Источник

Псалом 8

Слава Господа Бога открывается в великолепном устройстве вселенной и царственному величии человека – в лице Мессии.

1. В конец, о точилех, псалом Давиду.

Славянское выражение о точилех указывает на время, когда был написан псалом или – по какому обстоятельству. Время «точил» – то же, что время собирания винограда. Грозды винограда, обыкновенно, складывались в обширные ящики, здесь их топтали ногами, чтобы выжать сок, который отсюда точился – стекал в приготовленные для того сосуды; по сему и ящик назывался точило. В еврейском тексте этому выражение соответствует слово на Гефской, т. е. лире, при чем разумеется, что пение этого псалма нужно сопровождать игрою на Гефской лире.

Псалом составлен в благодарение Богу за превосходный урожай винограда, – в чем выразилась великая милость Божия к человеку. По самому предмету своему, псалом имеет характер торжественной песни.

2. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес.

Имя Бога – Иеговы, Бога Вечного – чудно, – дивно, велико, потому что все принадлежит этому имени, ибо все создано Богом Вечным; имя Божие величественно, ибо оно соединяет все неисповедимые совершенства Творца, открытия Им в великолепном устройстве вселенной. (Ср. Исх. гл. 3, ст. 14–15. Апок.1:8). И это великолепие взятся – простерлось превыше небес: слава имени Божия, открывающаяся в мироздании, возвещается и выше небес, – в мире ангелов, созданных прежде неба. – Небо есть престол Божий (Ис.66:1); и имя Божие прославляют сонмы ангелов, предстоящих престолу Божию (Ис.6:1–3). Так, когда были созданы светила на тверди небесной, то восхвалили Господа все ангелы, созданные, очевидно, ранее светил небесных (Иов.38:6–7).

3. Из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника.

Слава имени Божия всегда была предметом песни в устах человека: даже младенцы, ссущие – сосущие грудь матери, дети вместе со своими родителями, предстоя Богу во дворе Его скинии, невольно проникались чувством радости и восторга – при изобилии всех благ жизни, и, как могли, возносили хвалу Богу (ср. Лк.1:41–44). Так Господь совершает свою хвалу – еже разрушити врага и местника – чтобы так уничтожить вражду мстителя – мятежника. Разумеется: в виду дарованного Богом изобилия жизненных благ, враги народа Божия – соседние с ним хананеи – всегда питавшие к нему чувство вражды и мести и позорившие его, принуждены будут замолчать. Так Господь благословляет свой народ и устрояет свое царство между народами.

4–5. Яко узрю небеса, дел персть Твоих, луну и звезды, яже Ты основал ecu. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человече, яко посещаеши его?

Необъятный свод небесный распростерт, видимо, как бы шатер; его темно-лазурный покров уставлен светилами, видимо, как бы ткань, вышитая золотом и унизанная драгоценными самоцветными камнями, что делали искусные жены перстами рук своих (Иов.38:36–37). Созерцая величие небес и стройное течение светил небесных, боговдохновенный псалмопевец преисполняется благоговением и с умилением восклицает пред Богом: «что есть человек, что Ты помнишь о нем?!». – Человек, существо, сравнительно, низкое и слабое, обитатель низменной земли, пред Богом – ничто!.. (Иов.39:33–34. Ис.6:5). Между тем, Господь помнит о человеке и посещает ею – от времени до времени, как бы друг его, являет ему свою милость в том, что посылает ему все дары земли и неба: свет, ветер, дождь, a вместо – хлеб, вино, масло... (Ис.4:7–8).

6. Умалил ecu его малым чим от Ангел, славою и честию венчал ecu его.

Человек создан по образу Божию и по подобию Божию (Быт.1:26). Это превосходство природы человека не только возвышает его над всем неразумным миром, но и приближает его к ангелам. Обладая разумом и свободною волей, человек отражает в себе совершенство Творца: Бог увенчал его славою, так что на земле он явился царем, полно-властелином, повелителем стихий и всех существ, низших его (ст. 7–9).

7–9. И постановил ecu его над делы руку Твоею, вся покорил ecu под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польские, птицы небесные, и рыбы морские, преходящие стези морския.

Сотворив первых людей по образу Своему и по подобию, Бог благословил их и сказал: «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:26–28). И человек некоторое время действительно хранил такое свое совершенство и обладал полным царственным могуществом (Быт.1:31; 2:19–20); но, после грехопадения, лишился своего богоподобия и, поработившись земле, стал в ряд земных тварей, и унизился даже до скотоподобия.

10. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

Псалмопевец, созерцал величие первозданного человека, в высоком восторге, ещё раз восклицает: «Господи, как величественно имя Твое по всей земле!» Сколь велика премудрость Божия в устройстве вселенной, столь же велика благость Божия в промышлении о людях, населяющих землю и обладающих ею, в особенности о народе Еврейском.

Псалмопевец, созерцая величие человека, сознавал в то же время, что он лишился этого величия; он сам исповедует свою греховность, говоря: «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пc.50:7). Посему, не о себе, не о ком другом, подобном себе, говорить Пророк-псалмопевец, а говорить собственно о величии! Сына Божия-Мессии (ср. Ис.2:7–8). – И действительно, в соответствие пророчеству этого псалма, еще в первый год своего служения, придя в Иерусалим на праздник Пасхи, Христос знаменательно показал всем свое право и свою власть, как Сын Божий, полноправный в «дом Отца своего» войдя в храм, Он «нашел, что здесь продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. Сделав бич из веревок, Он выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, и столы их опрокинул. И сказал: дома Отца моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:13–16).

Затем, продолжая свое служение, Христос открыто, прямо, решительно и вслух целого сонма семидесяти своих Апостолов, возвестил о Себе: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молния; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредить вам... В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил cие от мудрых и разумных и открыл младенцам, Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Mне Отцом Моим... Блаженны очи, видящия то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лк.10:17–24).

Уже заканчивая подвиг, своего служения во славу Божию, Иисус Христос, действительно, «из уст младенцев и грудных детей совершил хвалу». Так, когда Он совершил множество чудес в народе Еврейском и чрез то явил свое царственное могущество над всем сущим на земле, пред праздником последней Пасхи, как Царь Cиони «миpa» Еврейского, торжественно вступал в город Иерусалим; то весь народ, сопровождавши Его, и даже дети восклицали: «Осанна Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин.12:12–13; Mф.21:9–16).

Тогда же Христос снова еще раз совершил свое знаменательное действие во храме, как в первую Пасху, – властное изгнание всех торгующих из храма, с их волами, овцами и пр. – «Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорить им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Mф.21:12–16).

Наконец, по воскресении своем, явившись, ученикам своим на горе Галилейской, Иисус Христос сказал им: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Mф.28:16–18).

Но если таково величие Христа. Сына Божия воплотившаяся, то как понимать, что Он, по словам псалма, «не много умален пред ангелами?» – В ответ на это, Ап. Павел учит о Христе Иисусе, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду стал как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякая имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:6–11).

Тот же Ап. Павел, уясняя отношение Христа, Сына Божия, собственно к ангелам, учит о Нем, что Бог «поставил Его наследником всего, чрез которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога и держа все словом силы своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте (неба)... Не Ангелам Бог покорил будущую вселенную... напротив, некто но где засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? не много Ты унизил Его пред Ангелами: славою и честью увенчал Его и поставил Его над делами рук Твоих, все покорил под ноги Его». Когда же покорил Ему все, то не оставил ничего непокоренным Ему. Ныне же еще не видим, что бы все было Ему покорено; но видим, что за претерпевше смерти увенчан славою и честью Иисус, который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Ибо надлежало, что бы Тот, для Которого все, и от Которого все, приводящая многих сынов в славу, вождя спасения их (т. е. Христа Иисуса) совершил чрез страдания (Евр.1,2–3, 2:8–10).

Если же, по Апостолу, и теперь еще не все покорено Христу, то когда же будет все покорено? – На это отвечает тот же Апостол так: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут; каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднить всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложить всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил (Бог) под ноги Его» (1Кор.15:20–27).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle