Источник

Псалом 24

Кротких и богобоязненных Господь охраняет своим законом и тем спасает от бед и скорбей со стороны врагов.

Псалом Давиду.

1–3. К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще.

При умножении сердечных скорбей и нужд, во смирении и страдании, Давид обращается к Богу с молитвой о Его благости. – К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, говорит Давид, – обратил мысль и сердце к Твоей высокой помощи, в надежде, что не подвергнусь постыждению и посмеянию со стороны своих многих врагов – ненавистников (ст. 19): ибо вси терпящии Тя или с терпением ожидающие Твоей помощи, не постыдятся, – Ты не дашь восторжествовать над ними врагам их. Напротив, постыдятся творящии беззаконие или отступающее от Тебя беззаконно, ибо посему самому они никогда не достигнуть того, к чему стремятся.

4–5. Пути Твоя, Господи, скажи ми и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою и научи мя, яко Ты ecu Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день.

В твердом убеждении, что беззаконные постыдятся при своем беззаконии (ст. 3), Давид желает утвердиться в законе Божием непоколебимо и просить Господа: «укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим, направь меня на истину Твою, и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; и Тебе терпех весь день – с терпением надеялся на Тебя всегда. Разумеется: научи меня Закону Твоему и всем его заповедям, коими определяются все пути и стези жизни, т. е. образ мыслей и направление действий воли человека.

6–7. Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея и неведения моею не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.

Давид, прося Бога, чтобы Он научил его закону и тем избавил от прегрешений (ст. 4–5), надеется, что Бог услышит его молитву, и эту свою надежду основывает на том, что Господь являл свои щедроты и милости от века –всегда, с начала вступления Его в завет с народом Израильским, – ему сам Господь на Синае дал Свой закон для освящения и просвещения. Посему и Давида Он не оставить Своей милостью: в надежде на такую милость Давид и просит: «грехов юности моей и неведения моего не поминай, ибо в юности человек многое делает по неведению закона и по неопытности в жизни; но – «по милости Твоей вспомни меня», или, вспоминай, прости мне многое из содеянного в юности и – не за мои заслуги, а только по своей благости.

8–9. Благ и прав Господь, сею ради законоположит согрешающим на пути. Наставит кроткие на суд, научит кроткия путем Своим.

Соединяя в промышлении Своем о людях благость с правдой, Господь прощает им грехи – по милости своей, но и требует от них исполнения долга по отношению к Себе, а потому полагает закон Свой для согрешающих на пути или уклоняющихся в жизни от ее прямой и высшей цели – благоугождения Богу. Так Господь руководит особенно кротких – добровольно и с любовно покоряющихся Его воле, каким был и всегда желал быть Давид.

10–11. Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его и свидения Его. Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.

Bсе пути Господни – действия Его промышления – суть милость и истина: они открывают и правду Его закона и милосердие хотя к нарушающим этот закон, но и взыскающим завета Его и свидения Его – стремящимся сохранить завет с Ним и, по условию этого завета, – знать и ревностно исполнять свидения Его – непосредственные откровения Его благой воли. Таким был Давид; посему он и просит: «ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое; ибо велико оно». Так говорит Давид в смиренном сознании своей греховности вообще и – в виду скорбей, нужд, страданий и множества врагов – ненавистников ст. 17–19).

12–13. Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит ему на пути, его же изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю.

Давид, твердо убежденный, что Господь благ и прав ко всем кротким, спрашивает: «кто есть человек, боящийся Господа»? – разумеется, кто бы он ни был сам по себе, за его богобоязненность, Господь законоположит ему на пути, ею же изволи – даст ему Свой закон для руководства на том пути или в образе жизни, какой Ему угодно будет избрать и указать такому человеку. Душа его – такого богобоязненная человека – во благих водворится, – будет жить при постоянном обилии всех благ. И семя его наследит землю – потомство благочестивого человека, естественно, также благочестивое, после смерти своего предка, благословенного Богом, по наследству будет обладать его землею со всеми ее благами. Таковыми богобоязненными и благословенными людьми были патриархи Еврейского народа – Авраам, Исаак, Иаков и верное вере их благословенное их потомство, как и сам Давид с лучшими потомками своими.

14. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им.

Для тех, кто боится Бога или благоговеет пред Ним, Он – держава, – Он охраняет их своим законом, властью и силой. И завет Его явит им –покажет, что Он верен в завете с ними, и – что обетовал, все исполнить. Так Он многократно свидетельствовал о верности своему завету с Авраамом и Иаковом и точно исполнил все данные им величайшие обетования об их благословенном племени, особенно – когда водворил их в земле обетованной, «текущей медом и млеком» (ст. 13).

15. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои.

Так как для людей богобоязненных Господь есть держава (ст. 14), то и Давид обращается к Господу выну – всегда, ибо «Он извлекает из сети ноги его», т. е. выводит его из тесных бедственных обстоятельств (ст. 17): или руководить его своим законом, или, по условию своего завета, отражает его врагов силою своею (ст. 20–21).

16–18. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищь есмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя.

Как всегда при трудных обстоятельствах Давид обращал свой молитвенный взор к Богу (ст. 15), так и теперь молит Его об избавлении от всех скорбей. – «Призри на меня и помилуй меня, говорит Давид, яко единород – одинок и, в этом одиночестве, беспомощен и нищь есмь аз – не имею тех благ, коими обыкновенно пользуются люди богобоязненные – здоровья, спокойствия души и пр. (ст. 12–14). Между тем, скорби моего сердца умножились, – выведи меня из моих тесных обстоятельств; вижд смирение мое и труд мой – воззри на мое уничижение и страдание и «прости мне все грехи мои», – за которые, разумеется, посланы все эти страдания.

19–20. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя.

Если, с одной стороны, была велика скорбь Давида, то, с другой – множество врагов, и – тем большая опасность, а потому и скорее должна быть помощь: тем справедливее будет в нему благая воля Божия, что его враги ненавидят его совершенно неправедно – не имея никакого основания в делах Давида и не имея надлежащего уважения к нему, как священному лицу – помазаннику Божию. И если Господь сохранить ею сушу – избавит его от смерти, то, вместе с тем, избавит его и от постыждения: враги увидят, что Давид не напрасно надеялся на Бога, который Сам спас его, что они напрасно преследовали его своей лютой злобой.

21. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи.

Когда Господь избавит Давида от злобы его врагов – ненавистников (ст. 19–20), то другие люди – незлобивые и правые, видя близость Бога к Давиду и его правоту, присоединятся к нему, будут в самом тесном дружеском общении с ним. И это будет также наградой праведнику за его терпение с надеждой на помощь Божию.

22. Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Преследование Давида врагами, взволновавшее весь народ, сопровождалось многими бедствиями и скорбями. Посему, моля о своем избавлении от своих скорбей, он просит Его избавить от них и свой народ, ибо скорби народа были скорбями и царя, любвеобильного Давида.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle