Источник

Псалом 10

Преследуемый врагами как птица. Давид непоколебимо уверен, что Господь спасет его, а их поразит жестокой карой.

В конец, псалом Давиду.

Из содержания псалма очевидно, что он написан по обстоятельствам времени гонения Давида царем Саулом.

1. На Господа уповах, как речете души моей: превитай по горам, яко птица?

Некогда, преследуемый царем Саулом, Давид пришел в пустыню Зиф. «И пришли Зифеи с юга к Саулу в Гиву и сказали: вот Давид скрывается у нас на холме Гахила, что направо от Иессемона. И встал Саул и спустился в пустыню Зиф» (1Цар.26:1–2). Узнав об этом, Давид переходил с холма на холм, а Саул преследовал его, «как гоняются за куропаткою по горам» (ст. 20). Посему многие, вероятно, насмехаясь, говорили ему: «улетай на горы, как птичка»... и спасай свою душу от смерти. – В ответ на это Давид говорит: «нет», я на Господа уповаю!» – И, действительно, Господь видимо для всех чудесно спасал Давида от Саула.

2–3. Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. Зане яже Ты совершил ecu, они разрушиша, праведник же что сотвори?

Грешницы, это – гонители Давида, именно «царь Саул и с ним три тысячи отборных мужей Израилевых, искавшее Давида по пустыне Зиф» (1Цар.26:2). Они налякоша – натянули лук; уготоваша стрелы в туле – приготовили стрелы в колчане (в мешке из металлических колец или из кожи), готовы были положить эти стрелы на тетиву лука, – состреляти во мраце правые сердцем – идти вместе и подстрелить во мраке – в чаще леса на вершине холма или в расселине узкого ущелья или в средине пещеры – правые сердцем, или истинно в душе невинных, именно Давида и преданных ему честных людей, как Ахимелех, Авесса и др. Зане яже Ты совершил ecu, они разрушиша: что Богу угодно было совершить с Давидом, то есть, помазание его на царство, совершенное Самуилом, по непосредственному повелению Божию, – они, т. е. Саул и преданные ему люди разрушиша – думали уничтожить, изгнав Давида и даже погубив его. Праведник же, именно Давид что сотвори? разумеется, – не сделал никакого зла, которое бы заслуживало такого злодейского преследования.

Эту честность свою Давид доказал Саулу решительно в той же пустыне Зиф и в то же время. Когда Саул остановился станом, расположился на ночлег и спал в своей палатке, то Давид осторожно прошел в палатку, взял копье и сосуд с водою у изголовья Саула и возвратился. При этом, спутник Давида, Авесса хотел было поразить Саула одним смертельным ударом. Но Давид сказал: «да не попустит меня Господь поднять руку мою на помазанника Господня». А затем, выйдя из стана, Давид обратился к Саулу и сказал: «за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? И ныне пусть выслушает господин мой, царь, слово раба своего: если Господь возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою; если же – сыны человеческие, то прокляты они пред Господом; ибо они изгнали меня ныне, чтобы не принадлежать мне к наследию Господа, говоря: ступай, служи богам чужим. Да не прольется же кровь моя на землю пред лицем Господа...» И сказал Саул: «согрешил я; возвратись, сын мой, Давид; ибо я не буду больше делать тебе зло, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я и очень много погрешил» (1Цар.26:5,6,8,10‒12,17–21).

4. Господь во храме святем Своем. Господь, на небеси престол Его, очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человеческие.

Царь Саул, забыв о своем царском помазании, попирая всякую правду, жестоко гонит своего верно-преданного раба Давида; но Господь, истинный царь Израиля, пребывая в своем храме – в скинии и, в тоже время, на небесах, как царь всей земли, видит злодеяния царя Саула. Очи Его на нищего призирает – наблюдают внимательно за нищим, – Он не отводит от нищего своих глаз; в то же время вежди Его испытаете сыны человеческие – пристально, смежив вежди, Он смотрит за грешными людьми, кои преследуют Давида (1Цар.26:19). Посему от Господа не укроется никакое их злодейство, хотя бы оно совершилось и во мраке (ст. 2), и – будет жестоко наказано (ст. 5–6; ср. 1Цар.26:19,23).

5–7. Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу. Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. Яко праведен Господь и правды возлюби, правоты виде лице Его.

Господь испытывает праведника и нечестивого – одного подвергает бедствиям, другому попущает его злодейство, – то и другое ради воздаяния (1Цар.26:23). – Посему, кто любит неправду и преследует праведника, тот настолько же ненавидит свою душу, ибо за преследование праведных Господь подвергает лютой казни нечестивых, именно: одождит на грешники сети – пошлет на них сети в несчетном количестве, в виде уз и кандалов, за то, что они шли стрелять праведника во мраке (ст. 2–3); одождит на грешники огнь и жупел – прольет дождем огнь молний и серный пламень, как послал Он это на проклятые города Содом и Гоморру; пошлет на грешников дух бурен – бурный палящий вихрь. И все это есть часть чаши их или «доля их из чаши». По обычаю народа Израильская, в каждой семье за столом, особенно в праздничное время, подавалась общая чаша вина, в коей всякий член семьи имел свою долю. Подобно тому, и на трапезе Господа, как отца своего народа, отца сирых и судии вдовиц (Пс.67:6), каждый имел свою долю. Но вот, нечестивым, вместо радости, Господь пошлет страшную скорбь, даже погибель, за то, что они лишают общения с народом Божиим невинного праведника, каким именно и был Давид (1Цар.26:19). Все это будет так непременно, ибо Господь праведен, как судия, – правду возлюбим, а потому и следить за праведными и беззаконными внимательно –неотступно (ст. 4–5), – Он видит правоты полную справедливость, т. е. дает такое определение своего суда, что преследуемый праведник является оправданным совершенно, во всех отношениях.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle