Псалом 25
Незлобивый находит оправдание и спасение у Бога.
Псалом Давиду.
1. Суди ми Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая не изнемогу.
Оклеветанный и гонимый многими врагами, Давид ищет суда, оправдания и спасения у Бога. Не имея в сердце злобы, Давид предавал себя воле Промысла Божия, в надежда, что не будет бессилен пред врагами, потому что Господь помогает всем, кто на Него надеется, в особенности незлобивым.
2–3. Искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое. Яко милость твоя пред очима моима есть, и благоудих во истине Твоей.
Как достоинство металлов узнают, отделяя нечистые примеси огнем, так и Господь, действиями Своего Промысла, может узнать незлобие Давида, – основание его надежды (ст. 1-й), ― подвергнув испытанию его внутреннюю жизнь, чувства сердца.
4–5. Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.
Как «незлобивый», Давид не пребывал в собрании, замышлявшем какой-либо коварный план для совершения преступления. Проникнутый ревностью к закону Божию, он ненавидел собрание лукавых, которые, не имея страха Божия в сердце, при помощи коварства, готовы совершить всякое дело законопреступное (ср. Пс.1:1–2).
6–7. Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя.
В знак совершенной чистоты сердца, а вместе мыслей и действий, царь-праведник готов пред всеми умыть свои руки и тем торжественно, пред народным собранием, засвидетельствовать свою искреннюю преданность правде, – (как то обыкновенно делалось в древности). Так нужно было сделать потому, что кровный сын Давида возмущал народ, говоря, будто у царя-отца его – никто не найдет правды. – С клятвою свидетельствуя о своем незлобии, умывая руки в неповинности, Давид готов стать пред лице Божие – пред жертвенником, чтобы здесь, вместе с преданными Богу рабами, найти для себя утешение и убежище от лукавых врагов. Утешение же Давида – в славословии Господа: в священных песнях он слышит сказание о дивных чудесах в древнее время, в псалмах своих он возносит благодарение Богу за великие Его милости к себе лично.
8. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея.
Дом Божий, это скиния, вновь устроенная Давидом и поставленная на Сионе. Слава Божия, это светозарное облако, нисшедшее на Святое Святых и освятившее эту часть скинии, где был поставлен ковчег завета – видимый престол невидимого Бога, истинного Царя над Израилем. Убранный дорогими тканями и художественными предметами, при торжественном богослужении, в присутствии многочисленного сонма святых чтителей Иеговы, «Дом Божий» был величественным образом царства Божия и для благочестивого царя был привлекательнее его роскошного дворца, построенного вблизи этого «селения славы Божьей».
9–10. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живот мой, их же в руку беззакония, десница их исполнися мзды.
Между тем как около царского дворца гнездились злоба, коварство и всякое беззаконие, в «Доме Божием» обитала правда: посему здесь и был надежный кров для царя-праведника. Удалившись от «сонма суетного» (ст. 4) и находясь здесь, Давид справедливо надеялся, что Господь уже не погубить его с «нечестивыми», составляющими этот сонм ради того, чтобы проливать кровь, – для того, чтобы совершать беззаконие... в благодарность за взятки! – Таким «людям кровопролития» – неизбежная гибель.
11. Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя.
Твердо уверенный в своем «незлобии» – вопреки клевете врагов – и в сознании, что только «неповинный руками и чистый сердцем» может обитать на Сионе – пред Богом (Пс.14:1–2), Давид повторяет еще раз и решительно свою молитву об избавлении от «законопреступных».
12. Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господа.
У «нечестивых» в одной руке беззаконное дело (обвинение невинного), в другой – плата за такое беззаконие (ст. 10), а у Давида даже и нога не становилась на том месте, где они заседали и творили лукавство (ст. 4), ― он ходил по незлобии своего сердца» (ст. 11) и «стоял на ровном месте». Как путник, идя по прямому, ровному пути, достигаете верно и успешно цели своего путешествия, так и Давид, неуклонно следуя закону Божию во всей его чистоте (ст. 2–3), твердо надеется получить новую милость от Бога – оправдание от клеветы; и эта милость Божия, как и все другие, будет предметом новой вдохновенной хвалебной песни, которую он воспоет в собраниях народа, какие обыкновенно бывали во дни праздников.
Образ праведника, гонимого клеветниками, но находящего спасение под кровом «Славы Божией», применим и ко Христу. Оклеветанный врагами – будто Он развращает народ, попирает закон (напр. о Субботе), – поставленный ниже злодея Вараввы, Христос был совершенно ни в чем невиновен: и если не сам Он, то высший судья Его, Пилат торжественно пред народом «умыл руки» и тем засвидетельствовал невиновность обвиненного и преступную клевету обвинителей Его (Мф.27:23–24). И преданный всецело воле Божией, незлобивый как Агнец Божий, человек Христос Иисус избавлена, даже от самой смерти.
Воскресший, Он благовестил Славу Божию в среде церкви Апостольской, затем – чрез Апостолов – в церкви Иудейской и во всем мире.