Источник

Псалом 112

Да будет вечно и во всем мире благословенно имя Господа, возвышающего смиренных.

Аллилуиа. То есть: «Хвалите Бога».

1–4. Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его.

Псалмопевец, обращаясь к сонму левитов, как служителей алтаря Господня, приглашает их торжественно прославлять Господа. – Служители Царя небесного, вы, как отроки – слуги царя земного, прославляйте Имя Господне, – восхваляйте свойства и совершенства Господни в пении. – Да будет Имя Господне благословенно от ныне и во век. – От востока солнца до запада да будет прославляемо Имя Господне, иначе – между народами всей вселенной. Да будет так потому, что «высок над всеми народами Господь», как Царь всего мира. – Над небесами слава Его, т. е. престол Бога, как Творца мира, над небесами, или выше неба, и облачного и звездного. Престол сей – слава Его, ибо окружен тьмами тем небесных воинств Его, как Царя-Вседержителя, (ср. 3Цар.22:19; Ис.6:1; Иер.1:22–24; 2:1,12–13,23; Дан.4:14; 7:9–10).

5–6. Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли.

С чувством глубокого благоговения пред именем Божиим псалмопевец спрашивает: «кто как Господь Бог наш»? разумеется – никто: ни царь, какой бы он ни был могущественный; ни бог, какую бы он ни олицетворял силу. – «Бог на высоких живет, т. е. на небесах, но и на смиренных призирает, – как бы приклоняет взор и слух свой, чтобы видеть нужды и слышать мольбы смиренных. Так, Он на небе и на земле: Его воля благая, Его промысл премудрый объемлют весь мир. – «Бог истинный творит все, что хочет на небе и на земле; а идолы – боги язычников, это серебро и золото, дело рук человеческих» (Пс.113:10–12 и сл.).

7–9. Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся.

Призирая на землю, Господь поднимает нищего, поверженного в прах; и от гноища – с груды пепла Он возвышает убогого. Когда нищий, в изнеможении от голода и жажды, надаешь на землю, Господь подает ему пищу, укрепляет и животворить его. Так Он помог Агари с ее сыном Измаилом в пустыне. Когда убогий, лишенный имущества насилием злодеев или сил и здоровья тяжкой, заразной болезнью, в лютой скорби повергнется на пепел (что было в обыкновении у древних); то Господь даже посаждает его с князьями народа своего, – с почетом и властью (обыкновенно у ворот города, на площади). Так именно воздвиг Господь многострадальная Иова от гноища – с пепла, где лежал он, поверженный лютой проказой, и затем возвратил ему большую почесть, чем какою он пользовался прежде, как князь в своем пароде (Иов.2:7–8; 29:5,7–10,21,25; 42:7–10). – Неплодную жену Господь вселяет в дом матерью, радующеюся о детях своих, или – призирал на скорбь и слезы и внимая пламенной молитве жены бездетной и потому уничиженной, Господь дарует ей детей. Так именно призрел Господь на скорбь бездетной Анны и даровал ей благословенного сына – великого пророка Самуила (1Цар.1:5–6,10–11,20).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle