Источник

Псалом 9

Но суду Господи, враг Давида подвергся вечной погибели: так должны погибнуть и все злодеи – притеснители беззащитных праведников.

1. В конец, о тайных сына, псалом Давиду.

Псалом написан но поводу тайных замыслов, обнаружившихся в заговоре нечестивого сына Давидова, Авессалома, который сам же стал жертвой страшного гнева Божия и подвергся вечной погибели (ст. 6).

2–3. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний.

Когда прекратились все бедствия, а с ними и все скорби Давида, кои он претерпел вследствие восстания против него Авессалома, то он, воспоминая целый ряд благодеяний, оказанных ему Богом, и не редко очевидных чудес, теперь решился обо всем этом торжественно возвестить всем – в звучном псалме. Вдохновенное пение этого псалма и есть священное веселье Давида, служащее внешним выражением его внутреннего, глубокого чувства радости об избавлении от злейших врагов.

4–5. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнуть от лица Твоего. Яко сотворил ecu суд мой, и прю мою, сел ecu на престоле, судяй правду.

Если враги, преследование Давида, возвращены вспять – обратно туда, откуда начали свое преследование, то они изнемогут на пути, преткнутся на нем и погибнуть от лица Божия, т. е. от гнева, какой наведет на них непосредственно Сам Бог. И это – так потому, что Господь Сам производил суд и рассудил прю или тяжбу между Давидом и его врагами. И, совершив это дело, Господь воссел на свой престол, как Судия праведный, – подобно тому, как то делал обыкновенно сам царь Давид.

6‒7. Запретил ecu языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и в век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил ecu, погибе память его с шумом.

Производя свой суд, Господь запретил языком – показал свое негодование и, во гневе своем, воспрепятствовал тем многочисленным толпам народа, кои, во главе с Авессаломом, повели открытую войну против Давида. Тогда, под ударами карающей власти Божией, погибе нечестивый, именно Авессалом, потерявший всякое почтение к родному отцу и всякий страх пред Богом. А сын, вопреки прямой заповеди Божией не оказывающий почитания отцу, достоин проклятия. Посему Господь истребил и самое имя этого сына – злодея на веки и веки – навсегда, т. е. лишил его потомства, которое обыкновенно наследует и хранит имя родоначальника. – Враг, поднявший оружие против законного царя и отца, не мог достигнуть никакого успеха: у него оскудеша оружия, точнее – не стало мечей для битвы, не осталось нисколько совершенно. Обыкновенно, обезоруженные находят защиту в укрепленных местах – городах: но Господь разрушил и города врагов, может быть, посредством землетрясения превратил их в развалины; причем, вместе с прекращением шума падающих твердынь, погибла и память врагов, погребенных под развалинами этих проклятых городов, – подобно тому, как погибли жители Иерихона при осаде его Иисусом Навином.

8–9. И Господь во век пребывает, уготова на суд престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте.

Тогда как нечестивые – враги Господа, противящиеся Его воле, погибают так, что даже и самое имя их истребляется навечно, Сам Господь во век пребывает: Он уготова на суде престол свой – поставил престол твердо, непоколебимо ни для каких врагов и всегда открывает свой суд над всеми ими. Из века в век Он будет судить вселенную – весь народ Еврейский, в его стране, и людей – другие народы – в правде и в правоте, т. е. основательно и совершенно верно или беспристрастно и безошибочно во всех отношениях, с строжайшим возмездием действительным злодеям и с необоримым заступлением за сирых и убогих (ст. 10, 12–13, 35–39).

10–13. И бысть Господь прибижище убогому, помошник во благовремениих, в скорбех. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его, яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих.

Прибежище или убежище, это – такое возвышенное место, где, обыкновенно, спасающиеся бегством или от наводнений, или от зверей, или, чаще всего, от врагов находили пристанище и спасение, будучи здесь уже совершенно безопасны. Таким прибежищем был или заменял его Собою Господь убогому – человеку, не имеющему сил и средств самостоятельно защищаться при нападении врагов. Господь был ему помощником во благовременных – благовременно или в нужное время, именно в скорбех – когда сам он изнурен, угнетен и никто ему не помогает, каким не редко бывал именно сам Давид. – И да уповают на Тя знающш имя Твое – знающие и с благоговением чтущие все совершенства свойств Божиих, соединяемых с именем Божиим: да уповают потому, что Ты не оставил своим заступлением ищущих Тебя, Господи, или желающих получить от Тебя помощь, напротив, Ты был прибежищем убогому... – Пойте Господеви, живущему в Сиони, – здесь, где была скиния, где Господь так не редко и столь много являл своих милостей, здесь – в торжественном пении хвалебных псалмов, при всенародном богослужение особенно на великие праздники, богатые воспоминаниями неисчислимых чудес в исторической жизни Израиля. – Возвестите во языцех начинания Его – не только среди своего народа, но, сколько возможно, и среди других народов должны быть возвещаемы торжественно начинания Господа – намерения, лежащие в основании Его дел и проявляющиеся в совершении их, особенно в защите убогих, скорбящих и других. И это нужно для того, чтобы и другие народы знали Имя истинного Бога. Яко взыскаяй крови их помяну: обыкновенно, по закону, за пролитие крови в убийстве искали суда и мстили кровью за кровь родственники убитого. Но кровь убогих, у кого нет родных, взыскивает Сам Господь, – помнит их и отмщает за них. Так, еще в самом начале времен, Он отмстил Каину, первому убийце, за пролитую им кровь брата, Авеля. Так и вообще не забывает Господь звания убогих или призывания Его на помощь, точнее – молитвенного вопля, с коим убогие обращаются к Богу, в виду явной, неизбежной и смертельной опасности. Так, Он слышал вопль Агари в пустыне и послал ей ангела.

14–15. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных, яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем.

Сознавая свое бессилие в борьбе со многими врагами и признавая, по смирению своему, виновность свою пред Богом, Давид молит Господа о помиловании: просит, чтобы Господь обратил внимание на его смирение – страдание в уничижении от врагов, которые позорили его, именно, как царя. Давид уверен в милости Божией, ибо Господь неоднократно возносил его от врат смертных, разумеется – из подземных пещер, куда, по обычаю Евреев, относили умерших для погребения и где неоднократно спасался Давид, особенно во время гонения на него царя Саула (пещеры Одолламская и др.). И дает обет: как скоро Господь избавит его снова от врат смертных или от смерти и могилы, в которую готовы были низвести его враги его (ср. Пс.7:16), то Он немедленно возвестить все хвалы Господни или о всех славных домах Господа, соделанных ради его спасения; возвестить также при вратах именно дщере Сиони, т. е. при вратах города Иерусалима, где обыкновенно собиралось и правительство, и множество народа2. – И тогда все, здесь сущие, вместе с царем, возрадуются о спасении его самим Богом.

16–17. Углебоша язы́цы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку своею увязе грешник.

Языцы – толпы мятежного народа, под руководством главы заговора – Авессалома, устроили было Давиду пагубу – яму, куда он должен попасть неожиданно и погибнуть; скрыли ему сеть, в которой он должен был неизбежно запутаться ногами: но, неожиданно для них самих и их вождя-злодея, сами они попали в эту пагубную яму, сами запутались в эту сеть… – Так это совершилось по суду Божию: гибель врагов Давида, это – определение суда Божия непреложное: вот почему в делах рук своих, т. е. в сетях своих завяз – запутался и был уловлен сам же грешник – вождь восстания, Авессалом. – Речь приточная. Мятежники подняли восстание против царя Давида; восстание перешло в войну, а война, по воле Божией, окончилась полним поражением восставших и гибелью Авессалома.

18–19.  Да возвратятся грешницы во ад, вси язы́цы забывающии Бога. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца.

Грешницы, это – восставшие с Авессаломом; выхода из Иерусалима за Иордан, для преследования Давида, они мечтали разбить его в сражении и победителями торжественно снова возвратиться в столицу. Но, нет! все эти грешники, забывающие Бога, – ибо преследуют Его помазанника, – пусть возвратятся не в Иерусалим на победные торжества, а во ад, – в могилу, в пропасть, которую они готовили было Давиду (ст. 14–16). Тогда и будет видно, что нищий и убогий не забываются Богом, и терпение их или надежда с терпением на спасение не погибает: ибо Господь совершает свой суд и отмщает за кровь бедных и угнетенных (ст. 5, 8–9, 13, 17).

20–21. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся язы́цы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют язы́цы, яко человецы суть.

Представляя Бога царем, сидящим на престоле – в Скинии, Псалмопевец молит Его восстать и совершит свой суд: да не крепится человек, – не упорствует во зле, не гордится и не преобладает; а напротив, пусть Господь преобладаем над всеми. – Молит Давид, чтобы Господь поставил законоположителя или законного царя над мятежным народом, т. е. возвел снова па престол Давида, чтобы чрез то уразумели толпы народа, что они люди, и, следовательно, противиться Богу не могут, – не могут совершенно устранить законную царскую власть помазанника Божия, напротив, со страхом – благоговением, должны покоряться ему (ср. Пс.2:2–5,9–11).

22–24.  Вскую Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий, увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть.

Представляя Господа царем народа и не видя немедленной кары нечестивым, Давид недоумевает и, с ревностью к правде Божией, спрашивает: «почему Ты, Господи, как бы отступил далече от нечестивых, презираешь – как будто не видишь или видеть не желаешь во благовременних в надлежащее время, именно – в скорбех? – разумеется – когда нечестивые притесняют бедных, а бедные и беспомощные злостраждут от них. – Когда нечестивый проявляет свою гордость в преследовании нищего, то нищий возгарается, т. е. испытывает на себе страшный и беспощадный гнев своего притеснители и всячески лишения от него, как от огня. Увязают в советех, яже помышляют: в своих советах –хитрых замыслах сами же нечестивые увязают – запутываются и уловляются, как бы в сетях, кои они готовили другим (ст. 16, 17). И злодейство грешного – безбожно попирающего всякие права подданных ему (ст. 31), оставаясь долго не наказанным, дает ему основание хвалить преступные похоти своей души и, нанося тяжкие обиды другим, благословлять себя самого, – думать, что он делает хорошо, с очевидной пользой для себя.

25–27. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет, несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время, отъемлются судьбы Твоя от лица его, всеми враги своими обладает. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла.

Притесняя всячески других в гордости своей, нечестивый раздражает Господа – возбуждает Его гнев, – тем, что презирает Его промысл, когда с бесстыдством думает и с дерзостью говорит, что Бог не разгневается на него и не взыщет с него, хотя бы и сильно прогневался (ст. 32. 34). Говоря так, он, очевидно, нежелает представить себе, что есть Бог – Судия; напротив, думает, что Бог ничего не видит, никаких его преступлений не знает (ст. 32). – При забвении о Боге и с презрением к Его промыслу, все пути – направления деятельности нечестивого – оскверняются преступлениями от избытка злых чувств, везде и во всякое время – днем и ночью, дома и у ворот города (ст. 29–31). При совершенном забвении о Боге (ст. 25), отъемлются и судьбы Божии от лица его – он не хочет знать и видеть определений суда Божия, как они совершаются в жизни. – Нет ему суда и от людей: если у него и являются враги, то и это его не беспокоит – на всех врагов своих он смотрит с презрением; а если они ему угрожают или нападают на него, то он легко препобеждает их. И при этом, с полною уверенностью говорит: «останусь непоколебим, – из рода в род без зла», или: «буду жить неизменно благополучно и я, и дети, и все потомки мои»...

28. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь.

Уста нечестивого полны проклятия и горести, и лести, т.е. он постоянно произносить проклятие и оскорбление, и обман; под языком его или из-под языка его, следовательно, вместе с дыханием его груди, из сердца его выходят труд и болезнь – страдание и мучение, т.е. он высказывает такие желания и похоти, которые причиняют другим только страдания, ибо в его – гордость и даже презрение к суду Божию (ст. 25).

29–32. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго, очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей: ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи ѝ в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца.

Нечестивый, не идя по пути, указанному Богом, и увлекаясь похотью души своей (ст. 24, 26), употребляет все усилие своей хитрости, чтобы безнаказанно погубить нищего, ему подвластного (ст. 31). Посему он, вместе с богатыми, сидит в ловительстве – как бы на ловле, в потаенных местах, т. е. участвует в тайных советах, содействуя им в убийстве неповинного. Служа этой преступной цели из-за подкупа от богатых, он внимательно очами своими наблюдает за поведением бедных и, при первой их оплошности или вообще возможности, делает их жертвой своего злого умысла, как бы уловляет свою добычу. Делает он это в тайне – незаметно ни для кого и неожиданно для самого бедного: тем вернее нападение и скорее успех; ловить, еже восхитити нищего, или – устраивает свою ловитву так искусно, что сразу схватывает бедная, как свою верную жертву; делает это подобно льву, который, скрываясь во ограде своей, вдруг набрасывается на свою добычу – проходящее мимо животное, или – как искусный ловец расстилает сети, прикрывает их и мгновенно уловляет свою добычу. Так действует и коварный враг – ложью и лестью, как сетями, запутывает простодушного и невинного и погубляет его. Смирить его – унижаете, бьет, повергает на землю, и тот падает... Так действует злодей особенно успешно, когда он властвует над бедными, когда они находятся как бы в когтях льва... Так действует нечестивый в уверенности, что Бог забыл его, отвратил от него свой взор и не видит совершенно ничего и никогда.

33. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца.

Если убогие – люди лишенные сил и средств, беспомощны и беззащитны; то им необходимо заступление от Бога. А потому – пусть Господь, как истинный царь своего народа, восстанет с престола, поднимет свою властную и крепкую руку – поразит и покарает злодеев – притеснителей и покажет им, что Он не забыл своих убогих до конца, – спас их от верной гибели, какой угрожала им власть злых обладателей (ст. 31).

34–36. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердце своем: не взыщет. Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои, Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди Помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому, взыщется грех его, и не обрящется.

Твердо верующий в непрестанное действие Промысла Божия, Давид глубоко недоумевает – почему нечестивый прогневляет Бога, – именно тем, что говорит в сердце своем или думает, будто Бог не видит его преступной деятельности, а вместе и не взыскивает за преступление. Нет, говорит Псалмопевец, Ты, Господи, видишь; ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, которые нечестивые совершают над другими с жестокостью и яростью; а потому, да будут преданы в руки Твои такие злодеи, кои не знают над собою ничьего суда, коим покорены все их противники (ст. 26). – Тебе Господи – Твоему промышлению предоставлен нищий и сироте Ты будь помощник – будь им вместо отца (ср. Пс.67:6). А чтобы грешный и лукавый или нечестивый и злой снова не мог производить насилие над бедными и сирыми, то – сокруши мышцу такому злодею, – пусть он не владеет своей рукой, как если бы у него были отсечены мышцы – мускулы на руках – так, чтобы он и не мог поднять их на бедного (ст. 30–31). Взыщется грех его и не обрящется – пусть нечестивый подвергнется строжайшему взысканию за свой грех и потом уже и сам не обрящется, – не будет такого грешника, который думает, будто Бог не гневается и не взыскиваете за грехи (ст. 34 и 25, 32).

37–39. Господь Царь во век и в век века, погибнете язы́цы от земли Его. Желание убогих услышал ecu, Господи, уготованию сѐрдца их внят ухо Твое. Суди сиру и смирену, да не приложить ктому величатися человек на земли.

Господь есть вечный Царь народов, вечны и законы Его правосудия; а потому Он не потерпит оскорбления Его промысла со стороны язычников, кои не признают Его всеведения, отрицают Его мздовоздаяниe, – Он истребит их (ст. 25–27, 32, 34). – Да, утверждает Давид, Господь слышит желание убогих – чтобы избавиться поскорее от сетей лукавого злодея; Его ухо внимает уготованию сердца их – их сердечной молитве об этом избавлении. Давид знает это своим сердцем, которое столь постоянно было обращено к Богу... Да будет же на суде Божием и всегда оправдание и заступление сироте и смиренному или угнетенному, чтобы не величался человеке, будто над ним нет и не будет суда Божия, – так, что он будто бы может безнаказанно совершать всякие злодеяния!..

* * *

2

Иерусалим – дочь Сиона, так как самая древняя и главная часть этого города именно Сион – гора и крепость; а позднее, после взятия оной Давидом, построился город Иерусалим и явился, таким образом, как бы дочерью старого Сиона.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle