Источник

Псалом 111

Блажен человек богобоязненный и милостивый.

Аллилуия. То есть: «хвалите Бога».

1–4. Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Воссия во тме свет правым: милостив и щедр и праведен.

Блажен человек, чье сердце проникнуто чувством страха – благоговение пред Богом: ибо «страх Господень есть начало премудрости» (Пс.110:10). Такой человеке в заповедех Господних восхощет зело, – от всей души будет желать исполнять заповеди Божии; ибо он знает, что только с этим соединяется полное и совершенное благополучие его жизни. И прежде всего, его семя – потомство будет сильно на земле, ибо будет многочисленно, богато, честно и почтенно. – Род правых, это потомство людей богобоязненных, живущих но заповедям Божиим, благословится и Богом, и людьми (ср.Пс.127). – Слава и богатство будут в доме – семействе и хозяйстве его, и правда – праведность будет пребывать всегда, ибо благочестие праведников хранится и в их отдаленных потомках из века в век. – Таким праведникам и во тьме, воссиявает свет, – и при бедствиях Господь посылает утешение и спасение. Так благословляется милостивый и щедрый и праведный. Так были благословенны Авраам, Иов, Давид и многие другие праведники.

5–6. Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. В память вечную будет праведник.

Благ человек, кто щедр и милостив, – дает и взаймы и без возврата: такой всем полезен и от всех почтен. – Он устроить слова свои на суде, – дела, о которых ему придется говорить на суде, он приведешь к доброму решению: ибо он, по своему милосердию, не будет требовать возврата денешь с неоплатных должников, не будет отнимать у них последнего достояния – рабочих животных или самих обращать в рабов, как то делали жестокие заимодавцы, – не будет подкупать судей-лихоимцев в свою пользу, и проч. Напротив, на суде он будет поступаться своим правом, своей собственностью – неимущим, сам будешь ходатайствовать об избавлении немощных от притеснения их сильными. Вот такой праведник во век не поколеблется в своей правде, а вследствие того, и в своем благополучии. В память вечную будет праведник, – потомство такого праведника, сохраняя его веру и благочестие, а также унаследованное от него благословение и благополучие, сохранить и память о нем из века в век.

7–8. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, Дóндеже воззрит на враги своя.

Праведник, слыша весть о зле – о приближающемся грозном бедствии в его личной или общественной жизни, – не убоится: ибо его сердце готово – настроено надеждой на Господа, и в этой надежде оно утвердилось, так что никакая молва, как бы она ему ни угрожала, не поколеблет этой надежды. При этой надежде на Господа праведник не убоится не только заочных угроз от своих врагов, но и при появление и нападении их лицом к лицу.

9–10. Расточи, даде убогим: правда его пребывает в век века: рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет.

Праведник расточает – щедро раздает свои средства не только взаймы, но и безвозвратно: он дает убогим, кто не может сам приобрести своим трудом и не может возвратить взятого займа. И такая его праведность пребывает во век, ибо она есть выражение вечной правды Закона Божия. – Рог его вознесется во славе, – оружие его в борьбе с врагами, по благоволению Божию, увенчается победой над ними, как некогда праща Давида над копьем и мечем Голиафа (ср.Пс.5:13; 43:6; 88:18, 25; 131:17; 148:14). – Напротив, грешник – нечестивый, не имеющий в сердце страха Божия, не желающей исполнять заповедей Господних (ст. 1), увидит это благополучие праведника и прогневается – раздражится, – будет завидовать и досадовать так, что и поскрежещет зубами своими, – проникаясь зверской злобой, готов будет растерзать праведника, но не сможет сделать ему вреда: и растает – в бессилии своем будет оплакивать злобу свою под тяжкими ударами гнева Божия... Желание грешника погибнет, – он не получит желаемого им благополучия, коим в его глазах будет наслаждаться праведник, напротив, его участь – погибель...


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle