Источник

Псалом 110

Велики дела Божия, святы законы Господа, вечен завет Его.

Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога»

1–3. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме. Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его: исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века.

Величие дел Божиих приводить псалмопевца в благоговейный восторг. – Исповедаю Тебе, говорит псалмопевец или прославляю Тебя от всего сердца своего, и открыто, торжественно пред всеми – в совете праведных, где рассматриваются и решаются общественные и важные дела, и в сонме – в народном собрании, особенно во храме. – Велики дела Господни, – но числу и мере, по достоинству и значению их, особенно в жизни народа, ибо открываюсь Его великие свойства и совершенства – (ст. 3, 5, 6–7 и сл.). Изыскана во всех волях Его, – дела Господа изысканы Его премудростью и найдены соответствующими всякой воле или всем желаниям и намерениям Его, т. е. они вполне совершенны. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31; ср. Иов.28:12–13,23–27). – Исповедание и великолепие дело Его, – Божие творение, это предмет исповедания или славы и великолепие – превосходной красоты, приводящей в восторге. И правда Его, проявляющаяся в делах Его премудрого творения и всеблагого промышления, пребывает из века в век, неизменно, нерушимо (ср. Пс.18:1–5, 8–11).

4–5. Память сотворил есть чудес Своих, Милостив и Щедр Господь. Пищу даде боящимся Его: помянет в век завет Свой.

Совершая дела своей премудрости и благости, великие и многочисленные, Господь сотворил память о них: эти дела стали незабвенны в памяти тех, для кого они соделаны; а воспоминая о сих делах, они постоянно сознают, что Господь милостив, ибо прощает людям прегрешения их, и – щедр, ибо подает свои блага в изобилии и тем, кто сам по себе этого и не заслуживал бы. – Как благой и щедрый, Он подает пищу боящимся Его, кто с благоговением стремится исполнить Его волю: и подает Он эту пищу не только обыкновенным образом, но и чрезвычайным, как послал манну с неба Израильтянам, во время путешествия их по пустыне, и проч. Так милостив Господь к боящимся Его, ибо Он вечно помнит завет свой с народом своим, установленный еще с праотцем его, Авраамом, и утверждённый при Моисее и подтвержденный при Давиде.

6–8. Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. Дела рук Его истина и суд, верны вся заповеди Его, утверже́ны в век века, сотворены во истине и правоте.

Являя Себя милостивым и щедрым, Господь показывал Себя и всемогущим. Свое могущество Господь явил в делах своих пред народом своим, Израильским, особенно, когда решил отдать им достояние язык, т. е. землю, которую населяли языческие народы, Хананеи, но которая обетована была в наследие потомству Авраама. А для того, чтобы обетованный Ханаан взят у одних и передать другим, Господь совершил величайшие чудеса и знамения, как при переходе Израильтян чрез Иордан, так по вступлении их в пределы Ханаана, при Иисусе Навине, именно: разделил воды Иордана, разрушил сильнейшую твердыню города Иерихона, истреблял врагов каменным градом и проч. – Но, передавая землю Хананеев Израильтянам, Господь не обнаружил в том несправедливости; напротив, одни лишились ее в силу проклятия их праотцев Хама и Ханаана, а другие унаследовали ее по праву благословения своих родоначальников Авраама, Исаака и Иакова. Посему псалмопевец и говорит о Боге: «дела рук Его – истина и правосудие; верны все заповеди Его, утверждены на веки и веки, сотворены или основаны на истине и правде».

9–10. Избавление посла людем Своим: заповеда в век завет Свой: Свято и Страшно имя Его.

Благость и всемогущество Господа особенно явно открылись в том, что Оп послал народу своему избавление, – то некогда, в древности, послал Моисея и Аарона к Фараону и избавил народ от тяжкого Египетского рабства, то впоследствии времени многократно Он избавлял свой народ от врагов – соседей, то, наконец, избавил от Халдейского рабства. Такое и столь многократное избавление Господь посылал народу своему по условию при установлении с ним вечного завета. – Так делал Господь во благо народа (ст. 1–3) и во славу своего Имени, которое свято, ибо оно оправдывается всеми делами Господа, и страшно, ибо свойства и совершенства, открывающаяся в делах Господа, внушают к нему страх – благоговение. Посему-то еще Моисей предостерегал, что «Господь не оставить без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7).

10. Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим ѝ: хвала Его пребывает в век века.

Имя Божие внушает страх (ст. 9); а чувство страха есть начало или основание премудрости. Чувство страха или глубокая благоговения пред Богом, соединенное с представлением свойств и совершенств Божиих и с сознанием своей зависимости от Бога, смиряет горделивый разум человека, охраняет его совесть, а чрез то делает и волю его восприимчивою ко всему святому, а «в удалении от зла и состоять премудрость» (Иов.28:28). Разум же благ всем творящим его, – у всех, кто имеет и творит или на деле проявляете его, это чувство благоговения пред Богом, разум благ, ибо, при надлежащем понимании истинной цели жизни, он ведет прямо к этой цели. – И хвала Господу от тех, кто имеет благоговение к имени Его, будет воздаваться из века в век.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle