Источник

Псалом 109

Мессия – Христос есть Царь и Первосвященник, имеющий победить мир.

Псалом Давиду.

1. Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

Боговдохновенный пророк Давид говорит о Христе – Спаситель. По откровению св. Духа, Христос есть Господь, имеющий победить всех своих врагов. Пророк говорит: «Сказал Господь Господу моему», – Господь первый, по-еврейски, Иегова, сказал Господу другому, по-еврейски, Адонаи. – "Седи одесную Мене», – это есть тоже, что, восседая на престоле по правую сторону царя, быть ему соправителем; следовательно, Господь – Адонаи должен царствовать вместе с Богом. – «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». По обычаю древности, побежденные, приближаясь к победителям, должны были повергаться ниц пред ними, в знак полной покорности, а победители – в знаке полного покорения побежденных, становились ногою на голову их; те, таким образом, служили им некоторое время как бы подножием (I.Нав.10:24). Посему – положить врагов в подножие ног, значит совершенно их покорить.

Кто сей Господь – Адонаи? Это – Христос. Однажды, когда собрались ко Иисусу Христу саддукеи и фарисеи и предлагали Ему различные трудные вопросы, не имея веры в божественное достоинство Его лица, то «Иисус, обратившись к фарисеям, спросил: что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему книжники: Давидов. Говорите им Иисус: как же Давиде, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова: и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Мф.24:34,41–46;Мк.12:34–37; Лк.20:40–44). Очевидно, по пророчеству Давида, Христос есть Сын Божий, а потому и Господь самого Давида. Это решительно утверждает и Ап. Павел. В своем послании к Евреям, Ап. Павел, свидетельствуя о божестве Иисуса Христа, и о превосходстве Его, как Единородного Сына Божия, над Ангелами, между прочим, говорит: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:4, 13–14). – Что Христос, во исполнение сего пророчества Давида, восшел на небеса и возседит одесную Бога Отца, о семь свидетельствует Ев. Марк, говоря: «Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк.16:19). В день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа, Апостол Петр, обратившись к собравшимся сюда Иудеям и другим «благоговейным людям», так свидетельствовал о Христе: «Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, твердо знай, весь дом (народ) Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли. Слышав это, они умилились», замечает Дееписатель (Деян.2:34–37).

Христос имеет «сидеть одесную Бога», доколе положить врагов своих в подножие ног своих. Но это не указывает на ограниченный предел времени, за которым царствование Христа должно прекратиться. Если Ему надлежит царствовать и Он, действительно царствовал во все время продолжения борьбы Его со врагами, то уже ничто не может быть препятствием царствовать Ему, когда все враги Его будут покорены и даже истреблены. Таким образом, пророческое слово доколи, указывает здесь именно на непрерывность действия до известного предела, хотя самое действие не исключается этим словом и за этим пределом (как это видно по употреблению сего слова в других местах Св. Писания: Быт.28:1; Втор.7:24; 2Цар.6:23; Мф.1:25–1; Тим.4:13).

2. Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих.

Чтобы победить врагов и положить их в подножие ног своих, нужно иметь власть и силу. Посему Господь – Иегова сказал Господу – Адонаи: «Жезл силы пошлет тебе Господь с Сиона». – Жезл или скипетр, который обыкновенно держали цари в руке своей, особенно при торжественных шествиях, издревле служит символом их власти, а крепкий – железный жезл был символом сильной власти, победоносной (Пс.2:2). Такой-то жезл или такую именно власть и даст Господь-Иегова Господу-Адонаи. Пошлет Господь эту власть с Сиона, т. е. с того места, где Его храм, в котором Его видимый трон – Ковчег Завета, откуда Он являлся как царь своего народа, откуда и великий Первосвященник своего народа, Аарон получил свой «процветающий жезл», как символ его архиерейской процветающей и плодоносной – благодетельной власти. – И господствуй посреде врагов Твоих, – если среди всех, то и над всеми одинаково властно, – так что именно все враги будут «положены в подножие ног» царя – победителя: и уже никто из них не возможет препятствовать распространенно царства Мессии по всем пределам земли.

Основание царству Христа Спасители действительно положено на Сионе: ибо здесь Он совершил Свой подвиг искупления мира и вместе одержал победу над смертью и диаволом. А по воскресении Своем, Он здесь же сказал Апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крести их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни, до скончания века» (Мф.28:18–20). «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». И св. Павел, Апостол языков, свидетельствует, что действительно по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Мк.16:20; ср. Лк.24:46–48; Деян.1:ст. Рим.10:18).

Распространяясь от Сиона во всем мире, царство Христово утвердилось в среде всех врагов Его – Иудеев и язычников, которые употребляли все усилия к тому, чтобы воспрепятствовать его распространенно, но не могли... Гора Сион соделалась «матерью христианских церквей, рассеянных по всему миру. Но окончательная победа Христа над всеми Его врагами, по учении Ап. Павла, будет в конце времен, по втором пришествии Его и всеобщем воскресении – когда «Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднить всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложить всех врагов под ноги свои. Последний же враг истребится – смерть», потому что все Господь покорил под ноги Его (1Кор.15:22–27; ср. ст. 55–57).

3. С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих: из чрева прежде денницы родих Тя.

Силу всякого царя и царства представляет войско, действующее в определенное для него время, а голова войска – царь. Применительно к этому, и Господь-Иегова сказал Господу-Адонаи: С Тобою начало в день силы Твоея, – в тот день, когда Твоя сила – Твое войско откроет свои действия или «в день рати»: начало – верховное начальство, главенство, а вместе и верх над врагами будут принадлежать Тебе.

И этот день силы есть тоже, что светлость святых Твоих: то есть, Твое воинство будешь состоять из святых Твоих, сияющих светлостью своей святости, как бы блестящим оружием и вооружением... (Еф.6:10–20).

Начальство над столь славным воинством святых дано будет Господу–Адонаи по праву, которое принадлежит Ему, как Сыну Божию. Господь-Иегова сказал Ему: Из чрева прежде денницы родих Тя, – Я родил Тебя из Своего чрева, т. е. непосредственно из своей природы, и потому Господь-Адонаи есть Сын Божий не по благодати благословения, как все Ангелы и праведники, но по происхождение непосредственно из существа самого Бога Отца. – Он родился так прежде денницы, – до восхода утренней звезды и появления утренней зари, т. е. таинственно, из недр глубокой ночи: по точному значение этого выражения, Господь-Адонаи рожден Богом Отцом до появления светил небесных и самого света, т. е. от вечности.

Такова слава Сына Божия и воинства Его святых, которую созерцали и другие пророки Ветхого Завета. Так, пророк Даниил, созерцая в видети славу Сына Божия, как Царя мира и победителя народов, говорит: «Видел я, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса его – пылающий огнь... Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним... Видел я, продолжает Пророк, в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого денми и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится»... (Дан.7:9–10,13–14). И Сам Иисус, на суде пред первосвященниками, старейшинами и всем синедрионом, торжественно засвидетельствовал, что это пророчество Даниила исполняется на Нем. Когда, при всяческих обвинениях на суде Иисус молчал; то первосвященник Каиафа встал и сказал Ему: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий»? Иисус ответил ему: Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф.26:59–64). – То же свидетельствует и Ап. Павел о славе Христа и светлости святых Его, говоря Филиппийцам: «Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеком и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и далее Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца... Итак, возлюбленные, все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть не укоризненными и чистыми, чадами Божиими среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Флп.2:6–12,14–15). Эти-то святые чада Божии должны быть, как и были, «воинством» Христа–Царя, для покорения Ему мира только своею святостью. Тот же Ап. Павел говорит Ефесянам: «Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вами, можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой, и все преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможет угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасенья возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:10–17).

4. Клятся Господь, и не раскается: Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову.

Если сила и слава Мессии – Царя и Его воинства заключаются в их святости; то Мессия должен быть и Первосвященником, который может соделать Сам Свое войско святым.

Так об этом открыл пророку-псалмопевцу Господь-Иегова о Господь-Адонаи.

«Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век, по чину Мелхиседека». – Господь клялся, т. е. высказал определение своей воли торжественно, – пред всем сонмом Ангелов и своею церковью, пред небом и землею, – как Бог вечного завета. – не раскается, – и не отменить Господь этого своего определения ни при каких изменениях жизни человечества, ибо то определение совершенно согласно с вечными советами Бога и – должно оставаться вечно неизменным.. – Ты, т. е. Господь-Адонаи, победитель всех врагов, – Иерей во веке, или – Ты вечный Первосвященник. Вечный – по происхождению, как Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца (ст. 3). Вечный – по совершенно жертвы, имеющей вечное значение в деле искупления грехов и освящения природы человека. – Почину Мелхиседека, ибо Мелхиседек есть наилучший ветхозаветный прообраз вечного Первосвященника – Христа.

Самое имя Мелхиседек (с евр. яз. Мелех – царь и цедек – правда) значить: Царь правды или оправдания Он был царь Салима, что знаменательно: ибо название Салим (с евр. яз. шалом – мир) означает город мира, что так хорошо соответствует, граду Божию – Церкви Христа, который и есть Царь мира. Таким Он явил Себя всему миру иудейскому, когда вошел в Иерусалим торжественно, – во исполнение о том пророчества Захары, сидя на ослице и молодом осле (Зах.9:9; Мф.21:4–9; Ин.2:15; ср. Ис.62:11–20). – Мелхиседек, встретил Авраама после победы его над союзными царями, вынес хлеб и вино, как священник Бога Вышнего, и благословил Авраама (Быт.14:17–19). И этим предизобразил бескровную жертву Нового Завета – Таинство Тела и Крови Христа – Искупителя, подвидом хлеба и вина (св. Феодор Андидский). О первосвященнике Мелхиседеке Ап. Павел говорит: «Иисус соделался Первосвященником навек, по чину Мелхиседека. Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретив Авраама, и благословил его, возвращающегося после поражения царей (Кедорлаомера и его союзников), которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть, царь мира. Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни известного начала дней, ни (известного) конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, он пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Получающие священство из сынов Левииных имнют заповедь брать но закону десятину с народа... Но сей, не происходящие от рода их, получил десятину от Авраама, и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословили, меньший благословляется большим... И так-сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама, дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его... Таким образом, лучшего завета поручителем соделался Иисус. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники (ветхозаветные), приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа: ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Ибо Закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после Закона, поставило Сына, навеки совершенного» (Евр.6:20; 7:28).

5. Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари.

Господь-Адонаи, как царь и первосвященник, облечен силою, властью и правом, но в день борьбы со своими врагами Он будет действовать не единолично, – Господь-Иегова Сам непосредственно окажет Ему решительное содействие (ст. 1). – Обращаясь к Господу-Адонаи псалмопевец говорит:

Господь одесную Тебя, – Сам станет по правую сторону у Тебя для помощи–защиты, подобно тому, как защитники становились по правую сторону подсудимого для защиты его на суде (Ис.108:31). Так защищаемый, царь не поколеблется (Пс.15:8); с такою помощью Господа-Иеговы Он непременно положить врагов своих в подножие ног своих (ст. 1). – Когда откроется эта помощь Господа-Иеговы?

Он в день гнева Своего поразить царей, – когда цари со своими народами будут противиться воле Божией, открыто восстанут против закона и власти Сына Божия, как явные враги – гонители Его; то Господь-Иегова также явит гнев Свой против них, совершит действия своей брани против них и, по решительной победе над ними, откроет свой суд над ними: и так совершенно сокрушит их; а всю царскую власть передает Сыну Своему, Господу-Адонаи (ст. 2).

6. Судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих.

Так как цари восстанут против Бога не только сами, но и народы их; то Господь-Адонаи, как Царь и Судия миpa, будет судить и народы. – Судиит во языцех, – Господь-Адонаи совершит суд над народами, и – осудить их за противление власти и воле Бога – Иеговы. Исполнить падения, – по определению строгого и беспристрастного суда Своего, Он подвергнет их казни, именно – исполнить падения, т. е. умертвить и мертвыми наполнить землю, ибо за противление воле Творца они достойны лишения самой жизни. – Сокрушит главы на земли многих, – чтобы снова не размножились эти злые люди в целые народы и не образовали сильнейших и враждебных Богу царств, Господь-Адонаи сокрушить главы этих народов или истребит царей их: так это Он соделает на земли многих, т. е. на земле многочисленной по населенно и обширной по пространству.

Такой свой суд имел совершить и совершил Господь над царями Востока, особенно над Ассирийскими и Халдейскими. Такой же суд совершил Он и над сильнейшими, а вместе и злейшими врагами Церкви Христовой, Римскими императорами, и над самой их обширной империей. И этот суд над древним миром есть прообраз страшного суда Христа при втором Его пришествии.

7. От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу.

Речь приточная. Господь-Адонаи уподобляется исполину – полководцу. При совершении подвига борьбы со своими многими и упорными врагами, Он употребит всю свою силу, откроет величие своего мужества и проявить необычайную энергию. От потока на пути пиет, – Он Сам, и со Своим войском, не будет останавливаться в городах, чтобы не задерживаться в стремление к цели, нет, на пути – на самой дороге к битве со врагами, Он даже и воду будет пить прямо из потока, или – там и так, где и как придется, разумеется, – не располагая никакими удобствами наперед, хотя бы пришлось долго терпеть жажду или голод. – И сего ради, именно вследствие такой энергии, Он вознесет главу – явится победителем над врагами, над многими народами и их царями и будет главой или царем и верховным повелителем над всеми ими.

Так некогда Сам Бог Иегова повелел судии Израильскому Гедеону взять с собой на битву с Мадианитянами только тех, кто пил воду прямо из источника, даже не наклоняясь на колена (Суд.7:4–7). И Гедеон, при твердой надежде на помощь Божию, поразил своих врагов. – Подобно тому, и Христос Спаситель, совершая подвиг своего служение, не редко не имел, где главу подклонить, и в знойный летний полдень вынужден был останавливаться при источнике и пить воду: и здесь, окруженный врагами, Он должен был еще учить их, – препобеждать их неверие и жестокосердие, покорять сердца в послушание своему благодатному слову. И покорял! – Так это было в области Самарии, близ города Сихаря, у кладезя Иакова, когда Спаситель вел мессианскую беседу с женой Самарянкой и ее согражданами, и, взамен ключевой воды, отверз им источник воды истинно живой – своей благодати. – Но за то Господь в конце своего земного подвига торжественно возвестил Апостолам: «в мире будете иметь, скорбь: но мужайтесь; Я победил мир!» (Ин.16:33)

Действительно, по образу Христа, и Апостолы, это «святое воинство» Его, выступили на борьбу с миром и вели ее с крайним самоотвержением. Ап. Павел, от лица всего сонма проповедников Евангелия, говорил Коринфянам: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже до ныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками...» (1Кор.4:10–12). Но за то другой величайший Апостол имел радость возвестить и возвестил славу подвига Апостольского: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин.5:4).

Пророчество Давида о Мессии, изложенное в семь 109-м псалме, и пророчество его в псалме 2-м, очевидно, существенно и вполне сходны; а это служить ко взаимному, более точному, изъяснению одного из них другим и к решительному, непоколебимому утверждению истинности обоих.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle