал меня: научи не меня постановлениям Твоим об оправдании, дабы мои пути были сообразны с ними. – Вразуми меня о пути, коим достигается оправдание по Закону Твоему, и я поглумлюся – буду размышлять о чудесах Твоих, – сколь дивны дела Твоего промысла, совершаемые ради оправдания и спасения оправданного человека. Воздрема душа моя от уныния, – при поношении, уничижении и оклеветании со стороны гордых (ст. 21–23), моя душа поверглась в уныние и воздремала, точнее – потеряла бодрость, омрачилась: но Ты, Господи, утверди меня, чтобы я бодрствовал во исполнении слов Твоих.

29–32. Путь неправды отстави от Мене, и законом Твоим помилуй мя. Путь истины изволих, и судбы Твоя не забых. Прилепихся свидением Твоим, Господи, не посрами мене. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил ecu сердце мое.

Путь неправды отстави, удали от меня, или – меня удали с пути лжи, ибо на этом пути душа приходить в уныние, повергается в прах (ст. 25 и 28). И законом Твоим помилуй меня, – руководя меня по пути жизни законом Своим, веди меня к помилованию и спасению моей души. Путь истины изволих, – а добровольно избрал путь истины и потому не забывал судеб Твоих – определений Твоего суда, чем охраняется и утверждается истинный путь жизни. – Я прилепился к свидениям – откровениям Твоим, Господи, как бы обнялся с ними, в знак искреннего дружеского союза: а потому не постыди меня, – не допусти, чтобы путь моей жизни, проходимый под руководством этих откровений, подвергся поношению, уничижению и оклеветанию от гордых (ст. 21–24, 29). – Путь заповедей Твоих текох, – с особою ревностью я шел по пути, который указывали мне заповеди Твои, Господи, когда Ты расширил сердие мое, – избавил его от скорби и уныния, который так угнетали душу (ст. 28), и даровал ему свободу и отраду (ст. 14).

33–35. Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой и сохраню ѝ всем сердием моим. Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех.

Законоположи мне, – да будет мне законным, Господи, путь или образ жизни, определяемый Твоими законами об оправдании, и я взыщу и выну, – буду стремиться всегда шествовать по нему. Вразуми меня и я испытаю – приложу к делу закон Твой и буду хранить его всем сердцем моим: всякий свои чувства и желания буду охранять, направлять и освящать заповедями закона Твоего. – Наставь меня на стезю заповедей Твоих, – так, чтобы я шел по стезе, определяемой Твоими заповедями: ибо я ее пожелал – полюбил и решил идти но ней.

36–39. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство. Отврати очи мои еже не видети суеты: в пути Твоем живи мя. Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. Отъими поношение мое, еже непщевах: яко судбы Твоя благи.

Приклони, Господи, мое сердце во свидения Твоя, – чтобы сердце мое было постоянно склонно к разумению Твоих откровений, и освящало ими свои чувства. И не допусти, что бы мое сердце уклонялось к лихоимству – к корысти, ибо эта страсть ослепляет ум, порабощает сердце, так что для человека золото и серебро уже заменяют собою Бога. – Отврати очи мои, чтобы мне не видеть суеты, – чтобы я не прельщался блеском золота и серебра, ибо эти блага суетны, ведут к гибели, – они удаляют от закона Божия, разрушают общение с Богом, совершению лишают Его благословения в жизни сей и блаженства в будущей (ст. 1–3). Наоборот, в пути Твоем живи мя, – сохрани меня на пути, который указан Тобой в откровении Твоем, ибо сей путь ведет к истинной жизни. – Поставь мне, рабу Твоему, слово Твое в страх, – чтобы воля Твоя в слове Твоем была для меня предметом страха – благоговения, и так удерживала бы меня от обольщения суетой и уклонения в лихоимство. – Сними с меня поношение, еже непщевах, точнее – которого я опасаюсь, ибо оно неизбежно при уклонении к суете, особенно к лихоимству. – Яко судбы Твоя благи, – определения Твоего суда существенно полезны для жизни, так как, ограничивая сердце человека от уклонения в суету – лихоимство, они охраняют самую жизнь его.

40–44. Се, возжелах заповеди Твоя: в правде Твоей живи мя. И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему: и отвещаю поношающим ми слово, яко уповах на словеса Твоя. И не отъими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судбы Твоя уповах: и сохраню закон Твой выну, в век и в век века.

Вот я сильно желаю исполнять Твои заповеди, а потому в правде Твоей – при сохранении мной Твоей правды, и Ты оживотвори меня – сохрани мою жизнь. – И да приидет ко мне эта милость Твоя, Господи, именно – спасение Твое жизни моей по слову Твоему, в котором выражается правда суда Твоего. – Тогда и я дам слово – ответ поношающим меня, что я уповаю на Твои слова – на слова закона Твоего об оправдании... – И не отнимай от уст моих слово истины до зела – совсем, совершенно: иначе, не допусти, чтобы уста мои лишены были совершенно произносить истину Твоего закона – откровения воли Твоей в защиту от поношающих меня; ибо я надеюсь на судбы Твои – определения Твоего суда, которые меня оправдают и – спасут. А потому я и буду хранить закон Твой выну – всегда, в век и в век века, т. е. и сам, и потомство мое из века в век.

45–48. И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках: и глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся: и поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело: и воздвигох руце, мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во опровданиих Твоих.

И ходим я по широте, – жил не стесняемый ничем, свободно и безбедно: так жил потому, что заповеди Твои взыскал – старался знать, помнить и соблюдать, ибо в этом состоит истинная свобода и залог совершенного благополучия (ст. 1 и сл.). – И говорил я о свидениях – откровениях Твоих пред царями и не стыдился, – в том случае, если эти цари были нечестивые и презирали Закон, как откровение Твоей воли. – Псалмопевец по ревности к Закону Божию поступал так, как поступали пророки Илия, Исайя, Михей, особенно Иеремия. – И поучался я в заповедях Твоих, Господи, которые я возлюбил весьма – Я поднимаю и простираю руки свои к заповедям Твоим, разумеется, желая принять их от Тебя, как некогда их принял Моисей на Синае, как высший дар Твой, – обнять их, прижать к груди, как самое милое, дорогое, любимое... И глумляхся – глубоко размышлял об установлениях, данных Тобой грешным для оправдания.

49–52. Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. Гордии законопреступоваху до зела: от закона же Твоего не уклонихся. Помянух судбы Твоя от века, Господи, и утешихся.

Напоминай слова Твои мне, рабу Твоему, которые Ты дал мне, как основание для упования на милость Твою. – То утешает меня в моем смирении – в бедствиях и уничижении от врагов (ст. 21–23, 39), что Слово – откровение Твоей истины оживляет меня, – охраняет мою жизнь, направляя ее к истинной цели и блаженству (ст. 1–2 и сл.). – Гордые люди преступали закон до зела – до крайности, – подвергая меня уничижении клевете (ст. 21–23), – но я не уклонялся от закона Твоего. – Вспоминаю я судбы Твои от века, – определение правосудие Твоего в делах Твоего Промысла, которые совершил Ты, Господи, от века – издревле, и утешался, потому что смиренные и уничиженные всегда находили оправдание, свободу, утешение, блаженство (ст. 1–2, 6, 14, 20, 28, 32, 45).

53–56. Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой. Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришелствия моего. Помянух в нощи, имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой. Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках.

Печаль прият мя, – меня объяла скорбь, причиняемая со стороны грешных, именно – гордых законопреступников (ст. 51). – Пета бяху мне оправдания Твоя, – Твои законы об оправдании были предметом моих песней – псалмов; я их воспевал, прославляя Тебя, ибо я полюбил их, – они были утешением для меня на месте пришелствия моего, т. е. в этой жизни на земле, как бы в чуждом городе (ст. 19). – В нощи я вспоминал имя Твое, Господи, – встав в полночь, я в молитве призывал Твое Имя (что было в обыкновении у благочестивых людей, ст. 62 и 148): и, вместе с тем, хранил закон Твой. – Сей быст мне, этот Твой закон – для меня, или стал моим, так что я старался исполнять Твои повеления в нем об оправдании.

57–60. Часть моя ecu, Господи: Рех сохранити закон Твой. Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему. Помыслих пути Твоя и возвратих нозе мои во свидения Твоя. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя.

Здесь, в этой жизни, я как бы на земле пришельствия моего (ст. 54), и как странник в чужом городе, не имею своей собственности; но Ты, Господи, часть моя – удел мой, т. е. от Тебя я получаю все, необходимое для земной жизни, как всякий постоянный обитатель на своей наследственной земле получает все со своего удела или участка, пшеницу, виноград и проч. Посему я и сказал: буду хранить закон Твой, – ибо только при этом условии Ты будешь уделом моим. – Молился я лицу Твоему или Тебе: помилуй меня по слову Твоему, – ибо Ты милуешь того, кто хранит закон Твой. – Помыслих пути Твоя, – размышлял я о путях Твоего промысла, и – возвращал ноги мои во свидения Твоя, – обращался на тот путь, какой указан в откровениих Твоих, следовал указаниям их в делах своей жизни. – Уготовихся и несмутихся, или решился и не смущался хранить заповеди Твои, хотя, разумеется, встречал препятствие к тому со стороны гордых и беззаконных, – клевету, порицание, насмешки (ст. 21, 22, 23, 39, 42, 51, 53).

61–64. Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых. Полунощи востах исповедатися Тебе о судбах правды Твоея. Причастник аз есмь всем боящымся Тебе и хранящым заповеди Твоя. Милости Твоея, Господи, исполнь земля: оправданием Твоим научи мя.

Ужя грешник обязашася мне, – веревками грешных я обязан, или обвинениями и порицаниями клеветников, как сетями, я был опутан (ст. 22–23, 39, С2, 51): но, и при: этом, я не забывал закона Твоего. – Благоговея пред законом Твоим, я вставал в полночь исповедатися Тебе, – чтобы в молитве прославлять Тебя – за судьбы правды Твоей или определения Твоего праведного суда (ст. 55). – Причастник аз есмь всем боящымся Тебе, и хранящим заповеди Твоя, – я сообщник всем, кто хранит в душе благоговейный страх пред Тобой, посему хранит – исполняет и заповеди Твои: и, разумеется, наоборот, не вхожу в общение с теми, «кто ходит на совет нечестивых, стоит на пути грешных и сидит собрании развратителей» (ст. 21–23. Пс.1:1). Хранящий такую преданность Закону Божию и ревность к славе Божией имеет и непоколебимую надежду на милость Божию. – Милости Твоей, Господи, полна вся земля, говорит псалмопевец, – ею пользуются не только люди, но и животные (Пс.32:5 и сл. Пс.35:6–10). Научи меня хранить уставы Твои, – чтобы получать от Тебя и милости Твои.

65–68. Благость сотворил ecu с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему: благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах. Прежде даже не смиритимися, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних. Благ ecu Ты, Господи: и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим.

Ты, Господи, сотворил благо мне, как рабу Твоему, который неизменно предан Твоему Закону, – по слову Твоему: кто исполняет Твой закон, к тому Ты и милостив (ст. 40–42, 49). – Научи меня, Господи, благости, точнее – тому, что служить руководством к благочестию, и разуму – ведению высших истин веры: ибо заповедям Твоим я верую, – признаю, что они даны Тобою Самим, что они ведут человека к блаженству, если только он исполняет их точно и постоянно (ст. 1–2). – Прежде, когда я еще не смирился – не был в уничижении и страдании, я грешил – блуждал на своем пути, не шел к высшей цели жизни: а теперь, когда пострадал от своих заблуждений, я храню Твое слово, – с любовью, благоговением и ревностью, как лучшее руководство к блаженной жизни (ст. 71; ср. ст. 10–11, 32, 34, 38, 45; Пс.117:5–14 и др.). – Благ Ты, Господи, и по благости своей научи меня законам, кои дал Ты для оправдания моего пред Тобой.

69–72. Умножися на мя неправда гордых: аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя. Усырися яко млеко сердце их: аз же закону Твоему поучихся. Благо мне, яко смирил мя ecu, яко да научуся оправданием Твоим. Благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра.

Умножилась против меня неправда гордых, – их ложь и клевета более и более опутывают и стесняют меня, как сети из веревок (ст. 61. ср. ст. 21–23, 51, 53), а я всем сердцем своим храню и на деле стараюсь исполнить все заповеди Твои. – Усырися яко млеко сердце их, – сердце этих гордых и лживых людей из нежного стало грубым, подобно тому, как бы молоко превратившееся в сыр: т. е. они не проникаются Законом Божиим, с тем, чтобы смягчал свое сердце, утешать других любовью, подобно тому, как отзывчивая мать с сердечной нежностью питает своим молоком грудных детей своих... Но я, говорит псалмопевец, закону Твоему поучался и, разумеется, не этом находил для себя утешение. – Благо мне, что Ты, Господи, смирил меня, – подверг уничижению и страдание, дабы я, чрез такое смирение, научился законам об оправдании, ибо чрез такое смирение я избег гордости, мое сердце покорилось правде, смягчилось любовью, сделалось нежным и отзывчивым к страданию других... Закон, который изрекли уста Твои, Господи, благ для меня или составляет сокровище, которое для меня дороже тысяч золота и серебра, ибо эти блага суетны, не хранит жизни, а Законе Божий животворит – для вечного блаженства (ст. 36–37 и 1–2, 14).

73–76. Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим. Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах. Разумех, Господи, яко правда судбы Твоя, и воистинну смирил мя ecu. Буди же милость Твоя, да утешит мя, по словеси Твоему рабу Твоему.

Господи, Твои руки сотворили меня и создали меня, или – Ты своим творческим всемогуществом из небытия привел в бытие мою человеческую природу, а затем образовал тело и вдунул в него дыхание жизни; и Ты желал свои заповеди, чтобы созданный Тобою человек следовал им, и тем исполнял волю своего Создателя: вразуми же и меня, чтобы и я научился заповедям Твоим, их понимать и по ним вести жизнь. – Боящиися Тебе, благоговеющие пред Твоей волей увидят меня и – возрадуются, что я уповаю на слова Твои, – надеюсь на оправдание пред Тобой за сохранение заповедей Твоих, и что эта надежда не посрамит меня. – Понял я, что суды Твои, Господи, праведны и что во истину Ты смирил меня, – по справедливости и с благою целью Ты подверг меня страданию и уничижению (ст. 22–23, 39, 42, 53, 67, 71, 80). Да будет же и милость Твоя утешением моим, по слову Твоему ко мне – рабу Твоему.

77–80. Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть. Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя: аз же поглумлюся в заповедех Твоих. Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя. Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся.

Да приидут ко мне щедроты Твои – щедрые дары милосердия Твоего, Господи, – за терпение мое во смирении моем, – и я буду жит ь: ибо Закон Твой служит для меня поучением а вместе и утешением. – Да будут постыжены гордые, ибо неправедно – безвинно творят против меня беззаконие, точнее – угнетают меня: а я погумлюся – буду размышлять о заповедях Твоих, и, так поучаясь в них, избавлюсь от этого угнетения со стороны гордых. – Да обратят мя боящиися Тебе, или – да обратятся снова ко мне, как бы оставленному ими или оставившему их, боящиеся Тебя, Господи, и ведящии свидения – знающие откровения Твои: т. е. люди богобоязненные пусть снова признают, что я жил по глубокому и верному понимании Твоих заповедей, который и они знают, и что если был унижен гордыми, то – беззаконно. – Да будет же сердце мое непорочно, как и всегда было, во оправданиях Твоих, – пред законами об оправдании, которые Ты изрек устами Твоими, чтобы я не посрамился в искушениях, при уничижении со стороны гордых.

81–84. Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах: исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя? Зане бых яко мех на слане: оправданий Твоих не забых. Колико есть дний раба Твоего, когда сотвориши ми от гонящих мя суд?

Исчезает во спасение Твое душа моя, – продолжительно и с трудом ожидая от Тебя, Господи, спасения, моя душа как бы исчезает истаевает как воск, т. е. в страданиях и уничижении ослабевает ей мужество и самая крепость сил, необходимая для терпения: но я уповаю на слово Твое, еще не отступаю от Закона Твоего... Исчезают очи мои в слово Твое – долгом ожидании помощи от Тебя, мои глаза как бы истаевают, плачут, и свет в них исчезает, зрение меркнет: и вот, как бы самый взор мой, померкающий в горе, говорит Тебе, умоляет Тебя – когда же Ты утешишь меня?.. Зане бых яко мех на слане, – я умоляю Тебя так потому, что я ослабел в крайней мере, стал как мех на слане: кровь в моем теле, его кожа сжалась в глубокие складки, они отвердели, и я стал подобен кожаному меху, который выброшен на слану – на мерзлую землю, покрытую инеем; но Твоих законов об оправдании я все же не забыл. Сколько же еще остается дней для меня – раба Твоего, когда Ты сотворишь суд надо мною, оправдаешь и освободишь меня от гонителей моих?..

85–88. Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи. Вся заповеди Твоя истина: неправедно погнаша мя, помози ми. Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедей Твоих. По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих.

Люди законопреступные поведали мне свои глумления – лживыя убеждения своего гордого ума, но совершенно не сообразные с Законом Твоим, Господи, даже вопреки указаниям его: так они как бы вырыли яму для моей погибели, но я прошел мимо оной, держась истины Твоего Закона. – Все заповеди Твои – истина: а потому совершенно несправедливо поступают те, кто преследует меня. Помоги мне, Господи, перенести такое гонение! – Вмале или едва не окончили – не погубили враги мои насильственно жизнь мою на земле: но, не смотря на это, я не оставлял заповедей Твоих, ибо все они – истина... Посему, по милости Твоей, живи меня – сохрани и продли мою жизнь, а я буду хранить свидения – откровения Твоих уст, т. е. заповеди Твои.

89–92. Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси. В род и род истина Твоя: основал ecu землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе. Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем.

Твое слово, Господи, как вечный закон, пребывает на небе, все там покорно Твоему слову, есть и пребудет на веки. – Твоя истина, в Твоем слове, пребывает из рода в род, или из века в век. – Ты основал землю, и земля пребывает на том основании, какое Ты ей положил. Учинением Твоим или по установленному Тобой порядку продолжает быть день: все так остается неизменным, ибо всяческая работна Тебе, – или совершенно все и везде служить Тебе, как своему Творцу и Господу, с неизменной покорностью подчиняется Твоему вечному слову – Закону. – И если бы не Закон Твой был поучением – руководством моим в земной жизни моей; то погиб бы я во смирении – в страдании и уничижении моем, ибо мои враги – гонители едва-едва не положили конец моей жизни... (ст. 86–87).

93–96. Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя ecu. Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя: свидения Твоя разумех. Всякие кончины видех конец: широка заповедь Твоя зело.

Во век – во всю свою жизнь не забуду Твоих законов об оправданий, ибо в них или чрез соблюдение их Ты оживляешь меня, – хранишь мою жизнь и умножаешь лета ее. – Я Твой, принадлежу Тебе как преданный раб своему Господу, – Ты и спаси меня: ибо я искал оправданий Твоих, – желал знать и стремился исполнять законы, данные Тобой человеку для приобретения им от Тебя своего оправдания. – Меня поджидали – подстерегали!, как добычу, грешники, чтобы погубить: но я знал свидения – откровения Твои, и потому избежал смертельной опасности, – при помощи Твоей, за преданность и верность этим откровениям Твоим (ст. 87). – Всякие кончины видех конец, точнее – всякому совершенству я видел предел; но Твоя заповедь широка зело – весьма обширна, так что человек может стремиться к беспредельному совершенству; ибо он сотворен по образу Божию и предназначен достигать подобия Божия (Мф.5:48).

97–100. Коль возлюбих закон Твой, Господи: весь день поучение мое есть. Паче врат моих умудрил мя ecu заповедию Твоею, яко в век моя есть. Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть. Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках.

О, как я возлюбил закон Твой, Господи! – весь день или всякий день, постоянно он служит для меня поучением или предметом моего размышления. – Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих: ибо во век – во всю мою жизнь она со мною, и хранить меня, так что враги, при всех своих хитрых, злых и тайных кознях, не могут погубить меня... (ст. 87, 92, 96). – Я стал понимать жизнь, с ее обстоятельствами, лучше всех учителей моих, разумеется, тех, кои старались внушить мне свои беззаконные убеждения (ст. 21, 85): ибо свидения Твои – непосредственные откровения Твоей премудрости, эго и есть поучение мое, – чрез что Ты Сам делаешься как бы моим наставником... А при этом, я стал сведущим более старцев: они обладают обширным опытом и посему глубоким пониманием, но я исследовал заповеди Твои, а в них во всех Твоя божественная и вечная истина, как единый неизменный закон! Твоей воли и власти на небе и на земле (ст. 86, 89–91, 96; ср. Мф.6,10,13).

101–104. От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя: от судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми ecu. Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим. От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды.

От всякого пути лукава, который уклоняется от Закона Твоего, я возбранял ногам моим, или – удерживал их, чтобы не идти по нему (Пс.1:1), иначе – не только не делал я ничего такого, что противно Твоей воле, но и не склонялся к тому, именно – ни к чему суетному, как лихоимство и т. п. (ст. 36–37), так – дабы сохранить слова Твои – заповеди. – От судов, как определений Твоей воли, я не уклонялся, ибо Ты мне положил закон, от которого я и не должен уклоняться на путь лукавый... О, как сладки гортани моей слова Твои, – для моих уст они сладче меда! – несравненно приятнее принимать их в сердце и повторять устами, поучаться в них и передавать их другим даже воспевать их (ст. 13, 43, 46, 54): и если тело услаждается медом, то несравненно более утешается душа святыми словами заповедей Божиих, ибо все они суть истина божественная, вечная (ст. 86, 89–90). – От заповедей твоих разумех, – я вразумлен заповедями Твоего Закона, как учением верного наставника – (ст. 98–100); а потому не только удерживаю ноги мои, чтобы не ходить на путь лукавый или неправый? но и ненавижу такой путь лжи...

105–108. Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим. Кляхся и поставих сохранити судбы правды Твоея. Смирихся до зела: Господи, живи мя по словеси Твоему. Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судбам Твоим научи мя.

И при всем отвращении к пути лукавому (ст. 101, 104), можно, однако, по неосторожности, по ошибке и т. п. стать на этот путь, особенно человеку неопытному (ст. 9). Но, говорит псалмопевец, светильник ногам моим Закон Твой, Господи, – с ним, как светильником, легко заметить все опасности на пути и во время избежать их: Твой Закон как свет на стезях моих, – так что с ним нельзя потерять верный путь или сбиться с него. Иначе, при верном понимании заповедей Закона Божия и под руководством их, всегда можно заметить опасность соблазна и падения в искушениях и вовремя спастись... Я поклялся и поставих – непоколебимо решился сохранять судьбы правды Твоей или определении праведного суда Твоего (ст. 112). – Смирихся до зела – весьма угнетен и уничижен я, так что жизнь моя близка к кончине и я – к могиле (ст. 25, 81, 83, 92, 95): но Ты, Господи, оживи меня – возврати мне полноту сил к жизни, по слову Твоему. – Вольная уст моих, – мою клятву, как добровольную жертву – обет моих уст, благоволи, Господи, принять, и – научи меня Твоим судам, которые я поклялся непоколебимо хранить в своей жизни.

109–112. Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. Положиша грешницы сеть мне: и от заповедий Твоих не заблудих. Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть: приклоних сердце мое comвopumu оправдания Твоя в век за воздаяние.

Моя душа или жизнь моя в Твоих руках, Господи, всегда: ибо «руки Твои сотворили меня и образовали меня» (ст. 73, 94). И вот, зная, что я, получив от Тебя самую жизнь свою, не забывал Закона Твоего; а потому, люди грешные – враги мои отнюдь не должны погубить меня, хотя они и весьма сильно желают этого (ст. 95 и др.). – Грешники – нечестивые положили мне сеть и, как ловцы, подстерегали меня, – коварными замыслами и клеветой хотели меня запутать, как сетью (ст. 22–23, 61, 95): но я не попал в эту их сеть, ибо не уклонился от заповедей Закона Твоего, который и был «светильником для ног моих и светом на пути моем...» (ст.105). – Свидения или откровения Твои я принял от родителей, как наследие, которое дороже для меня тысяч золота и серебра и всякого богатства (ст. 14. 72), и которое я сохраню на век – до конца своей жизни и передам в наследие потомству: ибо эти откровения Твои суть предмет радости моего сердца, – пусть они будут радованием и для моего потомства. – Быв вразумлен Твоими откровениями, я приклонил – сделал послушным и сердце свое творить волю Твою, по законам об оправдании, во век, – за воздаяние, т. е. за ту милость, которую Ты даруешь за покорность и преданность Закону Твоему (ст. 45, 65, 76, 156, 165; ср. Ис.18:8–12).

113–116. Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Помощник и Заступник мой еси Ты: на словеса Твоя уповах. Уклонитеся от Мене, лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду: и не посрами мене от чаяния моего.

Законопреступные, т. е. мысли и намерения человеческие, противные воле Божией, как лихоимство и все прочее суетное (ст. 36–37, 118–119), я возненавидел, а Закон Твой возлюбил, ибо он дороже для меня тысяч золота и серебра, и слово его сладче меда, он свет ногам моим (ст. 101, 104, 72, 103, 105). – Ты, Господи, помощник мои и заступник, – охраняешь меня как бы шлемом и щитом, а я уповаю на слово Твое, как бы на меч Твой, которым Ты поражаешь врагов моих. – Уклонитесь – удалитесь от меня лукавнущие, сами не подчиняющиеся Закону Божию и других стремящиеся совратить с пути правды: а я буду хранить – исполнять заповеди Бога моего. – Заступи мя или защити меня от нападения врагов, подстерегающих меня на погибель (ст. 95): ибо Ты мой помощник и заступник, – по слову Твоему, – и я буду жив, не смотря на коварство врагов (ст. 61, 87, 110). – И не посрами мене от чаяния моего, – не посрами меня в надежде моей: защити меня и тем оправдай мою надежду на Твою защиту (ст. 117).

117–120. Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну. Уничижил ecu вся отступающыя от оправданий Твоих: яко неправедно помышление их. Пpecmyпающыя непщевах вся грешныя земли: сего ради возлюбих свидения Твоя. Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся.

Ты, Господи, помоги мне, ибо Ты мой помощник (ст. 114), и я спасусь от коварных врагов – клеветников, как бы от ловцов, расстилающих мне сеть (ст. 22–23, 61, 110): и – я буду всегда поучаться в Твоих законах об оправдании. – Ты уничижил – низложил и подверг позору всех, кто отступал от законов Твоих об оправдании: ибо их помышление – коварство с хитроумным намерением, оно неправедно, потому что противоречит Твоей святой истине, выраженной в законе Твоем. – Преступающыя непщевах вся грешныя земли, – всех, кто в своем намерении или действии преступал! Закон Твой, я непщевал – понял! и признал всех такими грешными, возненавидел и уклонился от них (ст. 113 и 115; а Твои свидения – откровения Твоей святой истины возлюбил. – Пригвозди страху Твоему плоти моя: так как я беззаконие возненавидел, а откровение Твое возлюбил, то пусть плоти моя, т. е. все органы моей телесной природы будут пригвождены страху Твоему (ст. 38), т. е. будут покорны чувству страха пред Тобой всю жизнь (– подобно тому, как пригвождали рабов, желавших оставаться и служить у своего господина всю жизнь, – Исх.21:2–6). Иначе: даруй мне, Господи, всю жизнь служить Тебе с благоговением, душой и телом, – что бы сердце мое было приклонено к откровениям Твоим, непорочно пред уставами Твоими, исполняло их и молилось Тебе (58:36, 80, 112), – чтобы гортань моя услаждалась пением святых истин в словах Твоих! (ст. 103, 54), – чтобы уста мои возвещали все судьбы уст Твоих, и клятва моих уст была бы жертвой пред Тобой (ст. 13 и 106, 108), – чтобы очи мои отвращались от суеты (ст. 37), – чтобы руки мои простирались к совершению заповедей Твоих, а не к лихоимству (ст. 36, 48), – чтобы ноги мои твердо стояли на стезях заповедей Твоих, стопы мои направлялись к исполнению закона Твоего в Откровении Твоем, и слово Твое было светом на пути моей жизни (ст. 3, 5, 59, 105). – Ибо я так, как вечный раб Твой, Господи, благоговею пред определениями святых судов Твоих! – (ст. 93).

121–124. Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящым мя. Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии. Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея: сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправданием Твоим научи мя.

Я совершал суд и правду; а потому не предавай меня на поругание, притеснение и смертельные мучения обидящим мя – гонителям моим (ст. 39, 42, 53, 69,78, 87, 95, 110). – Восприими меня, как верного Тебе раба, – во благо, т. е. под свою защиту, так чтобы не оклеветали меня гордые – преследующие меня и тем не причинили бы мне страшного зла – погибели. – Очи мои исчезают – как бы истаевают, ожидая от Тебя спасения, т. е. от огорчения и слез меркнет свет в глазах моих, когда я долго ожидаю и не получаю от Тебя спасения, – когда ожидаю слова правды Твоей или оправдания от Тебя, но не слышу этого утешительного слова... Сотвори же с рабом Твоим по милости Твоей, – рассуди меня с моими врагами, обличи их, защити и помилуй меня, и так еще и еще научай меня хранить законы, данные Тобой для оправдания мне.

125–128. Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя. Время сотворити Господеви: разориша закон Твой. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех.

Я Твой раб, Господи, – полюбил я Твой закон и с клятвой решил неизменно служить Тебе во век (ст. 97, 106, 111, 112, 120): вразумляй же меня и я вполне узнаю свидения – откровения Твоего разума и воли Твоей. – Как искренно преданному рабу Божию, ревностно и ревниво стремящемуся исполнять волю Божию (ст. 139), свойственно желать и он желает, чтобы Господь не допускал нарушения и оскорбления своего Закона или карал Сам нарушителей. – Время настало Тебе, Господи, Самому действовать против нечестивых – совершить над ними суд (ст. 154): ибо они разорили Закон Твой, – насильственно и дерзко нарушили, особенно, когда с злобой и коварством преследуют верного раба Божия, а Ты должен защищать его. – Сего ради, именно – ища защиты и спасения от Тебя, я полюбил заповеди Твои больше, чем золото и драгоценный камень топаз (золотистого отблеска): ибо не желал откупиться богатыми подарками на суде беззаконных лихоимцев, а желал у Тебя найти оправдание и спасение (ст. 36–37, 72). – Посему-то я по всем заповедям Твоим направлялся, – шел по направлению всех Твоих заповедей, или – старался всякую заповедь выполнить правильно, а всякий путь лжи я возненавидел.

129–132. Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я̀ душа моя. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы. Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедий Твоих желах. Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое.

Дивны свидения – откровения Твои, – ибо они проявляют волю Твою в чрезвычайных судьбах людей и народов, в чудесах Твоего промысла (ст. 18): посему и старается испытать – исполнить их душа моя. – Явление словес Твоих или откровение премудрости Твоей в словах Твоих просвещает и вразумляет младенцы, – так что малолетние делаются сведующими более старцев, учащиеся становятся разумнее учащих; простые и кроткие более мудрыми, нежели хитрые и коварные князья (ст. 22–23, 42, 78, 98 и др.). – Отверз – открыл я уста свои, и привлек дух – глубоки вздохнул; ибо сильно желал заповедей Твоих: т. е. желание знать истину Слова Божия было столь сильно и томительно, как чувство жажды в изнуренном путнике, который невольно открывает уста, ожидая живительной влаги... Итак, Ты, Господи, призри на меня, – на такое томление моей души, и помилуй меня, так, как того требует суд – справедливость в отношении к любящим имя Твое, чтущим и прославляющим Твои свойства и совершенства.

133–136. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие: избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего.

Направляй стопы мои, Господи, по слову Твоему, – так, чтобы я твердо шел в жизни по направлению, какое указывают заповеди Твоего слова – Закона (ст. 128): и не допусти овладеть мною никакому беззаконию, в чем бы оно ни проявилось – в мысли, слове, действии... Избавь меня от клеветы человеческой, которая имеет целью унизить, огорчить, разорить, измучить и даже погубить невинного человека (ст. 22–23, 25, 86, 92, 95, 110): и я, избавленный Тобой, Господи, буду хранить – исполнять заповеди Твои. – Лице Твое просвети на раба Твоего, иначе – взгляни на меня, преданного Тебе раба, не мрачно, а светлым взором, – не гневно и грозно, а приветливо и милостиво (ст. 132, 124 и т. п.): и научи меня исполнять Твои законы об оправдании. – Исходища водная изведосте очи мои, иначе – из глаз моих текут потоки вод, т. е. столь обильные слезы, – от горя, от скорби, от страданий, от страха смерти... (ст. 143 и др.). И все это – потому, что я, может быть, не хранил Закона Твоего: так можно думать, ибо бедствия суть прямые и обыкновенные следствия беззаконий...

137–140. Праведен еси, Господи, и прави суди Твои: заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. Истаяла мя есть ревность Твоя: яко забыша словеса Твоя врази мои. Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби ѐ.

Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои: Ты заповедал свидения или дал заповеди в своих откровениях, и все они суть правда и совершенная истина (ст. 86). – Истаяла мя есть ревность Твоя, – ревность моя, как искренняя раба, в отношении к Тебе, истаяла меня, т. е. я проливаю столь обильные слезы, как потоки вод (ст. 136), и это из-за ревностного служения Тебе: оно так сокрушает меня потому, что мои враги забыли слова Твои, и, вследствие этого, жестоко гонят меня, даже до смерти (ст. 188, 161, 61, 87, 95, 110). – Разжжено слово Твое зело, – слово Твое весьма чисто, как золото, много раз переплавленное в огне и так совершенно очищенное от всяких примесей почвы (Пс.17:31; 65:10): т. е. Твое слово – вечная и святая истина, совершенно чистая от всяких примесей земной, грешной человеческой мысли или воли (ст. 85–86, 142, 144, 160); а потому я, раб Твой, и возлюбил е – его, это Твое слово, или Закон Твой.

141–144. Юнейший аз семь и уничижен: оправданий Твоих не забых. Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина. Скорби и нужды обретоша мя: заповеди Твоя поучение мое. Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду.

Молод я, сравнительно с другими, и при том уничижении – подвержен презренно, оклеветанию, преследованию со стороны гордых и злых людей (ст. 21–22, 23, 61, 62, 78, 87, 95, 107, 110, 134): но законов Твоих об оправданий не забыл, – тогда как старцы и князья не знают или не желают их знать (ст. 21–23, 98–100, 139, 161, 150, 155, 158). – Правда Твоя, высказанная в Твоих откровениях, это вечная правда, и Закон Твой – истина, также вечная и святая (ст. 151–152, 160, 172). – Скорби и нужды постигли меня, а с ними и огорчения, до того глубокие, что глаза мои стали источниками слез (ст. 136): но заповеди Твои, Господи, служат предметом поучения, а имеете и источником моего утешения в столь бедственных моих обстоятельствах. – Правда свидений – откровений Твоих вечна: вразуми меня, и я буду жить, – хотя я нахожусь в презрении, скорби и смертной опасности.

145–148. Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи: оправдания Твоя взыщу. Воззвах Tu, спаси мя, и сохраню свидения Твоя. Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи, мои ко утру, поучитися словесем Твоим.

Взываю я в молитве своей к Тебе от всего моего сердца, услышь меня, Господи, – при стольких и таких скорбях и нуждах (ст. 143): и я взыщу – буду стараться знать и всюду, где должно, исполнять Твои законы обе оправданий. Вот я, как преданный Тебе раб, призываю Тебя, как избавителя, искренно, посему спаси меня (ст. 114, 117, 120, 124, 132 и др.), и я буду хранить свидения – откровения Твои. – Предварих в безгодии, – встаю не во время, но в урочный час, т. е. в полночь, или предваряю рассвет, становлюсь на молитву и взываю к Тебе о помощи, ибо уповаю на Твои слова – откровения. Очи мои предваряют утро, – я просыпаюсь и открываю глаза еще до рассвета, и так, предвари наступление утра, и молитвенном настроении начинаю поучаться не Твоих словах – откровениях.

149–152. Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судбе Твоей живи мя. Приближишася гонящии мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася. Близ еси Ты, Господи, и вси nymиe Твои истина. Испе́рва познах от свидений Твоих, яко в век основал я̀ еси.

Господи, по милости Твоей, услышь мой голос в молитве моей, так как я взываю к Тебе от всего сердца и бодрствую в молитве еще до рассвета, – так искренно, так ревностно... По суду Твоему оживи меня – сохрани и продли мою жизнь в благополучии (ст. 145, 147–148, 122). – Гонители мои приблизились ко мне для совершения своего беззакония, – с намерением умертвить меня (ст. 87. 95. 110): а от Закона Твоего они далеки, – они не оставят своего намерения, не раскаются в своем злодеянии (ст. 155); а потому, тем скорее Ты услышь мой молитвенный вопль о помощи. – Близок Ты, Господи: т. е. если, с одной стороны, враги приблизились ко мне; то, с другой, и Ты, Господи, от меня близко, а потому слышишь мой молитвенный вопль и можешь благовременно меня избавить от моих губителей... И все пути Твои или заповеди, которыми определяются все действия Твоего Промысла о человеке, суть истина (ст. 86 и др.). – И сперва познах от свидений Твоих, – с первых лет своей жизни, от юности узнал я об откровениях Твоих, что Ты основал их на век, – положил их в основание жизни человека, как закон непреложный, вечный (ст. 9).

153–156. Виждь смирение мое и изми мя: яко закона Твоего не забых. Суди суд мой и избави мя: словесе ради Твоего живи мя. Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша. Щедроты Твоя многи, Господи: по судбе Твоей живи мя.

Воззри, Господи, на мое смирение, – бедственное и горестное состояние от преследования врагами, – и избавь меня от этих гонителей: ибо я не забыл закона Твоего, – а потому, как правый пред законом, я должен быть Тобою избавлен. – Суди меня по суду правды Твоей, и избавь меня, как невиновного: ради Твоею слова, – в доказательство истины Твоего закона, – оживи меня или сохрани и продли мою жизнь. – Далеко спасение от грешников, преследующих невинного: ибо они не взыскали – не желали знать и сохранять Твоих законов об оправдании, – по гордости своей, они отвергают суд Твой (ст. 150); а потому, пусть они будут далеки от спасения и погибнут, как проклятые, за свое нечестие (ст. 21). – Щедроты Твои многи, Господи, – так что, если не по моим заслугам, то по своему милосердию ко мне, как преданному Тебе рабу, спаси меня: так, но суду Твоему, не только по правде, но и но множеству щедрот Твоих, – сохрани и продли мою жизнь.

157–160. Мнози изгонящии мя и стужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся. Видех неразумевающия и истаях: яко словес Твоих не сохраниша. Виждь яко заповеди Твоя возлюбих: Господи, по милости Твоей живи мя. Начало словес Твоих истина, и во век вся судбы правды Твоея.

Много у меня гонителей и поносителей, позорящих меня и старающихся изгнать меня совсем из общества: но я от свидений – откровений Твоих не отклоняюсь, – в уверенности, что Ты поспешишь оказать мне защиту от них. – Видел я неразумевающих – незнающих и не желающих знать Закон Твой, и истаял –сокрушался и горько плакал: ибо они не хранили Твоих слов – заповедей, а потому губили и себя и других (ст. 139, 155). – Посмотри же, Господи, как я возлюбил Твои заповеди, именно – до полного самоотвержения: посему, но милости Твоей, Господи, сохрани и продли мою жизнь. – Начало или основание Твоих слов – заповедей есть истина: а потому вечно, как эта сама истина Твоя, всякое определение Твоего суда но правде Твоей.

161–164. Князи погнаша мя туне: и от словес Твоих убояся сердце мое. Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу. Неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих. Седмерицею днем хвалих Тя о судбах правды Твоея.

Князья – старейшины народные и судьи и те преследуют меня, но туне – напрасно, без основания и без пользы для них самих: но сердце мое боится только Твоего слова, Господи, по которому Ты судишь, а не тех судей, с их преступным приговором. – Возрадуюсь я из-за слов Твоих, – как получающий корысть многу – великую прибыль, – ибо чрез них буду оправдан и получу спасение своей жизни (ст. 166, 173, 175). – Возненавидел я неправду, которой руководствуются на суде гордые и беззаконные князья, она омерзительна для меня, как всякая отвратительная и заразная нечистота, а закон Твой возлюбил, ибо в основе всех Твоих повелений одна святая и вечная правда Твоя. – Седмикратно или вообще постоянно днем я восхвалял – прославлял Тебя, Господи, из-за судов Твоих по правде Закона Твоего...

165–168. Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих. Сохрани душа моя свидения Твоя и возлюби я̀ зело. Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси nymиe мои пред Тобою, Господи.

Мног или велик мир у любящих Закон Твой, Господи; как благословением Божиим за эту свою любовь, они пользуются полным миром, т. е. – благополучием в жизни, во всех отношениях её, – в семействе, в хозяйстве и общественной деятельности (ср. Пс.120, 121, 127). И несть им соблазна, – искренно любящие Закон Твой не соблазняются ни чем суетным, как старейшины, князья и судьи, подверженные страсти лихоимства (ст. 21–23, 36–37): а те не соблазняются, потому что «Закон уст Твоих для них лучше тысяч золота и серебра, – они любят заповеди Твои более золота и топаза; слова оправданий Твоих сладче меда для уст их (ст. 72, 127, 103, ср. Иов.28:1–2,5–6,12–28). – Ожидал я спасения от Тебя, Господи, а потому и возлюбил заповеди Твои. – Хранит душа моя свидения – откровения Твои, и возлюбила она их зело – весьма крепко, – и ум не помрачен гордостью, и сердце не заражено суетным богатством: ибо исполнил «откровения Твои, душа наслаждается ими лучше всякого богатства» (ст. 14). – Хранил я заповеди и откровения Твои, Господи, это Ты Сам знаешь: ибо все мои пути – намерения и поступки – пред Тобою, Ты их видишь всегда.

169–172. Да приближится моление мое пред Тя, Господи: по словеси Твоему вразуми мя. Да внидет прошение мое пред Тя: Господи, по словеси Твоему избави мя. Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим. Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда.

Да приближится к Тебе, Господи, мое искреннее, слезное моление, от всего сердца, соединенное с воплем о спасении… (ст. 136, 139, 145, 146, 149). По слову Твоему, вразуми меня, – как мне спастись от стольких бед и опасностей (ст. 110, 134, 143 и др.). – Да придет мое моление к Тебе, Господи, – Ты прими его, как прошение верного и любящего Тебя раба Твоего, и – по слову Твоему, избавь меня от многих, сильных, гордых и совершенно беззаконных гонителей моих (ст. 69, 78, 84, 87, 92, 95, 122‒125, 157, 161). – Отрыгнут уста мои пение, – преисполненное чувством радости и благодарности за спасение от бед и скорбей, за избавление от стольких и таких врагов, сердце выразить это сильное чувство в пении. Уста отрыгнут – как бы невольно откроются для пения такой священной и отрадной песни, – когда Ты научишь меня законам об оправдании, – когда таким спасением от бед и врагов еще более вразумишь и утвердишь меня в сохранении Твоих законов. – Провещает язык мой слова Твои, – движимый теми же чувствами сердечной радости и благодарности, и язык мой будет все более и более провозглашать – проповедовать слова Твои, а именно – что все заповеди Твои суть правда (ст. 86).

173–176. Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих. Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть. Жива будет душа моя и восхвалит Тя: и судбы Твоя помогут мне. Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых.

Да будет рука Твоя ко спасению моему, – врагов так много, опасности так велики и гибель так близка (ст. 157, 87, 95, 110, 150), что только Ты Сам, Господи, своей всемогущей рукой можешь спасти меня, и спаси: ибо я по собственной воле избрал исполнение Твоих заповедей. – Возжелах – сильно желаю я спасения от Тебя, Господи, – под гнетом сильного жгучего горя и смертельного страха, подобно тому, как утомленный путник жаждет живительной влаги в знойный летний день (ст. 81, 131): и Закон Твой, Господи, поучает меня и утешает надеждой на оправдание и спасение, и тем как бы утоляет жажду души моей... Будет жива душа моя, и будет восхвалять – прославлять Тебя, – моя жизнь продлится, и, доколе я буду жив, моя душа будет восхвалять Тебя за спасение жизни. И судьбы Твоя помогут мне, – и этом сохранении и продолжении моей жизни помогут мне Твои суды, ибо Твоим судом определяется, кто достоин спасения и жизни, кто должен подвергнуться проклятию и гибели (ст. 80, 84, 109, 118, 132, 149. 155). – Я заблудился, как овца потерянная и погибающая, и страдаю, и кричу... но Ты, Господи, как Пастырь добрый, взыщи – найди меня, Твоего, твердо преданного Тебе раба, защити и спаси: ибо я заповедей Твоих не забыл, – не забудь и Ты меня, и этой моей слезной молитвы!..


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle